РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2010 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сафонова М.Ю.,
при секретаре Копыльцовой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в помещении суда гражданское дело № 2-894-2010 по иску Алексеевой Л.Н. к администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района о признании незаконным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения и признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Алексеева Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Суворов Суворовского района о признании незаконным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения и признании права собственности в порядке приватизации, в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она проживает в общежитии, расположенном в № по <адрес>. <адрес> Тульской области, в комнате №, общей площадью - № кв.м.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она проживает по указанному адресу одна. Поскольку № по <адрес> <адрес> Тульской области находится в ведении МО город Суворов Суворовского района, она в установленном порядке подала заявление о приватизации занимаемого ею жилого помещения.
В приватизации жилого помещения Алексеевой Л.Н. было отказано на основании ст.4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О Приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» так как жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
Отказ администрации МО город Суворов Суворовского района она считает необоснованным и противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.
Она полагает, что в настоящее время, занимаемое ею жилое помещение, является жилым помещением муниципального жилищного фонда социального использования, и не относится к специализированному муниципальному жилищному фонду.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма. Следовательно, общежития, переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В части 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ перечислены виды жилищного фонда в зависимости от целей использования. Согласно указанной норме, а также ст. 672 ПК РФ, если жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам по договору социального найма, то данные жилые помещения относятся к муниципальному жилищному фонду социального использования.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Таким образом, в силу прямого указания закона, она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, и соответственно занимаемое ей жилое помещение в настоящее время является жилым помещением муниципального жилищного фонда социального использования и она имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах отказ ответчика в приватизации занимаемого Алексеевой Л.Н. жилого помещения существенным образом нарушает ее жилищные права и не может быть признан законным.
ДД.ММ.ГГГГ № по <адрес> Тульской области с ее участием была приватизирована в совместную собственность. На момент приватизации она являлась <данные изъяты> Правом приватизации она не пользовалась, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной администрацией МО город Суворов Суворовского района.
Представитель истца - по доверенности Назарова Л.Н., в судебном заседании поддержала исковые требования Алексеевой Л.Н. полностью и дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика администрации МО город Суворов Суворовского района, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель 3-го лица администрации МО Суворовский район в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие. Решение по делу принять на усмотрение суда, в соответствии с действующим законодательством.
Представитель 3-го лица Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом и в суд не представил сведений о причинах неявки своего представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Алексеева Л.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Суворове Тульской области, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: Тульская область <адрес> № что подтверждается справкой администрации МО город Суворов Суворовского района от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии №, Алексеевой Л.Н. во владение и пользование передана комната №, площадью - № кв.м., расположенная в общежитии по адресу: Тульская область <адрес> <адрес> №
Согласно справке администрации МО город Суворов Суворовского района от ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Л.Н., проживая с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в общежитии по адресу: Тульская область <адрес> №, в приватизации не участвовала.
Из выписки (справки) из техпаспорта на объект капитального строительства (недвижимого имущества) по результатам инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ видно, что права на комнату №, расположенную в общежитии по адресу: Тульская область <адрес> № не зарегистрированы, и сделок с ней не проводилось.
В соответствии с ч. 1 ст.5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащих государству (государственный жилищный фонд).
На основании ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии с ч. 1 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке, с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Алексеева Л.Н. занимает изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», вступившего в силу 22 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 года «Вопросы применения жилищного законодательства» <данные изъяты> указано следующее: «Однако на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежития, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям».
Учитывая, что спорное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность в нарушение действующего законодательства о приватизации государственных предприятий, суд полагает, что на данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Из пояснений представителя истца – Назаровой Л.Н. видно, что Алексеева Л.Н. приходится ей дочерью и № будучи в <данные изъяты> принимала участие в приватизации квартиры расположенной по адресу: Тульская область <адрес> <адрес> №, что подтверждается справкой администрации МО г. Суворов Суворовского района от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время Алексеева Л.Н. постоянно проживает в <адрес>, что подтверждается справками администрации МО г. Суворов Суворовского района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, и спорная комната в общежитии является ее последним и постоянным местом жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Судом установлено, что право собственности на объект недвижимости комнату № в № по ул. <адрес> <адрес> Тульской области в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Таким образом, в настоящее время администрация МО г. Суворов Суворовского района не может заключить с Алексеевой Л.Н. договор о безвозмездной передаче в собственность занимаемого ей жилого помещения, поскольку право собственности муниципального образования на данную комнату не зарегистрировано, в связи с чем, невозможно будет зарегистрировать и переход права собственности на спорное жилое помещение к истцу.
Однако суд полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Суворов Суворовского района на комнату № № <адрес> в г. Суворове Тульской области не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку возникновение ее права собственности на спорное имущество не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо не исполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истец Алексеева Л.Н. имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: Тульская область <адрес> №, и за ней должно быть признано право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Алексеевой Л.Н. полностью удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации МО город Суворов Суворовского района в приватизации Алексеевой Л.Н. занимаемой комнаты в общежитии по адресу: Тульская область <адрес> №
Признать за Алексеевой Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на комнату № в общежитии, расположенном по адресу: Тульская область <адрес> №, жилой площадью - № кв.м.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд Тульской области.
Председательствующий