РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Никифорова В.Г.,
при секретаре Наташиной Л.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Суворовского района Абрамовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-11-2011 по исковому заявлению прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по выполнению ремонта дороги,
установил:
Прокуратурой Суворовского района совместно с Отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Суворовскому району проведена проверка состояния дорожного покрытия автодорог в городе Суворове Суворовского района Тульской области.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В ходе проверки установлено, что дорога по улице Пушкина от дома № 6 до дома № 18 в городе Суворове не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597– 93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденного постановлением Госстандарта от 11.10.1993 № 221.
Так, согласно акта обследования дороги № 1 от 24.11.2010 года при обследовании участка дороги по ул. Пушкина города Суворова от дома № 6 до дома № 18 выявлены следующие недостатки: проезжая часть автодороги имеет ямочность, выбоины на покрытии затрудняющие движение автотранспорта и нарушающие требования ГОСТ Р 50597– 93 (п. 3.1.1, 3.1.2); завышены обочины, что приводит к застою воды на проезжей части; пешеходная дорожка имеет повреждения асфальтового покрытия, а в некоторых местах отсутствует полностью; отсутствует наружное освещение.
По результатам проверки 24.11.2010 года Отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Суворовскому району заместителю главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района выдано предписание об устранении нарушений, указанных в акте № 1 от 24.11.2010 года, со сроком выполнения 14 суток.
Информация о ходе выполнения данного предписания ожидалась до 09.12.2010 года. Согласно ответа администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 08.12.2010 года, ремонт дорожного полотна по ул. Пушкина выполнен щебнем. Выполнение работ по ремонту дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597– 93 не представляется возможным из-за погодных условий.
По истечении срока выполнения выданного 24.11.2010 года предписания, 09.12.2010 года Отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Суворовскому району было проведено повторное обследование участка дороги по ул. Пушкина г. Суворова от дома № 6 до дома № 18, в ходе которого согласно акта обследования дороги № 1 от 09.12.2010 года выявлены следующие недостатки: проезжая часть автодороги заснеженная, не обработанная противогололедным материалом, спланирована щебнем, имеет выбоины на покрытии, затрудняющие движение автотранспорта и нарушающие требования ГОСТ Р 50597– 93 (п. 3.1.1, 3.1.2); завышены обочины, что приводит к застою воды на проезжей части; пешеходная дорожка имеет повреждения асфальтового покрытия, а в некоторых местах отсутствует полностью; отсутствует наружное освещение.
Неисполнение указанного предписания существенным образом нарушает требования законодательства и права граждан.
Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Дорожное движение по ул. Пушкина города Суворова осуществляется непрерывно. При этом количество участников дорожного движения – граждан постоянно меняется. Вследствие чего, индивидуализировать граждан, права которых нарушаются не выполнением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, не представляется возможным.
С учетом изложенного, несоответствие дорожного покрытия улицы Пушкина от д. № 6 до д. № 18 города Суворова требованиям ГОСТ Р 50597– 93 «Автомобильные дороги и улицы», нарушает права участников дорожного движения на безопасность, т.е. затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Истец прокурор Суворовского района Тульской области просит обязать администрацию муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области провести ремонт дороги по ул. Пушкина г. Суворова от дома № 6 до дома № 18 в срок до 01 июля 2011 года.
Представитель истца старший помощник прокурора Суворовского района – Абрамова М.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по выполнению ремонта дороги по ул. Пушкина города Суворова от дома № 6 до дома № 18 в срок до 01 июля 2011 года поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО город Суворов Суворовского района Тульской области – по доверенности Петрухина Н.С. в судебном заседании исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по выполнению ремонта дороги по ул. Пушкина города Суворова от дома № 6 до дома № 18 в срок до 01 июля 2011 года признала в полном объеме, но отметила, что стоимость выполнения капитального ремонта дороги по улице Пушкина в городе Суворове от дома № 6 до дома № 18 составляет более №, выполнение работ в срок до 01 июля 2011 года не представляется возможным по следующим основаниям: - финансирование полномочий муниципального образования город Суворов Суворовского района, в том числе ремонт дорог, осуществляется на основании утвержденного бюджета на текущий год по мере его наполняемости в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. В бюджете муниципального образования город Суворов Суворовского района на 2011 год на ремонт дорог предусмотрено № в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» администрация муниципального образования город Суворов Суворовского района обязана провести аукцион на ремонт дороги. На основании вышеизложенного администрация муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области просит установить срок выполнения ремонта дороги по ул. Пушкина города Суворова от дома № 6 до дома № 18 в срок до 31 октября 2011 года.
Признание иска представителем ответчика принято судом.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Суворовского района совместно с Отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Суворовскому району проведена проверка состояния дорожного покрытия автодорог в городе Суворове Суворовского района Тульской области.
Согласно акта обследования дороги № 1 от 24.11.2010 года при обследовании участка дороги по ул. Пушкина города Суворова от дома № 6 до дома № 18 выявлены следующие недостатки: проезжая часть автодороги имеет ямочность, выбоины на покрытии, затрудняющие движение автотранспорта и нарушающие требования ГОСТ Р 50597– 93 (п. 3.1.1, 3.1.2); завышены обочины, что приводит к застою воды на проезжей части; пешеходная дорожка имеет повреждения асфальтового покрытия, а в некоторых местах отсутствует полностью; отсутствует наружное освещение, приобщенного к материалам дела.
По результатам проверки 24.11.2010 года Отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Суворовскому району заместителю главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района Заболотнову О.Н. выдано предписание от 09.12.2010 года об устранении нарушений, указанных в акте № 1 от 24.11.2010 года, со сроком выполнения 14 суток, приобщенному к материалам дела.
Информация о ходе выполнения данного предписания ожидалась до 09.12.2010 года. Согласно ответу главы администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района № 2780 а от 08.12.2010 года, приобщенному к материалам дела, ремонт дорожного полотна по ул. Пушкина выполнен щебнем. Выполнение работ по ремонту дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597– 93 не представляется возможным из-за погодных условий.
По истечении срока выполнения выданного 24.11.2010 года предписания, 09.12.2010 года Отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Суворовскому району было проведено повторное обследование участка дороги по ул. Пушкина г. Суворова от дома № 6 до дома № 18, в ходе которого согласно акта обследования дороги № 1 от 09.12.2010 года выявлены следующие недостатки: проезжая часть автодороги заснеженная, не обработанная противогололедным материалом, спланирована щебнем, имеет выбоины на покрытии, затрудняющие движение автотранспорта и нарушающие требования ГОСТ Р 50597– 93 (п. 3.1.1, 3.1.2); завышены обочины, что приводит к застою воды на проезжей части; пешеходная дорожка имеет повреждения асфальтового покрытия, а в некоторых местах отсутствует полностью; отсутствует наружное освещение.
Неисполнение указанного предписания существенным образом нарушает требования законодательства и права граждан.
Согласно решению мирового судьи судебного участка № 40 Суворовского района Тульской области от 29 декабря 2010 года, приобщенному к материалам дела, Заболотнов О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19,5 ч. 1 КоАП РФ, по которой ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере – 1000 (одна тысяча) рублей.
В статье 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняет функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.
Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 14; п.5.ч.1 ст. 15; п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6), под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7), ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (п.10 ст.6 указанного Закона).
Статьей 13 того же Закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6), утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11).
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»(с последующими изменениями и дополнениями) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, то есть на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с пунктом 4 той же статьи органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с Уставом МО город Суворов Суворовского района Тульской области, принятым решением собрания депутатов муниципального образования город Суворов Суворовского района от 24 апреля 2006 года № 7-29, администрация города (распорядительный орган муниципального образования) в соответствии со ст. 7 п.5 ч.1 наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области. К числу вопросов местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5ч.1 ст. 7 Устава).
Проанализировав приведенные выше правовые акты в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования город Суворов Суворовского района, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделен полномочиями по решению вопросов, связанных с осуществлением дорожной деятельности, в том числе, и по ремонту дорожного покрытия для обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, исходя из установленных по делу обстоятельств, исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по выполнению ремонта дороги по ул. Пушкина г. Суворова от дома № 6 до дома № 18 суд находит подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц, к числу которых относятся и заявленные прокурором Суворовского района Тульской области по настоящему делу требования о ремонте дороги по ул. Пушкина города Суворова от дома № 6 до дома № 18, поскольку это напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по выполнению ремонта дороги по ул. Пушкина города Суворова от дома № 6 до дома № 18 полностью удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области провести ремонт дороги по ул. Пушкина города Суворова от дома № 6 до дома № 18 в срок до 31 октября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Суворовский районный суд в течение 10-ти дней.
Председательствующий