О признании незаконным решения жилищной комиссии. Заочное решение № 2-760/2011 от 28.06.2011



Дело №2-760/2011г.        

ЗАОЧНОЕ     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Суздаль       28 июня 2011 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Лепешина Д.А.,

при секретаре Евдокимовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале Владимирской области гражданское дело по иску Демкиной М.Г. к администрации муниципального образования город Суздаль                     о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании принять на учет,

установил:

Демкина М.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Суздаль о признании незаконным решения жилищной комиссии №2 от 28 марта 2011 года, утвержденного постановлением администрации МО г.Суздаль № 110 от 28 марта 2011 года, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, просила обязать ответчика принять ее на данный учет.

В обоснование иска в заявлении и представителем Орловой О.В. указано следующее.

Демкина М.Г. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и в соответствии с Федеральным законом                        «О ветеранах» имеет право на получение жилья при постановке на учет в качестве нуждающейся жилом помещении. В ее собственности отсутствует какое-либо недвижимое имущество, пригодное для проживания. Она действительно до 18 февраля 2011 года проживала в доме своей дочери. Однако ввиду конфликтных отношений была вынуждена сменить место жительства и зарегистрироваться в квартире, принадлежащей мужу ее внучки, где зарегистрировано и проживает пять человек. Обеспеченность общей площадью данного жилого помещения составляет 8,52 кв. метров, что является менее учетной нормы.

Истица в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила требования удовлетворить, рассмотрев спор без ее участия.

Представитель ответчика уведомлен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается его подписью о явке в судебное заседание, в суд не явился, письменных возражений по существу спора не представлено (л.д. 157). Представитель истицы настаивала на рассмотрении дела по существу, заявив ходатайство о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства. Суд установил, что ответчиком, которому ранее разъяснялись его права, не указано уважительных причин неявки и не представлено доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании. При таких обстоятельствах суд, учитывая равенство всех участников процесса перед законом и судом, полагает возможным разрешить возникший спор и вынести по делу заочное решение.

Изучив материалы дела, выслушав обоснованность доводов иска, суд приходит к следующему.

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года                               № 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин                   (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Из материалов дела установлено следующее.

Демкина М.Г., инвалид второй группы, является бывшей несовершеннолетней узницей концлагерей (л.д. 17-23).

Согласно представленным Управлением службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области сведениям из ЕРГП, а также Суздальского филиала ГАУ Владимирской области «БТИ» Демкина М.Г. в собственности недвижимого имущества не имеет (л.д. 29-30, 42-43).

Демкина М.Г. с 19 октября 2007 года была зарегистрирована по адресу: <...>, а с 18 февраля 2011 года по настоящее время по адресу: <...> (л.д. 24).

2 марта 2011 года Демкина М.Г. обратилась с заявлением к ответчику о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях (л.д. 36).

Из решения администрации города Суздаля № 2 от 28 марта 2011 года, утвержденного постановлением главы города Суздаля № 110 от 28 марта 2011 года, следует, что отказывая в удовлетворении Демкиной М.Г. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия руководствовалась положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку истица намеренно ухудшила свои жилищные условия (л.д. 7-9).

Суд находит принятое решение указанной комиссии подлежащим отмене ввиду того, что оно не основано на законе и принято без учета фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение по делу.

Судом и при оспариваемом отказе ответчиком установлено, что Демкина М.Г. зарегистрирована и проживает в квартире, площадью 42,6 кв. метра, находящейся в собственности «Г». Общая площадь квартиры, определяемая в соответствии с положениям пункта 5 статьи                15 Жилищного кодекса Российской Федерации как сумма площади всех частей жилого помещения, согласно техническому паспорту составляет 42,6 кв. метров (л.д. 72-113).

Согласно сведениям МУП «Суздальский фонд имущества» в данной квартире имеют регистрацию по месту жительства Германовы М.В. с 2007 года, Мелитина Викторовна с 2007 года, Виктор Анатольевич с 2008 года, Иван Анатольевич 2008 года, Дмитрий Анатольевич с 2008 года (л.д. 44-45).

Таким образом усматривается, что обеспеченность данным жильем на зарегистрированных лиц, включая истицу, составляет 8,52 кв.метра, что является менее 10 кв. метров учетной нормы, установленной на территории рассматриваемого муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что смена места регистрации и жительства истицы ввиду переезда из дома, общей площадью 250,8 кв. метров, по адресу: <...>, принадлежащего на праве собственности «П», дочери истицы, являлся вынужденным (л.д. 116-151).

Из показаний допрошенных свидетелей «П»,                        «Г», «К», «М» установлено, что с февраля 2011 года Демкина М.Г. действительно проживает по адресу:                                                    <...>. За период времени с 2007 по 2010 года у нее с дочерью («П») сложились конфликтные отношения, поскольку в силу преклонного возраста и состояния здоровья истицы между ними случались частые ссоры. Демкину М.Г. не устраивали устои семьи дочери, порядок ведения домашнего быта. Истица требовала от дочери тишины в доме и возражала против присутствия посторонних лиц, а равно родственников (внуков). В 2011 году совместное их проживание в одном жилище стало невозможным, поэтому на ее просьбу «Г» разрешил Демкиной М.Г. перевезти свои вещи в его квартиру, зарегистрироваться и проживать в данном жилье.

Сведения, указанные свидетелями о фактическом проживании истицы и тяжелом состоянии здоровья, согласуются с содержанием рапорта УУМ ОВД по Суздальскому району и справкой из МУЗ Суздальская ЦРБ                      от 28 июня 2011 года (л.д. 154).

Указанные обстоятельства не устанавливались данной комиссией, которая ограничилась проверкой факта регистрации Демкиной М.Г. в квартире, в которой проживает заявительница, расценив это обстоятельство как преднамеренное ухудшение жилищных условий, не приняв во внимание следующие положения действующего законодательства.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235                  «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, не признанным инвалидами, предписано предоставлять льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Положения данного Указа разъяснены в письме Минтруда РФ                    от 17 ноября 2000 г. № 8299-ГК «Об анализе обращений граждан и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в Минтруд России».

Статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года                    № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта                 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в частности обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Позиция комиссии администрации МО город Суздаль о том, что истица умышлено ухудшила свои жилищные условия в связи с переселением в указанную квартиру, является ошибочной, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения. Следует отметить, что объем жилищных прав, который истица имела в отношении жилья по адресу: <...> и который она приобрела в отношении <...>, не изменился, поскольку как в ранее занимаемом жилище, так и в занимаемую в настоящее время квартиру Демкина М.Г. вселена с согласия собственников, без наличия иных правовых оснований. При этом она не имела и не имеет права пользования иным жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение.

С учетом изложенного жилищной комиссии необходимо было установить и представить суду, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершила заявительница, являются ли они умышленными и недобросовестными, дав правовую оценку фактическим обстоятельствам дела, включая факт смены регистрации в квартире меньшей площади.

В связи с тем, что доказательства по делу указывают на отсутствие у истицы права проживать в жилом помещении, соответствующему учетным нормам, а также смена Демкиной М.Г. места жительства и регистрации по адресу: <...>, имела вынужденный характер, суд признает ее требования обоснованными.

При этом суд учитывает, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что истица действовала умышленно и недобросовестно.

Таким образом Демкина М.Г. подлежит принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а оспариваемое решение суд считает необходимым отменить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые Демкиной М.Г. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии                               №2 от 28 марта 2011 года, утвержденное постановлением администрации муниципального образования город Суздаль № 110 от 28 марта 2011 года, в отношении Демкиной М.Г..

Обязать администрацию муниципального образования город Суздаль принять Демкину М.Г. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как участника Великой Отечественной войны.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Ответчик вправе подать в Суздальский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения им копии данного решения.

Судья         Д.А. Лепёшин