О признании бездействия администрации города Суздаля незаконным. Решение № 2-850/2011 от 03.06.2011



д. 2-850/2011 г.                      

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июня 2011 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой Н. Л.,

с участием прокурора Суздальской межрайонной прокуратуры

Шарикова А. М.,

при секретаре Фоминых К. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по заявлению Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и муниципального образования город Суздаль, о признании бездействия администрации города Суздаля, выразившегося в неоформлении охранного обязательства и паспорта на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...>, незаконным, обязании администрации города Суздаля и общества с ограниченной ответственностью «Ладья» оформить охранное обязательство на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенный по адресу: <...>, в срок до 01.08.2011 года, обязании администрации города Суздаля оформить паспорт объекта культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенный по адресу: <...>, в срок до 01.08.2011 года, обязании общества с ограниченной ответственностью «Ладья» внести изменения в сведения об обременении права собственности на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенный по адресу: <...> органах Росреестра в срок до ***,

У С Т А Н О В И Л:

Суздальский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и муниципального образования <...> обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации <...>, выразившегося в неоформлении охранного обязательства и паспорта на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...> незаконным, обязании администрации <...> и общества с ограниченной ответственностью «Ладья» оформить охранное обязательство на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...>, в срок до ***, обязании администрации <...> оформить паспорт объекта культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...>, в срок до ***, обязани ООО «Ладья» внести изменения в сведения об обремени права собственности на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...>, в органах Росреестра в срок до ***. В обоснование заявления указал и прокурор Шариков А. М. в судебном заседании пояснил следующее. Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в деятельности администрации <...>. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. В соответствии со ст. 9.3. Федерального закона от *** № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения. Согласно ст. 48 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется местной администрацией муниципального образования в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования <...> расположен объект культурного наследия - здание земской больницы, XIX века, по адресу: <...>. Согласно сведениям, представленным Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия во <...>, данное здание является объектом культурного наследия местного значения. Из выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** установлено, что данный объект принадлежит на праве собственности ООО «Ладья». Каких-либо ограничений (обременений) права собственности на данный объект не зарегистрировано. Охранное обязательство на данный объект культурного наследия местного значения, в нарушение требований ст. 48 Закона об объектах культурного наследия не заключалось. Кроме этого, в соответствии со ст. 21 Закона об объектах культурного наследия на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия. В нарушение данных требований администрацией <...> паспорт на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века не оформлялся. По фактам выявленных нарушений Суздальской межрайонной прокуратурой *** в адрес Главы муниципального образования <...> внесено представление об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия. Из ответа на данное представление не следует, что администрацией приняты какие-либо конкретные меры по выполнению обязательств, возложенных законом. Указанное бездействие администрации <...> является недопустимым, поскольку грубо нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования <...>. В преамбуле к закону «Об объектах культурного наследия» отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Представитель администрации <...> Захаров О. А. с удовлетворением заявления Суздальского межрайонного прокурора не согласен. Суду пояснил следующее. Вопросы оформления охранных обязательств и паспортов на объекты культурного наследия местного значения в администрации <...> не были закреплены ни за должностными лицами, ни за отделами администрации <...>. В настоящее время эти вопросы переданы в ведение отдела архитектуры и строительства администрации <...>.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Ладья» в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц федерального уровня в отношении ООО «Ладья» от *** следует, что организация находится по адресу: <...>- а (л. д. 20-30). Телеграмма от ***, направленная судом в адрес ООО «Ладья» не была доставлена ввиду отсутствия данного учреждения по указанному адресу (л. д. 34).

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу ч. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

На основании статьи 6 Федерального закона от *** № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.

Ч. Ч. 1 и 2 ст. 7 того же закона предусмотрено, что гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 9.3. Закона об объектах культурного наследия к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Ст. 21 Закона об объектах культурного наследия установлено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия

В силу статьи 33 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. При этом согласно пункту 2 этой статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление ответственности за перечисленные нарушения, которая исходя из статьи 61 Закона может быть уголовной, административной или иной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 48 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется местной администрацией муниципального образования в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено следующее.

*** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <...> в лице председателя Китаева А. А. и ООО «Ладья» заключен договор купли-продажи имущественного комплекса бывшей земской управы и земской больницы, расположенного по адресу: <...>, 45 (л. д. 39-42).

Из выписок государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***, *** установлено, что здание Суздальской земской больницы принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Ладья», расположенному по адресу: <...>. Каких-либо ограничений (обременений) права собственности на данный объект не зарегистрировано (л. д. 14, 35).

Из письма Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от *** следует, что на территории <...> расположено 15 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Охранные обязательства в отношении объектов культурного наследия местного значения оформляются местной администрацией муниципального образования (л. д. 7). В списке объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории <...> имеется здание Земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...> (л. д. 8).

***1 года на имя главы <...> Гусевой О. К. направлено представление Суздальской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия и привлечении виновных должностных лиц к строгой дисциплинарной ответственности (л. д. 9-11).

Из ответа исполняющего обязанности Главы администрации <...> Вавилина Р. В. от *** на данное представление не следует, что администрацией приняты какие-либо конкретные меры по выполнению обязательств, возложенных Законом об объектах культурного наследия (л. д. 12).

Суд приходит к выводу, что, не оформляя охранное свидетельство и паспорт на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...>, администрация <...> бездействует, что является незаконным, создает препятствия в реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, сохранение и развитие культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) гарантируется в интересах настоящего и будущего поколений.

Таким образом, требования Суздальского межрайонного прокурора об обязании администрации <...> и ООО «Ладья» оформить охранное обязательство на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенный по адресу: <...>, в срок до ***, обязании администрации <...> оформить паспорт объекта культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...>, в срок до *** подлежат удовлетворению.

Рассматривая требование об обязании ООО «Ладья» внести изменения в сведения об обременении права собственности на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенное по адресу: <...>, в органах Росреестра в срок до ***, суд также считает его подлежащим удовлетворению, поскольку собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Суздальского межрайонного прокурора удовлетворить.

      Признать бездействие администрации <...>, выразившееся в неоформлении охранного обязательства и паспорта на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенный по адресу: <...>, незаконным.

     Обязать администрацию <...> и общество с ограниченной ответственностью «Ладья» оформить охранное обязательство на объект культурного наследия местного значения - здание земской больницы XIX века, расположенный по адресу: <...>, в срок до ***.

     Обязать администрацию <...> оформить паспорт объекта культурного наследия местного значения - здание земской больницы 19 века, расположенный по адресу: <...> срок до ***

     Обязать ООО «Ладья» внести изменения в сведения об обременении права собственности на объект культурного наследия местного значения - Здание земской больницы XIX века, расположенный по адресу: <...>, в органах Росреестра в срок до ***.

    Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в десятидневный срок со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                    Н.Л. Васильева