Именем Российской Федерации
11 февраля 2011 года
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:судьи Лепёшина Д.А., при секретаре Евдокимовой А.Н.,с участием прокурора Шарикова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по заявлению Игумного Михаила Владимировича об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Суздальского района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования Суздальский район пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты,
у с т а н о в и л:
Решением главы Суздальского района и председателя Совета народных депутатов от 22 декабря 2010 года №99 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов муниципального образования Суздальский район пятого созыва.
31 января 2011 года постановлением №109 территориальной избирательной комиссии Суздальского района Игумнову М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов МО Суздальский район пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 ввиду непредставления копии документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; документов об изменении наименования политической партии.
Игумнов М.В. обратился в суд с заявлением об отмене данного постановления территориальной избирательной комиссии.
В судебном заседании заявитель настаивал на признании незаконным оспариваемого постановления и обязании территориальной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты по основаниям, изложенным в заявлении. Полагал, что им представлены надлежащие документы в территориальную избирательную комиссию.
Представитель избирательной комиссии Зорина О.А. возражала против удовлетворения заявления. В отзыве и судебном заседании указала на то, что предоставление документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданный ФНС России, а не территориальным подразделением Министерства Юстиции России, которое уполномочено на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, каковым является политическая партия, не соответствует закону. Сообщила, что иные кандидаты представили необходимый документ, выданный на бланке Министерства Юстиции России.
Представитель регионального отделения политической партии Справедливая Россия во Владимирской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора Шарикова А.М., возражавшего против удовлетворения заявления, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 2 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно пункту 2 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10-ОЗ (далее - Избирательный кодекс) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 данного кодекса, иных предусмотренных указанным кодексом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, при наличии решения политической партии, указанной в пункте 19 или 19.1 данной статьи.
Пунктом 18 статьи 30 Избирательного кодекса определено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидата (кандидатов) по одномандатному избирательному округу (одномандатным избирательным округам), помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 Кодекса, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Кодекса в окружные избирательные комиссии официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений (подпункт 2).
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, располагая информацией от налогового органа, уполномоченного вести единый государственный реестр юридических лиц, о внесенной в реестр записи о политической партии или ее региональном отделении, выдает уполномоченному лицу политической партии документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Указом Президента Российской Федерации № 451 от 2 мая 2006 года определен орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере регистрации общественных объединений (политических партий), - Министерство юстиции Российской Федерации.
Таким образом, избирательное законодательство требует предоставления документа конкретного органа, каковым по настоящему делу является Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Владимирской области.
Заявителем представлено в избирательную комиссию выданное и оформленное Федеральной налоговой службой России свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о региональном отделении политической партии Справедливая Россия во Владимирской области от 20 июля 2010 года.
При этом Федеральная Налоговая Служба России согласно положению, утвержденному 30 сентября 2004 года №506 постановлением Правительства РФ, не является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Таким образом, Игумновым М.В. не представлена в избирательную комиссию копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного именно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений (соответствующим территориальным подразделением Министерства Юстиции РФ).
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ от 16 февраля 2009 года №148/1075-5, которым было отказано в жалобе на решение об отказе в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Свердловской области заявителю, не представившему идентичные документы в избирательную комиссию.
Действительно, каждый из видов свидетельств содержит сведения о внесении партии в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако имеет место не только несоответствие органа, выдавшего документ. Так, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, форма которого утверждена Приказом от 3 августа 2009 года №244 Минюста Российской Федерации, помимо сведений о внесении записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, содержит данные о дате и органе, принявшем решение о государственной регистрации. Такая информация в Свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выдаваемом налоговой службой, форма которого утверждена приложением №12 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439, отсутствует.
Кроме того требования Избирательного кодекса по представлению документов более упрощенные по сравнению с Федеральным законом №67-ФЗ от 2 июня 2002 года, подпунктом «г» пункта 14.1 статьи 35 которого предусмотрена обязанность предоставить нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Данное положение предусмотрено в связи с изменениями, внесенными Федеральным Законом №133-ФЗ от 1 июля 2010 года.
Аналогичные изменения в Избирательный кодекс были приняты Законом Владимирской области №70-ОЗ от 9 августа 2010 года.
Предоставление документов, выданных Федеральной налоговой службой России, как было предусмотрено ранее действовавшим законодательством, о чем указано в заявлении, фактически сводится к преодолению действия вступивших в законную силу изменений федерального и регионального законодательства.
Тот факт, что свидетельство ФНС России получено в Управлении Министерства Юстиции Российской Федерации по Владимирской области, наряду со свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, не влияет на выводы суда, поскольку оно оформлено иным органом.
Доводы о несущественности нарушений не могут быть приняты во внимание, закон таких критериев оценки документов кандидата не устанавливает. Исследование вопросов о существенности либо несущественности нарушений закона поставит кандидатов в депутаты, допустивших нарушения и, напротив, представивших документы в соответствии с избирательным законодательством, в неравное положение. Каких-либо объективных препятствий по предоставлению надлежащих документов у заявителя не имелось и суду о них не сообщено.
Кроме того в судебном заседании установлено, что рассматриваемое требование Избирательного кодекса соблюдалось иными кандидатами, которые представили свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, полученное в Министерстве Юстиции Российской Федерации.
Поскольку пункт 4 статьи 33 Избирательного кодекса не предусматривает обязанности избирательной комиссии об извещении кандидата о необходимости предоставления дополнительных документов, то нарушений этих требований закона не допущено.
Таким образом, в регистрации кандидатом в депутаты Игумнову М.В. отказано правильно на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 2 июня 2002 года, поскольку он не представил в избирательную комиссию обязательные документы, необходимые для такой регистрации.
С учетом приведенных оснований к отказу в регистрации доводы об обязательности либо об отсутствии необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих смену наименования политической партии, не влияют на принятое решение.
При таких обстоятельствах, основания для признания незаконным постановления и обязании территориальной избирательной комиссии зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты отсутствуют, поэтому в удовлетворении заявления должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявление Игумнова Михаила Владимировича об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Суздальского района № 109 от 31 января 2011 года «Об отказе в регистрации Игумнова Михаила Владимировича кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования Суздальский район пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8», а также о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию по регистрации Игумнова Михаила Владимировича кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования Суздальский район пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение 5 дней со дня вынесения.
Судья Д.А. Лепёшин