РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Никифорова В.Г.,
при секретаре Наташиной Л.Н.,
с участием помощника прокурора Суворовского района Колягиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-200-2011 по исковому заявлению прокурора Суворовского района Тульской области к администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области о понуждении к проведению мероприятий по принятию на учет бесхозяйных недвижимых вещей,
установил:
Прокурор Суворовского района Тульской области обратился в Суворовский районный суд Тульской области с иском к администрации МО Песоченское Суворовского района об обязании администрации МО Песоченское Суворовского района принять на учет безхозяйные недвижимые вещи, а именно: водонапорные сети д. Зеленино Суворовского района, водонапорные сети д. Бряньково Суворовского района, водонапорные сети д. Ржавец Суворовского района, водонапорные сети д. Тарасьево Суворовского района, и принять меры по государственной регистрации прав на указанные объекты.
В судебном заседании представитель прокурора Суворовского района – помощник прокурора Суворовского района Колягина С.В. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, и показала, что прокуратурой Суворовского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области было установлено, что администрацией муниципального образования Песоченское Суворовского района допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования.
Так установлено, что на территории администрации муниципального образования Песоченское имеются объекты коммунальной инфраструктуры, собственник или эксплуатирующая организация которых в настоящее время отсутствует (не определен), а именно: водонапорные сети д. Зеленино, принадлежавшие ранее <данные изъяты>на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, государственная регистрация деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства прекращена ДД.ММ.ГГГГ); водонапорные сети д. Бряньково, водонапорные сети д. Ржавец, водонапорные сети с. Тарасьево, принадлежавшие ранее <данные изъяты> (на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, государственная регистрация деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства прекращена ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно информации администрации МО Суворовский район водонапорные сети д. Зеленино, водонапорные сети д. Бряньково, водонапорные сети д. Ржавец, водонапорные сети с. Тарасьево не являются муниципальной собственностью муниципального образования Суворовский район. Указанные выше объекты также не являются собственностью муниципального образования Песоченское Суворовского района, однако муниципальное образование Песоченское Суворовского района продолжает пользоваться данными объектами по прямому назначению.
На основании п.4 ст. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.п.8 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, к вопросам местного значения поселения согласно п.п.23 п.1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от ЧС природного и техногенного характера.
Ответственность за надлежащее техническое состояние указанных объектов коммунальной инфраструктуры, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В настоящее время вышеперечисленные объекты коммунальной инфраструктуры являются бесхозяйными и на балансе ни у одной организации не состоят. Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления. Однако каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени по обеспечению безопасности указанных объектов коммунальной инфраструктуры не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение объектов коммунальной инфраструктуры и, как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Песоченское Суворовского района, в то врем, как в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Прокурор Суворовского района Тульской области просит обязать администрацию муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области принять меры по государственной регистрации прав на: водонапорные сети: д. Зеленино, д. Бряньково, д. Ржавец, д. Тарасьево, и принять на учет данные бесхозяйные недвижимые вещи.
Представитель ответчика администрации МО Песоченское Суворовского района Тульской области – по доверенности специалист по земельным отношениям Лапандина В.С. в судебном заседании исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области об обязании администрации МО Песоченское Суворовского района принять на учет безхозяйные недвижимые вещи, а именно: водонапорные сети д. Зеленино Суворовского района, водонапорные сети д. Бряньково Суворовского района, водонапорные сети д. Ржавец Суворовского района, водонапорные сети д. Тарасьево Суворовского района, и принять меры по государственной регистрации прав на указанные объекты, признала в полном объеме.
Признание иска представителем ответчика принято судом.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Суворовского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области было установлено, что администрацией муниципального образования Песоченское допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. Также установлено, что на территории администрации муниципального образования Песоченское имеются объекты коммунальной инфраструктуры, собственник или эксплуатирующая организация которых в настоящее время отсутствует (не определен), а именно: водонапорные сети д. Зеленино, принадлежавшие ранее <данные изъяты> (на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, государственная регистрация деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства прекращена ДД.ММ.ГГГГ); водонапорные сети д. Бряньково, водонапорные сети д. Ржавец, водонапорные сети с. Тарасьево, принадлежавшие ранее <данные изъяты> (на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, государственная регистрация деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства прекращена ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается копиями документов, приобщенных к материалам дела.
В уведомлении администрации МО Суворовский район № от ДД.ММ.ГГГГ приобщенном к материалам дела, указано, что водонапорные сети д. Зеленино, д. Бряньково, д. Ржавец, с. Тарасьево Суворовского района Тульской области не являются муниципальной собственностью муниципального образования Суворовский район.
Из сообщения заместителя главы муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории МО Песоченское имеются объекты коммунальной инфраструктуры, собственники которых не определены: водонапорные башни: д. Зеленино, д. Бряньково, д. Ржавец, с. Тарасьево и водонапорные сети: д. Зеленино, д. Бряньково, д. Ржавец, с. Тарасьево, ранее принадлежавшие <данные изъяты> и <данные изъяты> Суворовского района Тульской области, в настоящее время ведется работа по оформлению данных объектов как бесхозяйных, проведено межевание земельных участков, изготавливаются технические паспорта на водонапорные башни и артезианские скважины, приобщенного к материалам дела.
Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 20 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого человека на жизнь. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
Проанализировав приведенные выше правовые акты в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования МО Песоченское Суворовского района Тульской области как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов, связанных с оформлением объектов коммунальной инфраструктуры, собственники которых не определены: водонапорных башен: д. Зеленино, д. Бряньково, д. Ржавец, с. Тарасьево и водонапорных сетей: д. Зеленино, д. Бряньково, д. Ржавец, с. Тарасьево, ранее принадлежавших <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты> Суворовского района Тульской области.
С учетом изложенного, исходя из установленных по делу обстоятельств, исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области к администрации муниципального образования МО Песоченское Суворовского района Тульской области о понуждении к проведению мероприятий по принятию на учет бесхозяйных недвижимых вещей, суд находит подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 45 Гражданского кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области к администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области о понуждении к проведению мероприятий по принятию на учет бесхозяйных недвижимых вещей полностью удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области принять меры по государственной регистрации прав на: водонапорные сети: д. Зеленино, д. Бряньково, д. Ржавец, д. Тарасьево Суворовского района Тульской области, и принять на учет данные бесхозяйные недвижимые вещи.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд в течение 10-ти дней.
Председательствующий