Решение от 23.03.2011 г. об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года                                                           г. Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Никифорова В.Г.,

при секретаре Наташиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-149-2011 г. по иску Сороченко П.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда,

установил:

Сороченко П.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, в котором просит признать отказ в реализации права на меры социальной поддержки незаконным и нарушающим его права, как ветерана труда, обязать ответчиков устранить допущенные нарушения путем назначения ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, указывая в иске и в суде, что он является пенсионером Министерства Внутренних Дел РФ с на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15.12.2001 года № 166 –ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно ст. 7 ФЗ РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» он имеет удостоверение «Ветеран труда» серия

В соответствии со ст. ст. 1, 7 Закона Тульской области № 493 - ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» гарантировано право ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, на ежемесячную денежную выплату.

ДД.ММ.ГГГГ Сороченко П.П. обратился в Управление социальной защиты населения Суворовского района Департамента социального развития Тульской области с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки: назначение ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15 марта 2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Однако Управлением социальной защиты населения Суворовского района Департамента социального развития Тульской области на его заявление о предоставлении ему мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный отказ по причине не достижения им, Сороченко П.П., пенсионного возраста (т.е. 60 лет).

Он, Сороченко П.П., считает, что своим отказом Управление социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области нарушает его конституционное право на социальное обеспечение.

Согласно ст. 10, 13, 22 Федерального Закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение; выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское протезно-ортопедическое обслуживание.

В соответствии со ст. 22 Федерального Закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Тульской области данные правоотношения регулируются Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда (п. 2 ст. 1 Закона), а также лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года.

Статья 7 вышеуказанного закона в качестве меры социальной поддержки предусматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, и не содержит ограничений по возрасту. Не содержится возрастных ограничений и в «Порядке назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденном Постановлением администрации Тульской области 15.03.2005 года № 201.

Истец Сороченко П.П. просит признать отказ в реализации права на меры социальной поддержки незаконным и нарушающим его права, как ветерана труда, обязать ответчиков устранить допущенные нарушения путем назначения ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.

В судебном заседании истец Сороченко П.П. свои исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Суворовского района» Департамента социального развития Тульской области - по доверенности Недашковская Е.В. исковые требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Статьей 22 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены условия предоставления мер социальной защиты ветеранов труда, главным из которых является установление им трудовой пенсии по старости.

Федеральный Закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внес изменения в статью 22 ФЗ «О ветеранах» и установил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В преамбуле Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ подчеркивается, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Положения данной статьи являлись определяющими при разработке Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», закрепившего в своих основных положениях нормы Федерального Закона «О ветеранах», в том числе и о мерах социальной защиты лиц, имеющих звание «Ветеран труда».

В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, по инвалидности, социальная пенсия. На основании статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию.

В исковом заявлении истец просит признать отказ в реализации права на меры социальной поддержки незаконным и нарушающим его права, как ветерана труда, обязать ответчиков устранить допущенные нарушения путем назначения ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.

Постановление администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определяет правила предоставления мер социальной поддержки и регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой, но не содержит условия её предоставления.

Постановлением администрации Тульской области от 18 июня 2008 года № 339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения трудовой деятельности.

В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств).

В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним (достижение возраста, дающего право на пенсию по старости), что является существенным для рассмотрения заявленных требований. Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22 августа 2004 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 01 января 2005 год, так и после 01 января 2005 года).

Одна из мер социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться статьей 7 без учета статьи 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по статье 7 в совокупности со статьей 3 Закона Тульской области«О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 Федерального закона «О ветеранах». На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой. Причина неявки суду не известна.

Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента социального развития Тульской области.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из заявленных исковых требований, истцом предъявляется требование о признании отказа в реализации права на меры социальной поддержки незаконным и нарушающим его права как ветерана труда, обязании ответчика устранить допущенные нарушения путем назначения ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 12, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. 10, 13, 22 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года № 112 - ФЗ), социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществлением системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно - ортопедическое обслуживание.

Статьей 22 указанного Федерального Закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие Закона Тульской области №493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (п. 2 в ред. Федерального Закона от 08 августа 2001 года № 124-ФЗ). Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п. 2 ст. 1 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В силу ст. 7 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными Законами: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, труда, а также граждане, приравненные к ним, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Из содержания перечисленных норм закона, принятого в Тульской области по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда, следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данную меру социальной поддержки - достижения возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными Законами: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден Постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года № 201.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Сороченко П.П. является пенсионером Министерства Внутренних Дел РФ на основании удостоверения выданного УВД Тульской области, также имеет удостоверение «Ветеран труда» серия , выданное ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Суворовского района» и имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 Федерального Закона «О ветеранах», следовательно, Сороченко П.П. относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Тем самым, Сороченко П.П. является получателем пенсии за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, как пенсионер Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.

Из письма ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Суворовского района» Департамента социального развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сороченко П.П. не имеет право на предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки, поскольку не достиг 60 лет, т.е. возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными Законами: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С данными доводами суд согласиться не может. В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными Законами: от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим Федеральным Законом имеют лица, проходившие службу в органах внутренних дел. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

По смыслу пенсионного законодательства РФ получателями пенсии за выслугу лет относятся и граждане, служившие во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством.

Ст. 88 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».

Правовой анализ Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и пенсионеры Министерства Внутренних РФ дел по выслуге лет.

Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание им условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение.

Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным Законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 Федерального Закона «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.

Кроме того, как Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной - 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Как следует из ст. 2 Федерального Закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы по достижении установленной законом выслуги.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая Сороченко П.П., в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в РФ.

Истец Сороченко П.П. достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, он относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки.

В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года № 579 «Об утверждении Положения о Департаменте социального развития Тульской области», Департамент, в соответствии с возложенными на него задачами, организует работу по предоставлению мер социальной поддержки.

Согласно п. 8 Положения, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

При разрешении возникших правоотношений, суд также принимает во внимание и то обстоятельство, что ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не предусматривают такого ограничения в предоставлении мер социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты, как достижение пенсионного возраста.

Принимая во внимание, что пенсия Сороченко П.П. назначена, т.е. он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным Законом № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, а, следовательно, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем, его требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сороченко П.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области, об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, - полностью удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области, Департамента социального развития Тульской области в реализации права на меры социальной поддержки незаконным и нарушающим права Сороченко П.П. как ветерана труда.

Назначить Сороченко П.П., ДД.ММ.ГГГГ, уроженцу <данные изъяты>, ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Суворовский районный суд.

Председательствующий