Решение
Именем Российской Федерации
07 апреля 2011 года г.Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Богданова В.А.
при секретаре Никольской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело № 2-77-2011 по иску Тульского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района в порядке ст. 45 ГПК РФ,
установил:
Тульский природоохранный прокурор в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района в порядке ст. 45 ГПК РФ, указывая в иске, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушениях водного законодательства при осуществлении деятельности по водоотведению от населения г.Суворова Тульской области, неудовлетворительном состоянии очистных сооружений. Проверкой установлено, отметил истец, что эксплуатацию очистных сооружений г.Суворова, расположенных по адресу: <адрес>, осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Суворовское предприятие коммунального хозяйства» (далее – ООО «СПКХ») посредством эксплуатации очистных сооружений на основании договора аренды без номера от 01.01.2009, заключенного с Суворовским МУП ПКХ.
Очистные сооружения г. Суворова 1956 года постройки (физический износ 70-80%) перегружены в 2 раза и требуют капитального ремонта и реконструкции.
Согласно государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) за 2009 год объем сточных вод, поступивших от ООО «СПКХ» в поверхностный водный объект – р. Черепеть, составил 2772, 15 тыс. м3.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, соблюдение прав на благоприятную окружающую среду. Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Частью 2 ст.39 указанного Закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 вышеназванного Закона при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. По результатам анализов, проведенных Тульским филиалом «ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО» природных и сточных вод (протоколы от 16.03.2010 № 70, от 19.04.2010 № 126, от 27.07.2010 № 226, от 25.10.2010 № 380) выявлены превышения нормативов вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятием с очистных сооружений, по БПК 20, по железу общему, ионам аммония, нефтепродуктам, в водный объект – р. Черепеть. Так, по результатам анализов, проведенных Тульским филиалом «ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО» природных и сточных вод от 27.07.2010 № 226, выявлены превышения нормативов вредных веществ в сточных водах сбрасываемых предприятием с очистных сооружений: концентрация по БПК 20 в сточной воде предприятия составила 109, 252 мг/л (превышение предельно допустимых концентраций в 36,4 раза); концентрация по железу общему – 0,48 мг/л (превышение в 4,8 раза); концентрация по ионам аммония – 24,6 мг/л (превышения в 49,2 раза); концентрация по нефтепродуктам – 0,18 мг/л (превышения в 6,6 раза); концентрация по АПАВ – 0,24 мг/л (превышение в 2,4 раза). Таким образом, отметил истец, проверкой установлено, что очистка сточных вод до нормативных показателей не осуществляется, что свидетельствует о неудовлетворительном техническом состоянии очистных сооружений. Установлено, что на территории г. Суворова вблизи действующих очистных сооружений расположены недостроенные очистные сооружения. Данный объект в настоящее время заморожен.
На основании п. 4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения от населения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод в водные объекты. Следовательно, законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовать работу по сбросу в водные объекты стоков с территории муниципального образования.
Таким образом, отметил истец, администрацией муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации водоотведения на территории города Суворов. До настоящего времени не решен вопрос по реконструкции ныне действующих очистных сооружений либо по возобновлению строительства новых очистных сооружений.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается, в том числе выполнением требований природоохранного законодательства, в том числе при осуществлении водоотведения сточных вод.
Учитывая, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц, прокурор указал на ст.45 ГПК РФ, наделяющую его правом на обращение в суд за защитой их интересов.
В соответствии с требованиями ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
На основании изложенного истец - Тульский природоохранный прокурор просит признать бездействие администрации МО город Суворов Суворовского района, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории города Суворова Суворовского района Тульской области, незаконным, и обязать администрацию МО город Суворов Суворовского района Тульской области организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории города Суворов и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В судебном заседании помощник природоохранного прокурора Дробышева И.В. исковые требования Тульского природоохранного прокурора поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации МО город Суворов Суворовского района по доверенности Хитеева С.С. в судебном заседании исковые требования Тульского природоохранного прокурора о признании бездействия администрации МО город Суворов Суворовского района, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории города Суворова Суворовского района Тульской области, незаконным, не признала, пояснив, об отсутствии бездействия со стороны администрации МО город Суворов Суворовского района. Исковые требования Тульского природоохранного прокурора о возложении на администрацию МО город Суворов Суворовского района Тульской области обязанности организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории города Суворов и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) признала полностью, указывая на обязанность администрации МО город Суворов Суворовского района по выполнению требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения водоотведения от населения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в частности положений п. 4 ст.14 данного Закона. При этом из показаний представителя ответчика – администрации МО город Суворов Суворовского района по доверенности Хитеевой С.С. следует, что администрация муниципального образования город Суворов Суворовского района (далее по тексту администрация МО город Суворов Суворовского района) образовалась с января 2006 года. До 2006 года вопросами водоотведения по г.Суворову занималась администрация МО Суворовский район С 2006 года по 2008 год администрацией МО город Суворов Суворовского района каких - либо работ по организации водоотведения на территории города Суворова не проводилось. Очистные сооружения администрацией МО Суворовский район администрации МО город Суворова Суворовского района не передавались. Очистные сооружения находились в ведении СМУППКХ, в отношении которого проводилась на тот период времени процедура банкротства, и в хозяйственном введении СМУППКХ находились все сети, в том числе и очистные сооружения. Начиная с 2009 года администрацией МО г.Суворов Суворовского района стали предприниматься попытки навести порядок с очистными сооружениями, в данной части проводилась письменная переписка с конкурсным управляющим СМУППКХ, с просьбой указания срока окончания процедуры банкротства и круга возможных собственников, которые собираются приобрести в собственность имущество, но ответа не получили. В декабре 2010 года администрация МО г.Суворов Суворовского района получила информацию, что определился собственник этих сетей по конкурсу. В 2010 году на имя конкурсного управляющего было сделано 2-3 запроса. На запросы в 2010 году ответа от конкурсного управляющего не получили, но в декабре 2010 года СМУППКХ по факсу был сброшен договор от 10.12.2010г о том, что 1-й лот, куда входили очистные сооружения, продан. Администрация МО г. Суворов Суворовского района не могла участвовать в конкурсе. В настоящее время администрация МО г.Суворов Суворовского района собирается обратиться к Губернатору Тульской области с просьбой войти в программу «Чистая вода» для получения денежных средств на реконструкции очистных сооружений. До этого администрация МО г.Суворов Суворовского района не обращалась с этим вопросом, так как не было собственников сети и очистных сооружений. С появлением собственника сетей и очистных сооружений администрация МО г.Суворов Суворовского района имеет возможность обратиться для поддержки в область для решения финансового вопроса. Бюджет администрации МО г.Суворов Суворовского района не позволяет самостоятельно решить вопросы с водоотведением. На данный момент с собственниками администрация МО г.Суворов еще не встречалась. В штате администрации МО г.Суворов Суворовского района эколога нет, в связи с чем администрацией МО г.Суворов Суворовского района обследование состояния очистных сооружений не проверялось. С 2008 года ничего не делается, денежные средства на водоотведение не выделяются. К строительству нового очистного сооружения, строительство которого «заморожено» уже 7 лет, администрация МО город Суворов Суворовского района никакого отношения не имеет, так как строительством данного объекта не занималось. Указанное недостроенное очистное сооружение администрация МО город Суворов Суворовского района не передавалось.
Представитель ответчика – Администрации МО город Суворов Суворовского района Наташин А.Н. в судебном заседании исковые требования Тульского природоохранного прокурора о признании бездействия администрации МО город Суворов Суворовского района, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории города Суворова Суворовского района Тульской области, незаконным, не признал, пояснив об отсутствии бездействия со стороны администрации МО город Суворов Суворовского район, а исковые требования Тульского природоохранного прокурора о возложении на администрацию МО город Суворов Суворовского района Тульской области обязанности организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории города Суворов и их обезвреживание, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, признал полностью. Отметил, что очистные сооружения, указанные в исковом заявлении, находятся на балансе Суворовского МУППКХ, которое на данный момент признано несостоятельным, хозяйственном ведении конкурсного управляющего, в отношении которого открыто конкурсное производство. До настоящего времени в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не определена судьба социально значимого имущества, так как обязанности по содержанию данных объектов Суворовское МУППКХ не выполняет, что в свою очередь приводит к несвоевременному устранению аварийных ситуаций на сетях канализации. Очистных сооружений в казне муниципального образования город Суворов Суворовского района не значится, собственник не известен. В связи с тем, что указанный объект не передан в муниципальное образование город Суворов Суворовского района, администрация не имеет законных оснований в финансировании работ по ремонту и содержанию имущества. Строительство новых очистных сооружений на территории муниципального образования город Суворов Суворовского района приведет к банкротству муниципального образования.
Представитель третьего лица – СМУППКХ по доверенности Гаврюхина Г.Е. исковые требования Тульского природоохранного прокурора, в части возложения на администрацию МО город Суворов Суворовского района Тульской области обязанности организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории города Суворов и их обезвреживание, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, подержала полностью. Требования о признании незаконным бездействия администрации МО город Суворов Суворовского района, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории города Суворова Суворовского района Тульской области не поддержала, так как считает, что у администрации МО г.Суворов Суворовского района было мало времени, чтобы заняться очистными сооружениями. При этом из показаний представителя третьего лица – СМУППКХ по доверенности Гаврюхиной Г.Е. следует, что имущество очистных сооружений находится в хозяйственном ведении СМУППКХ с апреля 2001 года. Собственником в то время очистных сооружений являлась администрация МО Суворовский район. Решением Арбитражного суда от 11.10.2006 года СМУППКХ было признано банкротом и было введено конкурсное производство. До этого была введена процедура наблюдения определением Арбитражного суда от 03.05.2006года. После введения процедуры наблюдения администрация МО Суворовский район постановлением от 26.05.2006 года все имущество, находящееся в хозяйственном ведении, в том числе и очистные сооружения, полностью изъяло у СМУППКХ. В мае 2006 года главе администрации МО город Суворов Суворовского района было известно о процедуре банкротства СМУППКХ. Считая действия администрации МО Суворовский район об изъятии у СМУППКХ всего имущество, в том числе и очистных сооружений незаконными, конкурсный управляющий СМУППКХ в 2007 году обратился в суд с заявлением о возврате изъятого у СМУППКХ имущества. Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2007года заявление конкурсного управляющего СМУППКХ было удовлетворено. Постановлением двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 01.02.2008 года указанное решение было оставлено – без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения. Изъятое имущество было возвращено и выставлено СМУППКХ на продажу, продажа осуществляется с 2008 года. Но только в декабре 2010г. был продан 1-й лот на аукционе, куда входили и очистные сооружения. Был заключен договор с новым собственником, но данный договор купли-продажи от 10.12.2010 года до настоящего времени государственную регистрацию не прошел. СМУППКХ только в 2010 году из письма администрации МО Суворовский район стало известно о том, что указанное имущество принадлежит администрации МО г.Суворов Суворовского района. До этого собственниками указанного имущества СМУППКХ считало администрацию МО Суворовский район. Администрация МО Суворовский район предоставило письмо о том, чтобы не реализованное имущество передалось поселению. До продажи очистные сооружения СМУППКХ сдавало их в аренду ООО СПКХ.
Представитель третьего лица – ООО СПКХ в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие. Возражений против удовлетворения исковых требований суду не представлено.
Представитель третьего лица – Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам просит дело рассмотреть в его отсутствие. Возражений против удовлетворения исковых требований суду не представлено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, соблюдение прав на благоприятную окружающую среду.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ч. 2 ст.39 указанного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. В силу п. 7 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод в водные объекты.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе объекты расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. В силу положений ст.8 данного Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания.
Ст. 42 Конституции РФ гарантирует право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, наряду с прочими, поверхностные и подземные воды.
Судом установлено, исходя из предоставленных истцом письменных доказательств, не доверять которым у суда не имеется оснований, в частности из результатов анализов, проведенных Тульским филиалом «ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО» природных и сточных вод - протоколов от 16.03.2010 № 70, от 19.04.2010 № 126, от 27.07.2010 № 226, от 25.10.2010 № 380, акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 29.12.2010 года, что не обеспечивается в полном объеме содержание в неисправном состоянии очистных сооружений г. Суворова, в связи с чем, выявлены превышения нормативов вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятием с очистных сооружений, по БПК 20, по железу общему, ионам аммония, нефтепродуктам, в водный объект – р. Черепеть. В частности, по результатам анализов, проведенных Тульским филиалом «ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО» природных и сточных вод от 27.07.2010 № 226, выявлены превышения нормативов вредных веществ в сточных водах сбрасываемых предприятием с очистных сооружений: концентрация по БПК 20 в сточной воде предприятия составила 109, 252 мг/л (превышение предельно допустимых концентраций в 36,4 раза); концентрация по железу общему – 0,48 мг/л (превышение в 4,8 раза); концентрация по ионам аммония – 24,6 мг/л (превышения в 49,2 раза); концентрация по нефтепродуктам – 0,18 мг/л (превышения в 6,6 раза); концентрация по АПАВ – 0,24 мг/л (превышение в 2,4 раза). Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 29.12.2010 года указанные нормативы не соблюдались и в марте 2010года, а также в октябре 2010года. Также в период обследования выявлено, что не осуществляется биологическая очистка основного объема стоков и осуществляется сброс загрязняющих веществ в водный объект – р.Черепеть. Очистные сооружения г.Суворова арендуются ООО «СПКХ» у СМУППКХ с 01.01.2009 года, при этом ООО «СПКХ» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений г.Суворова, используя водный объект без документов, на основании которых возникает право пользовании водным объектом(р. Черепеть). Указанные очистные сооружения г. Суворова, 1956 года постройки, имеют физический износ 70-80%, перегружены в 2 раза и требуют капитального ремонта и реконструкции. В связи с неудовлетворительным техническим состоянием очистных сооружений очистка сточных вод до нормативных показателей не осуществляется. На территории г. Суворова вблизи действующих очистных сооружений расположены недостроенные очистные сооружения, строительство которых в длительное время не ведется.
Таким образом, имеет место нарушение вышеуказанного действующего законодательства по охране окружающей среды соблюдение и прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу п. 4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения от населения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод в водные объекты.
Таким образом, законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовывать работу по сбросу в водные объекты стоков с территории муниципального образования.
В связи с чем, исходя из вышеизложенных обстоятельств и положений действующего законодательства, в частности п. 4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО г.Суворов Суворовского района, суд признает за ответчиком - администрацией МО г.Суворов Суворовского района обязанность по организации в границах поселения (г.Суворова Суворовского района) водоотведением от населения, а также по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Наличие данной обязанности у ответчика не отрицается представителями ответчика - администрации МО г.Суворов Суворовского района.
В силу вышеуказанных положений действующего законодательства указанная обязанность возложена на орган местного самоуправления поселения без относительно к тому, во владении какой организации на праве собственности или ином правовом основании находятся объекты водоотведения. Орган местного самоуправления поселения обязан организовать в границах поселения водоотведение с соблюдений требований ч.1 ст.34, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п.1ч.6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, а также участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Вместе с тем, указанные требования действующего законодательства ответчиком не выполняются.
Так, судом установлено, что с момента образования с 16.01.2006 года администрация МО Суворовский район какой - либо работы по организации водоотведения на территории города Суворов в соответствии с требованиями вышеуказанного действующего законодательства не проводилось. Данное обстоятельство объективно подтверждается результатами анализов, проведенных Тульским филиалом «ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО» природных и сточных вод, в частности протоколами от 16.03.2010 № 70, от 19.04.2010 № 126, от 27.07.2010 № 226, от 25.10.2010 № 380, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 29.12.2010 года, постановлениями от 25.01.2011г. о привлечении ООО «СПКХ» к административной ответственности по результатам проверки в период с 29.12.2010г. по 20.01.2011г. за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект и использование водного объекта без документов на право пользование водным объектом, свидетельствующими также о неисправном состоянии очистных сооружений г.Суворова и о сбросе сточных вод со значительным превышением нормативов вредных веществ в водный объект – р. Черепеть.
Указанные факты объективно опровергают доводы представителя администрации МО г.Суворов Суворовского района о проведении работы по организации водоотведения на территории города Суворова администрацией с 2009 года, в связи с чем суд признает данные доводы представителя ответчика несостоятельными.
При этом, суд отмечает, что объективных доказательств в соответствии со ст.56 ГПК РФ, подтверждающих проведение какой - либо работы по организации водоотведения на территории города Суворова, ответчиком не предоставлено, как и не предоставлено доказательств о проведении такой работы в 2010 году, как и в предыдущие годы.
Суду ответчиком предоставлены только запросы администрации МО г.Суворов Суворовского района за 2010г. и на начало 2011 г., в частности запрос на имя конкурсного управляющего СМУППКХ от 09.11.2010г., которое не содержит никакого предложения по организации водоотведения, запрос от 13.12.2010года с просьбой предоставить реестр кредиторов СМУППКХ, запрос от 11.01.2011г. о предоставлении результатов торгов, запрос от 10.02.2011 года о предоставлении результатов конкурса, а также составленные после обращения прокурора с иском в суд отношения администрации МО г.Суворов Суворовского района от 14.02.2011 года в адрес УФСБ и прокурора Тульской области с указанием на незаконность продажи конкурсным управляющим СМУППКХ социально – значимого имущества. При этом, суд отмечает, что указанные запросы, исходя из их содержания, особенно, что касается указанных запросов от 2010 года, не содержат фактически никаких сведений о проведения какой - либо реальной работы по организации водоотведения на территории города Суворова в 2010 году. В связи с чем, суд не может признать указанные запросы и отношения доказательствами, свидетельствующими о совершении администрацией МО г.Суворов Суворовского района конкретной работы по организации водоотведения на территории города Суворова, как в 2010 году, так и в предыдущие годы.
При этом, суд отмечает, что отсутствие необходимых для организации водоотведения денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Необходимо учитывать, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе и полномочиями по формированию, утверждению и исполнению бюджета поселения и осуществлению контроля за исполнением данного бюджета.
Таким образом, все в совокупности исследованные доказательства и вышеуказанные обстоятельства с полной объективностью свидетельствуют о незаконном бездействии администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории города Суворова Суворовского района Тульской области.
Бездействие администрации МО г.Суворов Суворовского района по осуществлению своих полномочий, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории города Суворова Суворовского района Тульской области, ведет к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку сточные воды без надлежащей очистки сбрасываются в водный объект р. Черепеть, а также к нарушению положений действующего законодательства в указанной части, в частности положений ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гарантирующей право граждан на благоприятную среду обитания, положений ст. 18 данного Закона, согласно которых водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека, ч.1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой объектами охраны окружающей среды от загрязнения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, наряду с прочими, поверхностные и подземные воды, положений ст. 42 Конституции РФ и ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют право каждого на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что работы по организации водоотведения связаны с привлечением денежных средств, проведением необходимых фактических работ, необходимостью проведения предварительной подготовки по составлению технической, проектной документации, сметы, суд считает необходимым установить срок в шесть месяцев для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Тульского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района в порядке ст. 45 ГПК РФ - полностью удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории города Суворова Суворовского района Тульской области.
Обязать администрацию муниципального образования город Суворов Суворовского района Тульской области организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно – бытовых сточных вод с территории города Суворов Тульской области и их обезвреживание, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, в течение шести месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы или представления в Суворовский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Председательствующий