РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 августа 2009 года гор. Суворов Тульской области Суворовский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Никифорова В.Г. при секретаре Наташиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-461-2010 г. по иску Леонова В.В. и Леоновой М.И. к администрации муниципального образования город Суворов Тульской области о признании незаконными действия администрации муниципального образования г. Суворов Суворовского района в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Леонова В.В., проживающего по адресу: ..., о признании недействительными и не подлежащими применению с момента вынесения решения жилищной комиссии администрации муниципального образования г. Суворов Суворовского района от 30.06. 2009 г. и постановления главы администрации муниципального образования г. Суворов Суворовского района от 08.07.2009 г. «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Леонова В.В., проживающего по адресу: ...; о признании Леонова В.В. и Леонову М.И., нуждающихся в улучшении жилищных условий; о восстановлении Леонова В.В. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; об обязании администрацию муниципального образования г. Суворов Суворовского района предоставить Леонову В.В. и Леоновой М.И. благоустроенное жилое помещение в первоочередном порядке в государственном или муниципальном жилищном фонде жилой площадью в размере не менее 54 кв. м; о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ..., непригодным для проживания. установил: Леонов В.В. и Леонова М.И. обратились в суд с вышеуказанным иском. Истец Леонов В.В. и Леонова М.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В письменном заявлении просят суд рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с преклонным возрастом, исковые требования полностью поддерживают, доверяют представлять их интересы представителю по доверенности. Представитель истцов по доверенности Побяржина Н.В. в судебном заседании исковые требования Леонова В.В. и Леоновой М.И. поддержала в полном объеме и показала, что супруги Леоновы – Леонов В.В., 1925 г. рождения и Леонова М.И., 1926 г. рождения, являются ветеранами Великой Отечественной войны. Леонов В.В. является инвалидом Великой Отечественной войны. Леоновы оба нетрудоспособные, инвалиды 2-й группы каждый. В настоящее время они сняты ответчиком с очереди на улучшение жилищных условий. На обращение об улучшении наших жилищных условий в администрацию Тульской области им поступил ответ с отказом в удовлетворении просьбы по следующим основаниям. В ответе Департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Тульской области от 29.03.05 года № 20-22-ЛО-95/0 указано, что они зарегистрированы в доме жилой площадью Номер обезличен кв.м., принадлежащем Леонову З.В. до 1990 года на праве собственности, где обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляла по Номер обезличен кв.м., т.е. более нормы (Номер обезличен кв.м.) предоставления жилья в Российской Федерации, и нуждающимся в улучшении жилищных условий Леонов В.В. не являлся. В 1990 году Леонов В.В. подарил свой дом по 1/2 доли сыну (Леонову Г.В.) и дочери (Побяржиной Н.В.), но продолжает проживать с женой и пользоваться жилой площадью. Далее указано, что постановлением главы Муниципального образования «Суворовский район Тульской области» от 29.12.2004 г. № 1089 Леонов В.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в нарушение ст.29 Жилищного кодекса РСФСР и п.7 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Тульской области», утвержденных решением облисполкома от 26.09.1984 г. № 11-503. В соответствии с п.20 в вышеуказанных Правил Леонов В.В. подлежит снятию с учета как необоснованно поставленный. 08.07.2009 г. на основании Постановления Главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района № 166 Леонов В.В. в числе других лиц в соответствии с ч.1 ст.51, п.2 ч.1 ст.56, ст.69 Жилищного кодекса РФ, решением жилищной комиссии администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 30.06.2009 г., снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях. На обращение Леонова В.В. в Департамент социального развития Тульской области в ответе от 18.08.09 г. ему сообщено, что Департамент направил письмо в адрес главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области о проверке обоснованности снятия Леонова В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. На обращение в Администрацию Тульской области в ответе от 15.09.09 Леонову сообщено, что «Леонов В.В. был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий в декабре 2004 года как не имеющий собственного жилья. Дом, в котором проживает Леонов В.В., является собственностью его детей с 1990 года (договор дарения). Согласно Жилищного кодекса РФ, Леонов В.В. потерял право на улучшение жилищных условий, так как является членом семьи своих детей и проживает в доме общей площадью - Номер обезличен кв.м. На основании этого Леонов В.В. был снят с очереди на улучшение жилищных условий. Леонов В.В. является участником Великой Отечественной войны, имеет группу инвалидности, но не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования по месту жительства, поэтому правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 не имеется». В ответе Главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 11.11.09 г. указано, что дом, в котором проживает Леонов В.В., является собственностью его детей. Так же его дети являются собственниками других жилых помещений. В ответе указано, что согласно Семейного кодекса РФ - трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Прокуратурой Суворовского района Тульской области в ответе от 21.12.2009 г. указано, что Леонов В.В. имеет право обжаловать отказ администрации муниципального образования г. Суворов в предоставлении - нового жилого помещения в судебном порядке. Ответом аппарата уполномоченного по правам человека в российской Федерации от 18 февраля 2010 г. также разъяснено, что споры о праве в соответствии с требованиями жилищного законодательства разрешаются в судебном порядке. В ответе Департамента социального развития Тульской области от 24.02.2010 г. указано, что для принятия решения о признании дома, в котором зарегистрирован Леонов В.В., непригодным для проживания необходимо обратиться в администрацию муниципального образования город Суворов Суворовского района с заявлением. Главой администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района в ответе от 15.03.2010 г. сообщено, что 26 февраля 2010 г. межведомственная комиссия администрации муниципального образования Суворовский район обследовала жилое помещение на предмет пригодности или непригодности для проживания. Согласно заключению межведомственной комиссии, жилое помещение, в котором проживает семья Леонова В.В., является пригодным для проживания. Далее имеется ссылка, что отсутствие водопровода и канализационных уборных согласно п.12 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается. В соответствии с указанным сделан вывод о том, что в настоящее время нет правовых оснований для признания Леонова В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Действия должностных лиц по снятию Леонова В.В. с очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконны по следующим основаниям. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, включающие в себя меры на первоочередное внеочередное для инвалидов войны 1 группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется для инвалидов и участников ВОВ по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации". В соответствии с п. 3 «Временного положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденных Постановлением Администрации Тульской области от 07.08.2006 № 387 инвалидам и участникам ВОВ размер субсидии рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для Тульской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и общей площади жилья 36 квадратных метров на каждого. Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения. Вместе с тем в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов" необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Следует отметить, что указанные положения устанавливают конкретный срок, по истечении которого инвалиды и участники ВОВ должны быть обеспечены жилыми помещениями. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в хилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с разделом 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 установлен перечень основных требований, которым должно отвечать жилое помещение. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, имеющих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним. Факт наличия у наших детей другого жилья, общая площадь снимаемого нами жилого помещения указаны ответчиком в качестве основания снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. об обеспеченности жильем. Между тем при вынесении постановления о снятии с очереди не учтены обстоятельства, что Леоновы не проживают со своими детьми для признания членами их семей, как того требуют нормы ст.69 ЖК РФ, а проживают в принадлежащем им доме, который не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Также не учтено то, что дочь Леоновых – Побяржина на момент снятия с очереди проживала в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ул.... г.... с семьей в количестве 3-х человек с мужем-инвалидом 2-й группы, и сыном - инвалидом 3-й группы в доме Номер обезличен по ул.... в г. ..., так как в кв.Номер обезличен дома Номер обезличен по ул.Номер обезличен в г. Номер обезличен зарегистрированы и проживают 5 человек. В соответствии с протоколом № 20 измерений метеорологических факторов от 01 марта 2010 г., проведенных Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области в г. Суворове» в жилом доме Номер обезличен по ул.Номер обезличен г. Номер обезличен, сделано заключение, что параметры микроклимата: температура воздуха, относительная влажность воздуха на обследованных местах не соответствует СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». В соответствии с техническим заключением от 02.04.2010 г. о состоянии основных строительных конструкций строений, входящих в состав домовладения, произведенным ООО «СтройИнвестГрупп» следует, что основные строительные конструкции основного строения лит. А и пристройки лит. а1 домовладения Номер обезличен по ул.... в г.... Тульской области находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Выявлены дефекты и повреждения, свидетельствующие о значительном снижении несущей способности и эксплуатационной пригодности конструктивных элементов. Пространственная жесткость здания уменьшена. Инженерное оборудование жилого дома изношено, существующие эксплуатационные показатели снижены. Проведение указанных ремонтных работ капитального характера экономически нецелесообразно. В процессе производства работ по вскрытию конструкций будут обнаружены дополнительные дефекты и деформации, которые приведут к увеличению объемов работ. Выполнение ремонтных поддерживающих мероприятий целесообразно в связи с большим износом строительных конструкций и значительной потерей несущей способности основных строительных конструкций (конструкции фундаментов, перекрытия, стен) высота жилых и подсобных помещений строения не соответствует требованиям п.22 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Характеристики естественного освещения не соответствуют требованиям п.25 вышеуказанного Положения. Обследованием выявлено наличие следующих факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасности жизни и коровья граждан вследствие: -ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации строения эксплуатационных характеристик; -изменения параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. Таким образом, доводы Администрации МО Суворовский район о том, что спорное жилое помещение является пригодным для проживания, противоречат разделу 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Проанализировав указанные нормы закона судебная практика пришла к выводу о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает регулятивными и охранительными функциями, позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с указанными -нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Леонов В.В. длительное время состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилым помещением никогда не обеспечивался. В соответствии со ст. 288 ГК РФ право собственности на жилое помещение заключается в осуществлении собственником права владения, использования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. Дети истцов дали согласие на проживание в принадлежащем их детям доме, с сохранением регистрационного учета с условием, что истцы обязуются сняться с учета и выехать после получения жилого помещения. Заключение соглашения означало, что собственники жилья дали согласие лишь на временное проживание и регистрацию в их квартире, а не на постоянное проживание. Следовательно, указанное обстоятельство не может означать обеспечение истцов жильем. В данной связи представляется неуместной ссылка ответчика в Постановлении о снятии Леонова В.В. с очереди на ст. 69 ЖК РФ, определяющую права членов семьи нанимателя жилого помещения, к которым они в силу закона как имеющие свою семью перестали иметь отношение. Таким образом, решение жилищной комиссии и последующее постановление администрации о снятии Леонова В.В. с учета нуждающихся в получении жилых помещений лишь на том основании, что истцы обеспечены жилой площадью в доме, принадлежащем на праве собственности их родственникам, и наличием у них других жилых помещений является незаконным. В соответствии действующим законодательством, ФЗ «О ветеранах» и Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исходя из нормы общей площади на Леонова В.В. в размере 36 кв.м. и Леоновой М.И. в размере 18 кв.м. им полагается благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв.м. Представитель истцов по доверенности Данилевская Н.З. в судебном заседании исковые требования Леонова В.В. и Леоновой М.И. поддержала в полном объеме и показала, что постановлением главы администрации МО г. Суворов Суворовского района Тульской области № 166 от 8.07.2009 года, на основании решения жилищной комиссии администрации МО г. Суворов Суворовского района Тульской области истцы были сняты с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает вышеуказанное снятие с учёта не соответствующим закону по следующим основаниям: Истцы сняты с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть по причине утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Ответчик ссылается на то обстоятельство, что в 1990 году Истцы подарили жилой дом, расположенный по адресу: ..., своим детям, однако как пользовались, так и продолжают пользоваться им до настоящего времени. Однако, на момент вынесения постановления о постановке истцов на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (Постановление № 1089 от 29.12.2004 года) право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ... уже было передано детям, соответственно данное обстоятельство не подпадает под категорию «утрата оснований», иных оснований для снятия истцов с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Ответчиком заявлено не было. То обстоятельство, что истцы, в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 51 проживают в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности членам их семьи, также не соответствует действительности. В соответствии с положениями части 1 ст. 31 ЖК РФ, ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, п. 11 постановления пленума Верховного суда РФ № 14 от 2.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Истцы не проживают совместно с собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ..., не ведут совместного хозяйства, не имеют общий бюджет. Факт отсутствия совместного проживания истцов со своими детьми Ответчиком не оспаривается. Кроме того, объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Помещение, в котором проживают истцы, не отвечает вышеуказанным требованиям, не соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, что подтверждено заключением экспертной организации. В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 28.01.2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме, а также признать жилое помещение, расположенное по адресу: ... непригодным для проживания. Представитель ответчика – администрации муниципального образования г. Суворов Суворовского района по доверенности Петрухина Н.С. в судебном заседании исковые требования Леонова В.В. и Леоновой М.И. не признала и показала, что считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Леонов В. В. и Леонова М.И. зарегистрированы и фактически проживают по адресу: .... Дата обезличена года. Леонов В. В. подарил принадлежащей ему на праве собственности жилой дом Номер обезличен по ул. ... в г. ... Тульской области общей площадью – Номер обезличен м.кв., жилой площадью – Номер обезличен м.кв. своему сыну – Леонову Г.В. - ? долю, дочери – Побяржиной Н.В. – ? долю, что подтверждается договором дарения, удостоверенного государственным нотариусом Суворовской нотариальной конторы Тульской области Морозовой А. И. 18.12.1990 г. зарегистрировано в реестре за №1995. Постановлением главы администрации муниципального образования «Суворовский район Тульской области» от 29.12.2004г. №1089 «О постановке на учет для улучшения жилищных условий» семья Леоновых была поставлена на учет для улучшения жилищных условий в муниципальном жилом фонде администрации муниципального образования «Суворовский район Тульской области», на основании заявления Леонова В.В. ст. 29,31 Жилищного Кодекса РСФСР, протокола жилищной комиссии. С 1 марта 2005 года федеральным законом от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" введен в действие новый Жилищный кодекс. При рассмотрении вопроса о сохранении за гражданами права состоять на учете на улучшение жилищных условий постановлением главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 18.07.2009г. №166 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» гр. Леонов В. В. был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по следующим причинам: - в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» «граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части». - в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по следующим основаниям: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. - Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Такими основаниями являются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Также стоит отметить, что ч. 2 ст. 51 ЖК РФ указывает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Леонов В.В. является членом семьи собственника жилого помещения, а именно своего сына – Леонова Г.В., являющегося собственником - ? доли на жилой дом Номер обезличен по ул. ... в г. ..., дочери – Побяржиной Н.В., являющейся также собственником - ? доли на указанный жилой дом. Помимо вышеуказанного жилого помещения, в собственности детей гр. Леонова В.В. зарегистрированы другие жилые помещения: - ..., площадью - Номер обезличен кв.м.; - ..., площадью - Номер обезличен кв.м. - ..., площадью – Номер обезличен кв.м. Постановлением Собрания депутатов муниципального образования Суворовский район от 5 августа 2005 г. №34-404 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании Суворовский район» определена учетная норма для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района гр. Леонов снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, т. к. обеспечен жилой площадью. Необходимо учесть, что на основании технического заключения ООО «СтройИнвестГрупп» от 30.04.2010 г. № 368 «О состоянии основных строительных конструкций жилого дома» при обследовании жилого дома ухудшений в связи с физическим износом строительных конструкций в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями, приводящих к снижению эксплуатационных характеристик до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций не обнаружено (в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47) п. 33). Для дальнейшей эксплуатации здания по функциональному назначению во избежание ухудшения технического состояния строительных конструкций необходимо выполнить поддерживающие ремонтно-восстановительные мероприятия: - частичная замена нижних венцов стен; - замена кровельного покрытия; - выборочный ремонт конструкции чердачного перекрытия; - выборочный ремонт полов. Согласно заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования Суворовский район от 26.02.2010 года о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания жилой дом Номер обезличен по ул. ... в г. ... Тульской области соответствует требованиям предъявляемым к жилому помещению и является пригодным для проживания. Также стоит учесть и тот факт, что в письме департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Тульской области от 19.04.2010 г. № 27-01-14/530 по вопросу разъяснения норм жилищного законодательства при принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан Леонова В.В. сообщает частное мнение. Семья Леоновых была поставлена на учет на улучшение жилищных условий в соответствии со ст. 29,31 Жилищного кодекса РСФСР, как не имеющая своего собственного жилья, т. е. проживающая на условиях найма в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Однако это не соответствует действительности. Леонов В.В. подарил дом, принадлежащий на праве собственности своим детям, являющимся согласно законодательству членами их семьи, но как пользовались, так и продолжают пользоваться ими до настоящего времени. На момент постановки Леонов В.В. проживал со своей женой и был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы (6,5 кв.м.), установленной п. 7 подп. «а» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Тульской области, утвержденных решением облисполкома и облсовпрофа от 26.09.1954г. № 11-503, т.е. нуждающимися в улучшении жилищных условий не являлись и у органа местного самоуправления отсутствовали основания для признания их нуждающимися в жилье. Отсутствует такое основание и на сегодняшний день. Согласно п. 6 ч.2. ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании вышеизложенного в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Собрания депутатов муниципального образования Суворовский район от 5 августа 2005 г. №34-404 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании Суворовский район» администрация муниципального образования город Суворов Суворовского района просит в удовлетворении исковых требований Леонову В.В. и Леоновой М.И. отказать полностью. Представитель третьего лица – департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился. В письменном заявлении третье лицо просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Часть 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ определяет, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Часть 2 ст. 1 ГК РФ устанавливает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с частью 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Исходя из положений ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Как усматривается из материалов дела, на основании постановления главы администрации муниципального образования «Суворовский район Тульской области» от 29 декабря 2004 года № 1089 Леонов В.В. был принят на учет по улучшению жилищных условий и включен в список очередников (т.1л.д. 77,78). Постановлением Собрания депутатов муниципального образования Суворовский район от 5 августа 2005 г. №34-404 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании Суворовский район» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи и учетная норма для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (т. 1л.д. 158-159). Согласно протоколу заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 30 июня 2009 года установлено, в доме, расположенного по адресу: ... общей площадью - Номер обезличен кв.м., жилой - Номер обезличен кв. м. зарегистрировано 2 человека. Леонов В.В., зарегистрированный и проживающий по адресу: ..., жилой площадью обеспечен и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, комиссия решила снять с очереди на улучшение жилищных условий (т.л.д.68-69). На основании постановления главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 08 июля 2009 года № 166 в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 2 ч. 1 ст. 56 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, решением жилищной комиссии администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 30.06.2009, постановлено снять с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Леонова В.В., проживающего по адресу: ... (т. 1л.д. 12). Таким образом, судом установлено, что истцы Леоновы зарегистрированы и проживают в доме, общей площадью -Номер обезличен кв. м., что превышает учетную норму жилого помещения для признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установленную на территории Суворовского района. В связи с чем, требование истцов судом о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее - Номер обезличен кв. м. судом признаются не состоятельными. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 ст. 56 ЖК РФ). Что касается пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, то он сам по себе не может рассматриваться как затрагивающий конституционные права заявителя, поскольку предполагает утрату соответствующего права не произвольно, а в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения данного права. Доводы истцов в части обязательного обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов их семей и участников Великой Отечественной войны, проживающих в неблагоустроенном жилье, судом также признаются необоснованными по следующим основаниям. Основным условием по обеспечению жилым помещением ветерана ВОВ, имеющего право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», является тот факт, что ветеран должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вышеуказанных обстоятельств по делу нет. Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение). На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Распоряжением главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 13 мая 2009 года № 78/1-Р создана жилищная комиссия (т. 1л.д. 93). Пункт 7 «Положения о жилищной комиссии администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района», утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 17 декабря 2007 года № 187/-Р, предусматривает постановку на учет и снятия с учета граждан на получение жилых помещений, а также предоставление жилой площади (т.1л.д. 91-92). Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. 26 февраля 2010 года межведомственной комиссией принято заключение о том, что жилой дом Номер обезличен по ул. ... гор. ... соответствует требованиям к жилому помещению и является пригодным для проживания (т.1л.д. 156-157). Из технического заключения № 275 от 2 апреля 2010 года следует, что основные строительные конструкции основного строения и пристройки домовладения ... находятся в ограниченно-работоспособном состоянии (т. 1л.д. 42-56). Техническим заключением № 124 от 27.05.2010 г. проведенного ООО «Стройэкспертиза» по результатам обследования строительных конструкций фундаментом здания, расположенного по адресу: ... сделан вывод о том, что состояние конструкций аварийное; основными причинами являются: - физический износ материалов конструкций фундаментов; - отсутствие должных мероприятий по текущему и капитальному ремонту; нарушение температурно-влажностного режима подполья. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией (т.1л.д.166-169). Исходя из технического заключения проведенного ООО «СтройИнвестГрупп», № 368 от 30.04.2010 г. о состоянии основных строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: ..., следует, что при обследовании жилого дома ухудшений в связи с физическим износом строительных конструкций в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями, приводящих к снижению эксплуатационных характеристик до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций не обнаружено (в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47) п. 33). Для дальнейшей эксплуатации здания по функциональному назначению во избежание ухудшения технического состояния строительных конструкций необходимо выполнить про поддерживающие ремонтно-восстановительные мероприятия (т. 1л.д. 100-106). Суд, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую оценку, а также исходя из норм закона, также находит необоснованным требования истцов в части признания жилого помещения, расположенного по адресу: ..., непригодным для проживания. Анализ п. 8 ст. 14 ЖК РФ, ст. 235 ГК РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 свидетельствуют о том, что жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания лишь межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. В связи с этим у суда не имеется оснований для признания жилого помещения, указанного истцами непригодным для проживания. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Рассматривая вопрос о признании истцов Леоновых членами семьи собственников жилого помещения суд, исходит из установленных судом обстоятельств. С учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. При этом судом учитывается, что для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. Как установлено в судебном заседании, Леонов В.В. и Леонова М.И. зарегистрированы и проживают по адресу: ... с декабря 1969 года, что подтверждается копией паспорта (т.1л.д.82), выпиской из домовой книги (т.1л.д.83-84), справкой о составе семьи (т.1л.д. 87). 18 декабря 1990 года Леонов В.В. подарил своему сыну Леонову Г.В. и дочери Побяржиной Н.В. по ? доли каждому принадлежащий ему жилой дом общеполезной площадью - Номер обезличен кв.м., в том числе жилой - Номер обезличен кв. м, расположенный в ..., что подтверждается договором от 18 декабря 1990 года (т.1л.д.33). В указанном жилом помещении также были зарегистрированы и проживали дети истцов – Леонов Г.В. и Побяржина Н.В. (т. 1л.д. 37-40). Следовательно, совместное проживание в одном доме, при дарении 1\2 доли каждому учитывалось, и свидетельствует о том, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Таким образом, доводы истцов Леоновых о том, что они не являются членами семьи собственников жилого помещения, принадлежащего их детям, на основании договора дарения судом признаются не состоятельными. На основании всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований и считает, что в иске следует отказать. Руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении всех исковых требований Леонова В.В. и Леоновой М.И. – отказать полностью. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Суворовский районный в течение 10 дней, со дня вынесения мотивированного решения. Председательствующий