Решение от 01.04.2011 г. об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2011 года                                                г. Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Никифорова В.Г.,

при секретаре Наташиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-148-2011 г. по иску Васина А.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда,

установил:

Васин А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области и Департаменту социального развития Тульской области о предоставлении мер социальной поддержки, назначении ежемесячной денежной выплаты как «Ветерану труда» указывая в иске и в суде, что он является ветераном труда и имеет удостоверение «Ветеран труда» , выданное Управлением социальной защиты населения Суворовского района департамента социального развития Тульской области ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, указывает истец, он обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как «Ветерану труда» с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Однако в Управлении социальной защиты населения Суворовского района департамента социального развития Тульской области на его заявление о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты был дан письменный отказ за от ДД.ММ.ГГГГ по причине не достижения истцом пенсионного возраста (т.е. 60 лет). Истец считает, что своим отказом Управление социальной защиты населения Суворовского района департамента социального развития Тульской области нарушает его конституционное право на социальное обеспечение.

В соответствии со ст. 10,13,22 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе и получение ежемесячных денежных выплат, согласно настоящего действующего законодательства.

В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

28.12.2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В ст. 1 данного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда.

В соответствии со ст. 7 закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда имеют право на ежемесячные денежные выплаты. Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», считает истец, не содержит конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, для назначения ежемесячных денежных выплат.

Поэтому истец Васин А.Н. просит признать отказ в реализации права на меры социальной поддержки незаконным, нарушающим его права как ветерана труда и назначить ему ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области - по доверенности Недашковская Е.В., исковые требования истца не признала и просила в их удовлетворении отказать, указывая, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены условия предоставления мер социальной защиты ветеранов труда, главным из которых является установление им трудовой пенсии по старости. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внес изменения в статью 22 Федерального закона «О ветеранах» и установил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ подчеркивается, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Положения данной статьи являлись определяющими при разработке Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», закрепившего в своих основных положениях нормы Федерального закона «О ветеранах», в том числе и о мерах социальной защиты лиц, имеющих звание «Ветеран труда».

В соответствии со статьей 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия.

На основании статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истцы могут реализовать при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию.

В исковом заявлении истец просит назначить ежемесячную денежную выплату как ветерану труда.

Постановление администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определяет правила предоставления мер социальной поддержки и регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой, но не содержит условия их предоставления, которые отражены в Законе.

Постановлением администрации Тульской области от 18 июня 2008 года № 339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств).

В данном случае, считает представитель ответчика, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним, что является существенным для рассмотрения заявленных требований.

Таким образом, указывает представитель ответчика, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22 августа 2004 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года). Одна из мер социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться статьей 7 без учета статьи 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, как указывалось выше, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по статье 7 в совокупности со статьей 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 Федерального закона «О ветеранах».

На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой. Причина неявки суду не известна.

Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента социального развития Тульской области.

Изучив исковое заявление и доводы истца, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. 22 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Статьей 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определены категории лиц, имеющих право на данные меры, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом статьей 7 названного Закона предусмотрена ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Указанная ежемесячная денежная выплата, согласно Порядку назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15 марта 2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает, что право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты следует считать день обращения с заявлением об этом.

Васин А.Н. обратился с письменным заявлением в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ за исходящим в назначении ежемесячной денежной выплаты ему было отказано в связи с тем, что он не достиг возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Доводы ответчика об отсутствии права у истца на получение ежемесячной денежной выплаты ввиду не достижения им возраста, дающего право на получение пенсии по старости, и права на получение пенсии по иным основаниям, суд признает несостоятельными, так как данные доводы не согласуются с нормами Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку его положения в их буквальном толковании не связывают получение ветеранами труда ежемесячной денежной выплаты с достижением возраста, дающего права на получение пенсии по старости, и наличием права на получение пенсии по иным основаниям.

Истцом представлены суду достаточные доказательства наличия у него, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 4,8 Порядка выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года, а потому исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, как установлено в суде, Васин А.Н. в предусмотренном Законом порядке обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Васина А.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области, об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, - полностью удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» департамента социального развития Тульской области, Департамента социального развития Тульской области в реализации права на меры социальной поддержки незаконным и нарушающим права Васина А.Н. как ветерана труда.

Назначить Васину А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу дер. <адрес>, ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Суворовский районный суд.

Председательствующий