О признании бездействия администрации города Суздаля незаконными. Решение № 2-946/2011 от 17.06.2011



д. 2-946/2011 г.                      

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой Н. Л.,

с участием прокурора Суздальской межрайонной прокуратуры

Шарикова А. М.,

при секретаре Фоминых К. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по заявлению Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и муниципального образования город Суздаль, о признании бездействия администрации города Суздаля, выразившегося в неоформлении паспорта на объект культурного наследия местного значения - Мемориальный знак военнопленным немцам XX века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище, незаконным, обязании администрации <...> оформить паспорт объекта культурного наследия местного значения - Мемориальный знак военнопленным немцам XX века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище, в срок до ***,

                                                У С Т А Н О В И Л:

Суздальский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и муниципального образования <...> обратился в суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании бездействия администрации <...>, выразившегося в неоформлении паспорта на объект культурного наследия местного значения - Мемориальный знак военнопленным немцам XX века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище, незаконным, обязании администрации <...> оформить паспорт объекта культурного наследия местного значения - Мемориальный знак военнопленным немцам XX века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище, в срок до ***. В обоснование заявления указал и прокурор Шариков А. М. в судебном заседании пояснил следующее. Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в деятельности администрации <...>. К вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения. Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется местной администрацией муниципального образования в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования <...> кладбище расположен объект культурного наследия - Мемориальный знак военнопленным немцам, ХХ века. Согласно сведениям, представленным Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия во <...>, данный объект является объектом культурного наследия местного значения. Из выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования <...> от *** установлено, что данный объект принадлежит на праве собственности муниципальному образованию <...>. Каких-либо ограничений (обременений) права собственности на данный объект не установлено. Охранное обязательство на данный объект культурного наследия местного значения, в нарушение требований ст. 48 Закона об объектах культурного наследия не заключалось. В соответствии со ст. 21 Закона об объектах культурного наследия на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия. В нарушение данных требований администрацией <...> паспорт на объект культурного наследия местного значения военнопленным немцам ХХ века не оформлялся. По фактам выявленных нарушений Суздальской межрайонной прокуратурой *** Главе муниципального образования <...> внесено представление об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия. Из ответа на данное представление не следует, что администрацией приняты какие-либо конкретные меры по выполнению обязанностей, возложенных законом об объектах культурного наследия. Указанное бездействие администрации <...> по выполнению обязанностей, возложенных законом об объектах культурного наследия, является недопустимым, поскольку грубо нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования <...>. В преамбуле к закону об объектах культурного наследия отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, влекущих причинение вреда объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление ответственности за перечисленные нарушения, которая может быть уголовной, административной или иной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, государственная охрана объектов культурного наследия обеспечивается наряду с вышеизложенными мерами привлечением лиц к юридической ответственности, в том числе гражданско-правовой.

Представитель администрации <...> Захаров О. А. рассмотрение заявления Суздальского межрайонного прокурора оставляет на усмотрение суда. Суду пояснил следующее. Вопросы оформления охранных обязательств и паспортов на объекты культурного наследия местного значения в администрации <...> не были закреплены ни за должностными лицами, ни за отделами администрации <...>. В настоящее время эти вопросы переданы в ведение отдела архитектуры и строительства администрации <...>.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

На основании статьи 6 Федерального закона от *** № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.

Ч.ч. 1 и 2 ст. 7 того же закона предусмотрено, что гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 9.3. Федерального закона от *** № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Ст. 21 данного закона установлено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия

В силу статьи 33 Федерального закона от *** № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. При этом согласно пункту 2 этой статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление ответственности за перечисленные нарушения, которая исходя из статьи 61 Закона может быть уголовной, административной или иной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 48 того же закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно сведениям администрации <...> от *** в реестре муниципального имущества значится Мемориальный знак военнопленным немцам ХХ века, расположенный по адресу: <...>, Троицое кладбище, входящий в состав объектов культурного наследия местного значения (л. д. 7).

Мемориальный знак военнопленным немцам ХХ века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище, на основании городского Совета народных депутатов ### от *** внесен в реестр муниципального имущества, находящегося на праве собственности у муниципального образования <...> (л. д. 8).

Из письма Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от *** следует, что на территории <...> расположено 15 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Охранные обязательства в отношении объектов культурного наследия местного значения оформляются местной администрацией муниципального образования (л. д. 9). В списке объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории <...> имеется Мемориальный знак военнопленным немцам XX века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище (л. д. 10).

***1 года на имя Главы <...> Гусевой О. К. направлено представление Суздальской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия и привлечении виновных должностных лиц к строгой дисциплинарной ответственности (л. д. 13-15).

Из ответов исполняющего обязанности Главы администрации <...> Вавилина Р. В. от *** и от *** на данное представление не следует, что администрацией приняты какие-либо конкретные меры по выполнению обязанностей, возложенных Федеральным законом от *** № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (л. д. 12). Охранное обязательство по сохранению и охране объектов культурного наследия, в отношении памятников немецким и итальянским военнопленным не оформлено (л.д.16).

Суд приходит к выводу, что, не оформляя паспорт на объект культурного наследия местного значения - Мемориальный знак военнопленным немцам ХХ века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище, администрация <...> бездействует, что является незаконным, создает препятствия в реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, сохранение и развитие культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) гарантируется в интересах настоящего и будущего поколений.

Таким образом, требования Суздальского межрайонного прокурора об обязании администрации <...> оформить паспорт объекта культурного наследия местного значения - Мемориальный знак военнопленным немцам ХХ века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище, в срок до *** подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Суздальского межрайонного прокурора удовлетворить.

      Признать бездействие администрации <...>, выразившееся в неоформлении паспорта на объект культурного наследия местного значения - Мемориальный знак военнопленным немцам ХХ века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище, незаконным.

        Обязать администрацию <...> оформить паспорт объекта культурного наследия местного значения - Мемориальный знак военнопленным немцам ХХ века, расположенный по адресу: <...>, Троицкое кладбище в срок до ***.

       Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в десятидневный срок со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                           Н.Л. Васильева