Решение
Именем Российской Федерации
27 января 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Богданова В.А.,
при секретаре Никольской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-27-2011 по иску Тульского природоохранного прокурора в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ,
установил:
Тульский природоохранный прокурор в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ, указывая в иске, что Тульской природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Тульской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство».
В соответствии с Уставом, утвержденным решением общего собрания учредителей общества от 20.07.2010 года, одним из видов деятельности ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство» является выполнение работ и оказание услуг по санитарной очистке, сбору, вывозу, складированию твердых бытовых отходов. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяются федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В ходе проверки установлено, что согласно протоколу от 17.02.2010 года № 5 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации и обеспечению пожарной безопасности администрации МО г. Суворов Суворовского района о критическом состоянии по утилизации ТБО на территории МО г.Суворов Суворовского района - 11.02.2010 ООО «Автолик» в одностороннем порядке прекратило прием ТБО на свалке. Этим была создана опасная санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории МО г.Суворов Суворовского района. Генеральному директору ООО «СЖКО» (ФИО8.) рекомендовано осуществлять прием и складирование твердых бытовых отходов на городской свалке ТБО от всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на период подготовки полигона ТБО в г.Суворове. В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации МО г.Суворов Суворовского района Тульской области от 27.02.2010 года № 38 «Об организации и складировании твердых бытовых отходов» функции по приему и складированию твердых бытовых отходов от всех хозяйствующих субъектов г.Суворова на период ввода в эксплуатацию полигона ТБО в районе н.п. Большая Алешня Суворовского района Тульской области до 01.11.2010 года осуществляло ООО «Суворовское жилищно-коммунальное объединение». С ноября 2010 года функции по содержанию и техническому обслуживанию жилого фонда, котельной ст.Збродово, территории полигона твердых бытовых отходов, а также сбор и вывоз твердых бытовых отходов от юридических лиц и частного сектора МО г.Суворов Суворовского района на основании постановления заместителя главы администрации МО г.Суворов от 28.10.2010 года № 263 переданы ООО «Суворовское ЖКХ». Таким образом, ООО «СЖКХ» с ноября 2010 года осуществляет деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО), в том числе 4 класса опасности (мусор бытовых помещений и т.д.) от населения, предприятий и организаций г.Суворова, а также размещает их на свалку (полигон), расположенную в 240 м к северо-западу от пос.Шахтерский, и в 400 м к северо-западу от п.Агеево Суворовского района. Земельный участок используется для складирования ТБО на основании решения Суворовского райисполкома от 13.05.1071 года № 10.
ООО «СЖКХ» осуществляет указанную деятельность на основании договоров на сбор и вывоз мусора, заключенных с 177 организациями, учреждениями и индивидуальными предпринимателями г.Суворова. Для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов ООО «Суворовское ЖКХ» на основании договора на оказание автотранспортных услуг от 01.11.2010 года № 12/10, заключенного с ООО «СТАЛВО» и договора аренды транспортного средства без экипажа, заключенного с Суворовским МУППКХ, использует 8 единиц специализированных средств (МТЗ 80 № ТЕ 6060, ЗИЛ 554 № А 846 МР, ГАЗ 53 КО № В 724 ВК и др.). Согласно информации от 28.12.2010 года за ноябрь 2010 года ООО «СЖКХ» от предприятий и организаций г. Суворова вывезено и размещено на территории полигона ТБО 766, 48 м3 твердых бытовых отходов, от населения 2944 м3. В соответствии со справкой ООО «СЖКХ» от 28.12.2010 года обществом в ноябре 2010 года за оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от предприятий получено денежных средств в размере <данные изъяты> и от населения – <данные изъяты>. При этом установлено, что ООО «СЖКХ» лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов 1-4 класса опасности не имеет. Из письменного объяснения инженера по технике безопасности и экологии ООО «Суворовское ЖКХ» ФИО3 от 28.12.2010 года следует, что обществом осуществляется сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов, в том числе мусора бытовых помещений, на полигон ТБО, расположенный в 240 м к северо-западу от п.Шахтерский и в 400 м к западу от п.Агеево Суворовского района Тульской области. Лицензия на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов 1-4 класса опасности обществом не получена. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 786, отходы от жилищ несортированные, исключая крупногабаритные, относятся к 4 классу опасности для окружающей среды. В настоящее время предприятие фактически осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов, в том числе 4 класса опасности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Статьей 9 Федерального закона от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. Порядок получения данной лицензии урегулирован Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 года № 524. Таким образом, осуществление деятельности ООО «Суворовское ЖКХ» без лицензии по сбору, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности является нарушением вышеуказанных норм действующего законодательства. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства ООО «Суворовское ЖКХ» не разработан в установленном порядке проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР). Годовые нормативы образования отходов производства и потребления, лимит размещения отходов и паспорта опасных отходов отсутствуют. Одним из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, любая деятельность признается экологически опасной, то есть наносящей вред окружающей среде, пока иное не будет доказано лицом, такую деятельность осуществляющим. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурору предоставлены полномочия на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в конкретном случае постоянно и временно проживающих в близлежащих от места расположения полигона для размещения твердых бытовых отходов в Суворовском районе домах, а также работающих и находящихся на территории полигона и рядом с ним (количество которых установить не представляется возможным), чем нарушается их конституционное право на благоприятную природную среду. Поэтому просит суд обязать ООО «СЖКХ» обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности и обязать ООО «ЖКХ» разработать в установленном порядке проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, паспорта отходов 1-4 класса опасности.
В судебном заседании помощник природоохранного прокурора Миронов А.А. исковые требования поддержал полностью, по основаниям изложенным в исковом заявлении, и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство» по доверенности Васильева Ю.В. исковые требования признала полностью, пояснив, что ООО «СЖКХ» осуществляло деятельность по сбору, вывозу и складированию твердых бытовых отходов на основании Постановления Администрации МО г.Суворов Суворовского района № 38 от 27.02.2010 года «Об организации и складировании твердых бытовых отходов» и согласно Протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации и обеспечению пожарной безопасности администрации МО г.Суворов Суворовского района № 5 от 17.02.2009 года. Лицензия на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов организацией не была получена, в связи с нехваткой денежных средств, длительностью оформления необходимых для получения лицензии документов. В настоящее время ООО «СЖКХ» принимаются все меры для получения данной лицензии. На сегодняшний день, необходимый пакет документов собран и направлен в Управление Росприроднадзора по Тульской области для рассмотрения.
Представитель третьего лица – администрации МО Суворовский район по доверенности Рязанов И.А. исковые требования поддержал полностью.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, так как доводы истца нашли своё полное подтверждение письменными доказательствами, которым у суда не имеется оснований не доверять, объективно свидетельствующими о достоверности указанных истцом обстоятельств, в частности: выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.10.2010 года, Уставом общества с ограниченной ответственностью «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство», свидетельством о государственной регистрации юридического лица, архивной выпиской Администрации Суворовского района «О переносе городской свалки», протоколом № 5 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации и обеспечению пожарной безопасности администрации МО г.Суворов Суворовского района от 17.02.2010 года с приложением, постановлением администрации МО г.Суворов Суворовского района № 38 от 27.02.2010 года «Об организации и складировании твердых бытовых отходов», постановлением администрации МО г.Суворов Суворовского района № 263 от 28.10.2010 года «О передаче функций по содержанию и техническому обслуживанию жилого фонда, полигона ТБО, котельной ст. Збродово, а также сбор и вывоз ТБО от юридических лиц и частного сектора ООО «СЖКХ», справками, выданными генеральным директором ООО «СЖКХ» от 28.12.2010 года, списком предприятий, учреждений, организаций г.Суворова заключивших договор с ООО «СЖКХ» на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, договором на оказание транспортных услуг № 12/10 от 01.11.2010 года, договором аренды транспортного средства без экипажа от 10.06.2009 года, заключением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тульской области. Исходя из указанных доказательств, подтверждающих доводы истца, суд принимает полное признание иска ответчиком, так как признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Тульского природоохранительного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство» - удовлетворить полностью.
Обязать ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство» обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Обязать ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство» разработать в установленном порядке проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, паспортов отходов 1-4 класса опасности.
Взыскать с ООО «Суворовское жилищно-коммунальное хозяйство» госпошлину в размере <данные изъяты> в доход государства.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Суворовский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий