Решение по делу по иску лица к УПФР РФ



Дело № 2-22/1/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сухиничи                                                        16 февраля 2011 года

Сухиничский районный суд Калужской областив составе: председательствующего - судьи Гуровой Т.В., при секретаре Паршиковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русяевой Галины Васильевны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Сухиничском районе Калужской области о признании недействительным решения УПФР об удержании страховых взносов за 2009 год,

у с т а н о в и л :

Русяева Галина Васильевна обратилась в суд с иском, в котором указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была членом КФХ «Нектар», имеющего статус хозяйствующего субъекта без перерыва трудовой деятельности. Полагает, что в связи с увольнением и исключением из членов КФХ с ДД.ММ.ГГГГ прекращена ее обязанность по уплате страховых взносов. Считает постановление УПФР о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам за 2009 год незаконным, нарушающим ее права, и просит суд признать его недействительным.

В судебное заседание истец Русяева Г.В. поддержала исковые требования, в обоснование которых сослалась на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. По существу иска показала, что действительно являлась членом КФХ «Нектар» с момента его создания. Решение о выходе из членов КФХ было, но оно в УПФР не представлялось. До настоящего времени с заявлением о снятии с учета в качестве страхователя в УПФР не обращалась. Полагает, что после увольнения ДД.ММ.ГГГГ и выхода из членов КФХ «Нектар» УПФР не вправе был начислять и взыскивать страховые платежи. Просит суд признать недействительным решение УПФР об удержании с Русяевой Г.В. страховых взносов за 2009 год.

Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда России в Сухиничском районе Калужской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала. В обоснование возражений привела доводы, содержащиеся в предоставленном суду письменном отзыве.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).

Трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", складывается из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста). В условиях действующего правового регулирования размер выплат будущей пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями, при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.

На основании ст. 7, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.

В силу ст.15 Закона №167 застрахованные лица обязаны предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения; соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия.

В соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи, уплачивающие суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа, обязаны уплачивать страховые взносы за текущий год в течение календарного года, но не позднее 01 марта следующего за истекшим календарным годом, и представлять в территориальные органы ПФР по месту регистрации сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период.

Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14). Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что индивидуальные предприниматели подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Уплата индивидуальными предпринимателями за себя страховых взносов, исчисляемых по правилам, отличным от тех, что предусмотрены для лиц, производящих выплаты физическим лицам, не означает нарушение принципа равенства. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П, принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) гарантирует одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, и не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такие различия не являются произвольными и основываются на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права. Данная правовая позиция имеет общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, и, следовательно, конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению способов определения и исчисления страховых взносов для разных категорий страхователей - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих взносы за себя, и страхователей-работодателей, основываясь на различиях в условиях и характере деятельности этих субъектов права.

В соответствии со ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" индивидуальные предприниматели одновременно являются застрахованными лицами и страхователями. В целях указанного Федерального закона главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств приравнены к индивидуальным предпринимателям.

В судебном заседании объяснениями участников процесса и материалами наблюдательного дела установлено, что согласно ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Русяевой Г.В. начислено страховых взносов за расчетный период 2009 года в размере 4850 руб. Данная сумма в нарушение положений закона до 01 марта 2010 года Русяевой Г.В. уплачена не была. Требованием от 24 марта 2010 г. УПФР в <адрес> об уплате задолженности по страховым взносам ( недоимки ) в размере 4966 руб.27 коп, в том числе пени 116 руб.27 коп. образовавшейся на данную дату Русяевой Г.В. предложено уплатить в срок до 12 апреля 2010 года. Данное требование истицей получено. Оплата ею произведена не была, что явилось основанием для вынесения Постановления о взыскании страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в службу судебных приставов для принудительного взыскания задолженности. Исполнительное производство, возбужденное на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с реальным исполнением.

В период с ДД.ММ.ГГГГ Русяева Г.В. без перерыва трудовой деятельности работала животноводом КФХ «Нектар», имеющем статус хозяйствующего субъекта. В период до ДД.ММ.ГГГГ крестьянское хозяйство состояло на налоговом учете, свою деятельность не прекращало. Являясь членом КФХ «Нектар» истица уплачивала страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Решение о выходе из членов КФХ в УПФР не представлялось. До настоящего времени с заявлением о снятии с учета в качестве застрахованного лица Русяева Г.В. в УПФР не обращалась.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, наблюдательного дела Русяевой Г.В. и не оспариваются сторонами, в связи с чем, признаются судом бесспорно установленными.

Во исполнение статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" утвержден «Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации (страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированных платежей» (далее - Порядок), который распространяет свое действие на страхователей, являющихся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств.

В рамах утвержденного Порядка члены крестьянских (фермерских) хозяйств как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица именуются индивидуальными предпринимателями ( ст. 1 ).

Страховые взносы, которые уплачиваются в фиксированном виде, установлены в соответствии с Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются обязательными для уплаты для данной категории граждан до принятия решения о снятии с регистрационного учета в территориальных органах УПФР.

Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержден Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 296п.

В соответствии с установленным порядком снятие с регистрационного учета физических лиц осуществляется по месту их регистрации в территориальных органах ПФР на основании заявления о снятии с регистрационного учета страхователя.

Членство в крестьянско-фермерском хозяйстве в силу п.3 ст.14 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" прекращается в связи с выходом члена из крестьянско-фермерского хозяйства, порядок выхода из членов фермерского хозяйства должен быть урегулирован самим КФХ.

Довод истца в ходе судебного заседания о том, что было решение о ее выходе из членов КФХ «Нектар» в судебном заседании не подтвержден. Достоверных доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства в соответствии со ст.56 ГПК РФ истцом суду не представлено. Более того, им не оспаривается, что данное решение не представлялось в УПФР в <адрес>. До настоящего времени Русяева Г.В. не обращалась в УПФР и с заявлением о снятии с учета в качестве застрахованного лица.

Поскольку соответствующие заявление и решение Русяевой Г.В. на момент принятия оспариваемого постановления не подавались, действия УПФР являлись законными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Русяевой Галины Васильевны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании недействительным решения УПФР об удержании страховых взносов за 2009 год отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья      Т.В.Гурова