О признании права собственности на земельный участок. Решение № 2-1321/2011 от 19.12.2011



Дело № 2-1321/2011                                                                            

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                            19 декабря 2011 года

    Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

    председательствующего судьи Матвеевой И.И.,

    при секретаре Масловой Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале дело по иску Стребыкиной С. А. к администрации муниципального образования Новоалександровское сельское поселение Суздальского района Владимирской области, администрации Суздальского района Владимирской области о признании права собственности на земельный участок,

                                               у с т а н о в и л:

Стребыкина С.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации муниципального образования Новоалександровское сельское поселение Суздальского района Владимирской области, администрации Суздальского района Владимирской области о признании права собственности на земельный участок размером 5 соток, находящийся по адресу: <...>, в порядке наследования после смерти «М», умершей ***.

      В обосновании иска ссылалась на то, что является наследником «М», умершей ***. При оформлении её наследственных прав выяснилось, что в наследственное имущество не может быть включен земельный участок, расположенный в Суздальском районе по адресу: <...>, поскольку на него отсутствуют правоустанавливающие документы. Указывала, что этот земельный участок был предоставлен её матери («М») в 1995 году администрацией АО «Сновицы», так как она являлась владельцем земельного пая и выполняла сезонные работы в совхозе. Однако в СПК «Сновицы» и в администрации муниципального образования Новоалександровское сельское поселение документы о выделении земельного участка не сохранились. Полагала, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии у «М» права собственности на земельный участок по адресу: <...>, поскольку она им добросовестно пользовалась, участок обрабатывался, в него вносились удобрения. Ссылаясь на положения ст. ст. 1112, 1152 ГК РФ, считала, что спорный земельный участок входит в наследство, открывшееся после смерти «М», а она, как наследник принявший часть наследства, имеет право собственности на этот земельный участок.

    В судебном заседании Стребыкина С.А., её представитель Стребыкин А.В.

действующий по устному ходатайству, на иске настаивали по тем же доводам, что изложены в заявлении.

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования Новоалександровское сельское поселение Суздальского района Владимирской области, уведомленный о месте и времени рассмотрения дела (л.д.70), в судебное заседание не явился. И.о. главы администрации Новоалександровское сельское поселение Кирьяновой Н.В. предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации и принятии решения на усмотрение суда (л.д.69).

    Представитель ответчика - администрации Суздальского района Владимирской области, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д.70), в судебное заседание не явился. Представителем Козленко Е.В., действующей по доверенности, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Суздальского района и принятии решения на усмотрение суда (л.д.71-72).

        В соответствии с положениями ст.167 ГПК Российской Федерации суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков - администрации муниципального образования Новоалександровское сельское поселение Суздальского района Владимирской области, администрации Суздальского района Владимирской области, поскольку названные участники процесса надлежащим образом уведомлены судом о месте и времени рассмотрения дела и не просили об отложении разбирательства по делу.

Выслушав объяснения истца Стребыкину С.А., представителя Стребыкина А.В., исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, в связи со следующим.

     Согласно части 1 ст. 1112 ГК Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

     Статьей 1181 ГК Российской Федерации предусмотрено, что принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

В силу части 2 ст.17 ГК Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

    В соответствии с п.9.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может передаваться в частную собственность.

    Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; либо акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; либо выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), или иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» (в ред. от 25.10.96 года № 10) в наследственную массу в установленных законом случаях могут включаться земельные участки, находившиеся в собственности либо наследуемом владении наследодателя, земельные акции (земельный пай), доля в стоимости производственных фондов колхозов (совхозов) или акции на сумму этой доли, владельцем которых являлся наследодатель, а также оставшееся после его смерти другое имущество, которое в силу ст. 213 ГК Российской Федерации может являться объектом права собственности гражданина.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Стребыкина С.А., *** года рождения, является наследником по завещанию имущества «М», умершей *** (л.д. 13, 17, 38-48).

    Как следует из материалов дела № 135/09 о выдаче свидетельства о праве на наследство и имущество «М», умершей ***, наследственное имущество состоит из: земельного участка № 26, находящегося в садоводческом некоммерческом товариществе «Журавушка», расположенном по адресу: <...>, ст. Карякинская; земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: <...>; имущественного и земельного пая в ОАО «Сновицы» Суздальского района Владимирской области; земельной доли, находящейся в общей долевой собственности АО «Сновицы»; вкладов, акций ОАО «Полимерсинтез» (л.д. 38-48).

     23.09.2009 года нотариусом Владимирского нотариального округа Косолаповой Т.Ю., на основании завещания «М», выдано Стребыкиной С.А. свидетельство о праве на наследство, которое состоит из земельной доли площадью 4,89 га, в т.ч. в черте г. Владимира 0,39 га, находящейся в общей долевой собственности АО (СПК) «Сновицы» Суздальского района Владимирской области на землях сельскохозяйственного назначения. Указанная земельная доля принадлежит наследодателю на основании свидетельства на право собственности на землю серия РФ-ХП-335-55 № 0250623, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Суздальского района Владимирской области 07.02.1996 года (л.д. 48).

    В материалах наследственного дела имеется также свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное 08.09.1994 года нотариусом Суздальской государственной нотариальной конторы Владимирской области Вихревой Т.А., после смерти «П», умершей ***, - «М», в котором указано следующее наследственное имущество: жилой дом, находящийся в с. Богослово Суздальского района Владимирской области, принадлежащий наследодателю на основании справки Сновицкой сельской администрации Суздальского района Владимирской области от 31.03.1994 года; земельный участок размером 0,26 га, расположенный в с. Богослово Суздальского района Владимирской области, принадлежащий наследодателю на основании свидетельства на право собственности на землю, выданного Сновицким сельским Советом Суздальского района Владимирской области 04.11.1992 года за № ВЛ-15-202-110-146; имущественный пай в сумме 29000 руб., находящийся в АО «Сновицы» Суздальского района Владимирской области, принадлежащий наследодателю на основании справки вышеуказанного АО от 04.05.1994 года; земельный пай в размере 4,2 га, находящийся в акционерном обществе «Сновицы» Суздальского района Владимирской области, принадлежащий наследодателю на основании справки вышеуказанного АО от 04.05.1994 года (л.д. 44-45).

    Как следует из справки администрации МО Новоалександровское сельское поселение Суздальского района, в похозяйственных книгах отсутствуют записи о наличии у «М» земельного участка, в с. Богослово по улице Летняя; свидетельство о праве собственности на земельный участок согласно книги регистрации ей не выдавалось (л.д.67,68).

    Имеющиеся в деле справки администрации МО Новоалександровское сельское поселение Суздальского района о том, что «М» пользовалась с 1995 года земельным участком с целью огородничества, в <...> (л.д. 15), и о присвоении почтового адреса земельному участку (л.д. 23), не являются правоподтверждающими документами.

    В архиве СПК «Сновицы» Суздальского района не сохранилось документов о предоставлении «М» под огородничество земельного участка размером 5 соток по адресу: <...> (л.д. 52).

    По сведениям ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области земельный участок, находящийся по адресу: <...>, в государственном кадастре недвижимости отсутствует (л.д. 22).

    Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что на день открытия наследства после смерти «М» земельный участок, находящийся по адресу: <...>, не входит в состав её наследства, так как право собственности наследодателя на указанный земельный участок не подтверждено необходимыми документами в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Кроме того, в настоящее время невозможно определить, где и в каких границах выделялся спорный земельный участок. Так как участок надлежащим образом не индивидуализирован, не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, то являться самостоятельным объектом прав, на который может быть признано право собственности он не может.

     При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для признания за Стребыкиной С.А. право собственности на спорный земельный участок в порядке наследования после «М», умершей ***.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                р е ш и л:

      Исковые требования Стребыкиной С. А. о признании права собственности на земельный участок размером 5 соток, находящийся по адресу: <...>, в порядке наследования после смерти «М», умершей ***, - оставить без удовлетворения.

     На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                              И.И. Матвеева