д.2-1348/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 декабря 2011 года Суздальский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Васильевой Н. Л., с участием прокурора Суздальской межрайонной прокуратуры Куликовой С. В., при секретаре Александровской С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по исковому заявлению Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах Масловой М. Х., к администрации Суздальского района об обязании обеспечить жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди, У С Т А Н О В И Л: Суздальский межрайонный прокурор, действующий в интересах Масловой М. Х., обратился с иском к администрации Суздальского района, с учетом уточнения исковых требований, об обязании обеспечить жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. В обоснование исковых требований указал следующее. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года № 226О3 "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 квадратных метров. Установлено, что Маслова М. Х., *** года рождения, является лицом из числа детей-сирот. В 1993 году ее мать Хохорина Л. Г. умерла, отец Оманов Х. Э. лишен родительских прав. По постановлению главы администрации городаСуздаля от 03.03.1997 №56 в связи со смертью опекуна несовершеннолетняя Маслова М. Х. направлена на воспитание в Покровский детский дом. Собственного жилья Маслова М. Х. не имеет, на иждивении находятся двое малолетних детей. Маслова М. Х. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нарушение указанных требований законодательства до настоящего времени Маслова М. Х. жилым помещением не обеспечена, что влечет за собой нарушение ее прав. В судебном заседании прокурор Суздальской межрайонной прокуратуры Куликова С. В. на удовлетворении исковых требований настаивает, просит суд обязать администрацию Суздальского района обеспечить Маслову М. Х. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. Маслова М. Х. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Представители ответчика - администрации Суздальского района Козленко Е. В. и Федулова Е. А. исковые требования Суздальского межрайонного прокурора признали. Суду пояснили, что Маслова М.Х.является лицом из числа детей-сирот. Ее мать Хохорина Л. Г. умерла, отец Оманов Х. Э. лишен родительских прав. По постановлению главы администрации городаСуздаля от 03.03.1997 №56 в связи со смертью опекуна несовершеннолетняя Маслова М. Х. направлялась в Покровский детский дом. Собственного жилья Маслова М. Х. не имеет, признана нуждающейся в жилом помещении, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель третьего лица - департамента образования администрации Владимирской области Назаренко О. А. рассмотрение исковых требований Суздальского межрайонного прокурора оставляет на усмотрение суда. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. ч. 1, 2, 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени включения в список внеочередников. Нет в ней указаний и на предоставление жилья в порядке очередности лиц той же категории. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 и ст. 57 ЖК РФ обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия в бюджете на это денежных средств. Согласно с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 10 того же закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 167 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Пунктом 5 указанных правил установлено, что перечисление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Маслова М. Х. поставлена на учет на основании п. 8 ст. 1 закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 11.11.2009 года), согласно которой органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. П. 2 ст. 2, ст. 3 указанного закона отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неограниченный срок наделяются органы местного самоуправления ряда муниципальных образований Владимирской области, в том числе муниципального образования Суздальский район. Согласно п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для исполнения мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 года № 55 утвержден Порядок финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пунктом 1 которого установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) осуществляется за счет: субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Пункт 3 указанного Порядка предусматривает, что размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области о предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 1.1 постановления Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 года № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в Порядке, установленном настоящим Постановлением. Пунктом 3 указанного Порядка регламентировано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающиеся в жилом помещении, принимаются на учет исполнительными органами местного самоуправления по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории. На основании пункта 4 указанного Порядка органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля направляют в департамент образования администрации области (далее - департамент образования) сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, согласно приложению № 1 к Порядку. Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что приобретенное жилое помещение органами местного самоуправления передается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма. Постановлением главы Суздальского района от 27.11.2007 года № 2175 утвержден Административный регламент администрации Суздальского района по исполнению переданных государственных полномочий Владимирской области по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из пункта 1. 2 которого следует, что одним из основных направлений работы по исполнению переданных администрации Суздальского района отдельных государственных полномочий Владимирской области по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приобретение для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании установлено следующее. Оманова (Маслова) М. Х. родилась 1 мая 1984 года, ее родителями являются Оманов Х. Э. и Хохорина Л. Г., что подтверждается свидетельством о рождении V-ЧЖ № 250019 (л. д. 17). Мать Масловой (Омановой) М. Х. - Хохорина Л. Г. умерла 29 ноября 1993 года, что подтверждается свидетельством о смерти I-ФО № 385943 от 22 октября 1998 года (л. д. 8). Постановлением главы администрации города Суздаля от 3.03.1997 года № 56 несовершеннолетних Оманову М. Х., Хохорину Е. Х., Хохорину В. Х. направили в детский дом для дальнейшего воспитания, в связи со смертью опекуна Швецовой П. Ф. (л. д. 16). 31 августа 2001 года Оманова М. Х. выбыла из Государственного казенного образовательного учреждения Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Покровский детский дом» в профессиональное училище № 21 поселка Садовый (л. д. 48). С 20 июня 2003 года Маслова М. Х. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>, что подтверждается копией паспорта, адресной справкой ОУФМС в Суздальском районе, справкой ООО «УК Жилкомхоз» от 18 марта 2009 года, в данной квартире также зарегистрированы: Хохорина М. Л., Перцева П. А., Хохорина В. Х., Блохин И. Д., Хохорина Е. Х. (л. д. 11, 18, 47). Собственником квартиры является Хохорина М. Л. (л. д. 52, 57). 18 февраля 2003 года у Омановой М. Х. родилась дочь Перцева П. А., что подтверждается свидетельством о рождении I-НА № 562369 (л. д. 15). 2 ноября 2007 года Оманова М. Х. заключила брак с Масловым Е. К., после заключения брака ей присвоена фамилия Маслова (л. д. 13). 2 октября 2008 года у Масловой М. Х. и Маслова Е. К. родился сын Маслов В. Е., что подтверждается свидетельством о рождении I-НА № 705780 (л.д.14). 18 марта 2009 года Масловой М. Х. подано заявление в орган опеки и попечительства администрации Суздальского района о предоставлении ей жилого помещения в связи с отсутствием собственного жилья (л. д. 7). Суздальским филиалом Государственного учреждения Владимирской области «БТИ» право собственности на территории города Суздаля и Суздальского района за Масловой М. Х. не регистрировалось (л. д. 12), Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области право собственности на недвижимое имущество также не регистрировалось (л. д. 10). мановой М.Х. родилась дочь Перцева П. А. (л. д. 15). Маслова М. Х. состоит на учете в Суздальском районе в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается сведениями о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными председателем комитета по управлению и землеустройству администрации Суздальского района Запрудновой Т.В. 27 марта 2009 года (л. д. 22-26). 30 августа 2011 года Маслова М. Х. обратилась в Суздальскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором просила обратиться в Суздальский районный суд в защиту ее прав, поскольку она является лицом из числа детей-сирот, до настоящего времени жилья не получила, а помещение, в котором она проживает, не соответствует санитарным нормам (л. д. 6). Суд приходит к выводу о том, что предоставление Масловой М. Х. жилого помещения является обязанностью муниципального образования Суздальский район. Разрешение требований о предоставлении лицам данной категории жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение Масловой М. Х. вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах Масловой М. Х., обязать администрацию Суздальского района обеспечить Маслову М. Х. жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах Масловой М. Х., к администрации Суздальского района удовлетворить. Обязать администрацию Суздальского района обеспечить Маслову М. Х. жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в десятидневный срок со дня принятия в окончательной форме. Судья Н. Л. Васильева