Решение
Именем Российской Федерации
15 июня 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Богданова В.А.
при секретаре Никольской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-273-2011г. по иску Дубовой А.Н., Дубова Ю.Ф. к администрации МО Суворовский район, администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Дубова А.Н. и Дубов Ю.Ф. обратились с иском к администрации муниципального образования Суворовский район, администрации муниципального образования рабочий поселок Агеево Суворовского района (в дальнейшем по тексту администрация МО Суворовский район и администрация МО рабочий поселок Агеево Суворовского района), о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, указывая в иске и в суде, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. В декабре 2010 года на основании ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ» их квартира была передана в собственность МО рабочий поселок Агеево Суворовского района Тульской области. На основании постановления главы администрации МО Суворовский район от 20.09.2001 года № 412 «Об утверждении списка ветхого и аварийного жилого фонда по муниципальному образованию Суворовский район», указывают истцы, их дом признан непригодным для проживания и включен в список ветхого и аварийного жилья. На день рассмотрения дела в суде, указывают истцы, они одни проживают в <адрес>, другого жилья не имеют. Их многочисленные обращения к ответчикам о предоставлении другого жилья ни к чему положительному не привели. Постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 года была принята долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из жилищного фонда с высоким уровнем износа и признанного непригодным для проживания». Согласно положениям п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, отмечают истцы, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодным для проживания и ремонта, и реконструкции не подлежат. Согласно требованиям ст. 40 Конституции РФ орган местной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления права на жилище, при этом предусматривается, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного фонда, а также муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Истцы указывают, что другого жилья не имеют, Дубова А.Н. является инвалидом 2 группы, а Дубов Ю.Ф. ветераном труда, продолжают проживать в непригодном для проживания помещении. Поэтому истцы просят обязать ответчика- администрацию МО рабочий поселок Агеево Суворовского района предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Представитель ответчика – администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района по доверенности Михайлова В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что считает его необоснованным и не подлежащем удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В жилищном фонде признанном, непригодным для проживания, муниципального образования рабочий поселок Агеево Суворовского района на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят <данные изъяты> семей. Основание: постановление администрации Агеевской территории муниципального образования «Суворовский район Тульской области» от 22.05.2003 N22 «О постановке на учет на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде». Дубова А.Н., Дубов Ю.Ф. состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающие в жилищном фонде, признанным непригодным для проживания, за N 6. Постановлением главы администрации муниципального образования «Суворовский район Тульской области» от 20.09.2001 N 412 «Об утверждении списка ветхого и аварийного жилого фонда по муниципальному образованию «Суворовский район» утвержден список ветхого и аварийного жилищного фонда. В целях реализации долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 - 2012 годы» (далее - Программа) разработано Положение о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (далее - Положение). Положение разработано в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, устанавливает порядок, и определяет единые условия предоставления благоустроенных жилых помещений гражданам, переселяемым в рамках Программы из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Согласно п. 2 Положения основанием для переселения граждан из жилого дома в рамках Программы является правовой акт органа местного самоуправления Тульской области о признании его по состоянию на 01.01.2002 непригодным для постоянного проживания в установленном порядке. Согласно п. 3 Положения очередность предоставления благоустроенного жилья гражданам, проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма, определяется очередностью отселения жилого дома, в котором они проживают, установленной муниципальной программой. Постановлением от 28.12.2007 N 42-П утвержден список очередности и сноса ветхого жилищного фонда администрации МО рабочий поселок Агеево, в котором значатся <данные изъяты> жилых строений. <адрес> в указанном списке значится под <данные изъяты> По состоянию на 01.01.2011 отселены жители из <данные изъяты> домов. В своем исковом заявлении истцы Дубова А. Н. и Дубов Ю. Ф., отметил представитель ответчика, просят обязать администрацию МО рабочий поселок Агеево Суворовского района предоставить им жилое помещение во внеочередном порядке, поскольку их жилое помещение непригодно для проживания. Администрация муниципального образования рабочий поселок Агеево Суворовского района считает, что предоставить семье Дубовых жилое помещение вне очереди, в нарушении прав впереди стоящих граждан, нет законных оснований. При проведении комиссионного обследования жилого помещения представителями администрации МО рабочий поселок Агеево установлено, что <адрес> находится в удовлетворительном состоянии (акты обследования жилого помещения от 24.11.2009, 03.02.2010, 25.03.2010, 02.02.2011 прилагаются). В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, отметил представитель ответчика, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, в данном случае, администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района. Согласно п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Постановлением главы администрации муниципального образования «Суворовский район Тульской области» от 20.09.2001 N 412 «Об утверждении списка ветхого и аварийного жилого фонда по муниципальному образованию «Суворовский район» <адрес> отнесен к жилищному фонду, признанному непригодным для проживания. Решения о признании указанного дома не подлежащем ремонту или не подлежащем реконструкции, в том числе и квартиры под номером № указанного дома, администрацией МО Суворовский район, МО рабочий поселок Агеево не принималось.
Представитель ответчика – администрации МО Суворовский район по доверенности Сенина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что считает его незаконным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относится к вопросам местного значения поселения. Кроме того, согласно договору передачи № 44 от 13.11.2010г. <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, была передана Дубовым Ю.Ф., Дубовой А.Н. в муниципальную собственность муниципального образования рабочий поселок Агеево Суворовского района. Следовательно, администрация муниципального образования Суворовский район является ненадлежащим ответчиком по данному делу. <адрес> на основании постановления главы администрации муниципального образования Суворовский район от 20.09.2001 № 412, внесен в список ветхого жилья. Переселение граждан осуществляется в соответствии с постановлениями администрации Тульской области от 28.03.2008 № 150 «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде», от 24.09.2008 № 588 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы». Согласно вышеуказанной Программе, заказчиком, основным разработчиком и исполнителем долгосрочной целевой программы является Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области. В соответствии с п. 3 Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, очередность предоставления благоустроенного жилья гражданам, проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма, определяется очередностью отселения жилого дома, в котором они проживают, установленной муниципальной программой. Согласно Списку очередности предоставления и сноса ветхого жилого фонда администрации муниципального образования рабочий поселок Агеево Суворовского район, утвержденного главой администрации муниципального образования рабочий поселок Агеево Суворовского район ФИО6 28.12.2007г., <адрес> – <данные изъяты> по очереди. Таким образом, применение п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в данном случае необоснованно, так как все дома в списке признаны ветхими, и подлежат переселению согласно очередности. Основания для внеочередного предоставления жилья отсутствуют. В настоящее время строительство жилья на территории Суворовского района по Программе переселения не ведется, свободные жилые помещения для переселения граждан отсутствуют.
Представитель третьего лица – Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причина неявки суду не известна. Возражений против удовлетворения исковых требований суду не представлено.
Суд на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица – Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, в частности, выписку из домовой книги, сообщение главы администрации МО Суворовский район от 25.08.2010 года № 1299, сообщение главы администрации МО Суворовский район от 08.06.2009 года № 14, акт обследования технического состояния <адрес> от 20.05.2009 года согласно которому дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году, в 2001 году признан ветхим и непригодным для проживания, <данные изъяты> квартирный, в настоящее время проживает только семья Дубовых, в зимнее время не поддерживается температурный режим, в подъезде на стенах и на потолке имеются трещины, фасад здания имеет трещину, сообщение главы администрации МО р.п.Агеево Суворовского района от 11.03.2011 года, договор передачи № 44 от 13.11.2010 года, акт санитарно-эпидемиологического обследования от 31.01.2011 года, согласно которому <адрес> расположена на втором этаже, большинство жильцов выселены в другое жилье. Соседние квартиры в доме разрушены, окна разбиты, на стенах дома многочисленные трещины, местами стены дома обрушены, следы деформации стен, кровля протекает, обои покрыты плесенью от пола до потолка, параметр микроклимата: температура воздуха и относительная влажность в обследованном помещении <адрес> расположенной по адресу: <адрес> не соответствует допустимым значениям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», сообщение Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 11.03.2011 года, сообщение Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 18.01.2011 года, Список ветхого и аварийного жилищного фонда МО Суворовский район на 01.09.2001 года, где под № <данные изъяты> указан <адрес>, акт обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от 02.02.2011 года. акт обследования технического состояния <адрес> от 03.02.2010 года, акт обследования технического состояния <адрес> от 25.03.2010 года, акт обследования технического состояния дома по адресу: <адрес> от 24.11.2009 года, постановление администрации Агеевской территории МО Суворовский район № 22 от 30.05.2003 года «О постановке на очередь на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде» с приложением списка граждан, где под № 6 указан Дубов Ю.Ф., Устав МО рабочий поселок Агеево Суворовского района, Устав МО Суворовский район, постановление № 42-11 от 28.12.2007 года «Об утверждении списка очередности переселения и сноса ветхого жилищного фонда администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района с приложением в котором под № <данные изъяты> указан <адрес>, постановление главы администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района № 133 от 10.11.2010 года «О переходе права собственности», акт от 20.09.2001 года «Об отнесении жилого дома к категории непригодности для проживания», постановление № 412 от 20.09.2001 года «Об утверждении списка ветхого и аварийного жилого фонда по МО Суворовский район», суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В силу положений ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п.3), обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п.6), обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства (7).
Согласно п.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям в порядке которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу постановления Правительства РФ от 04.09.2003года № 552 «Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, в частности п.а ч.2 данного постановления, и постановления Госстроя России от 20.02.2004 года № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих», раздела 2, к непригодным для проживания относятся ветхие жилые дома.
В силу ч. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение непригодно для проживания.
При этом, согласно положениям п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимся в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью настоящей статьи случаев (ч. 1).
В силу п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч.3, ч.4 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
При этом в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, в силу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечивать гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма. Очередность предоставления жилых помещений вышеуказанной категории гражданам не предусмотрена.
В связи с чем, суд не может признать обоснованными доводы представителя ответчика - администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района о предоставлении жилья истцам Дубовой А. Н. и Дубову Ю. Ф. в порядке очереди, как состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за №., ввиду проживания в жилищном фонде, признанным непригодным для проживания.
Согласно Акту межведомственной комиссии администрации МО «Суворовский район» от сентября 2001 года об отнесении жилого дома к категории непригодности для проживания, утвержденному постановлением главы администрации МО «Суворовский район» № 412 от20.09.2001г., <адрес>, расположенный по <адрес>, был признан непригодным для проживания и в целях обеспечения безопасности подлежащим сносу по областной программе до 2010 года. В связи с чем, <адрес>, расположенный по <адрес>, в котором в <адрес> проживают истцы, был внесен под № в Список ветхого и аварийного жилищного фонда МО Суворовский район на 01.09.2001 года, который был утвержден постановлением главы администрации МО «Суворовский район» № 412 от20.09.2001г.
Таким образом, исходя из указанного акта межведомственной комиссии администрации МО «Суворовский район», утвержденного постановлением главы администрации МО «Суворовский район» № 412 от 20.09.2001г., <адрес>, расположенный по <адрес>, был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу до 2010года, в связи с чем, суд признает несостоятельными доводы представителя администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района об отсутствии решения о признании указанного дома не подлежащем ремонту или не подлежащем реконструкции.
В тоже время, суд отмечает, что решения администрации о том, что указанный дом подлежит ремонту и реконструкции, и о выделение денежных средств на проведение таковой, не имеется.
Доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Суд также признает несостоятельными доводы ответчика об удовлетворительном состоянии <адрес>, в которой проживаю истцы, а равно акты обследования, составленные только представителями ответчика, как заинтересованными лицами, учитывая исследованных судом доказательств, свидетельствующих о непригодности жилого дома для проживания в целом, а равно жилого помещения в нем, которое занимают истцы. При этом, по мнению суда, объективно состояние квартиры, в которой проживают истцы и указанного выше дома, дано в Акте санитарно – эпидемиологического обследования от 31.01.2011 года, свидетельствующим наравне с Актом межведомственной комиссии администрации МО «Суворовский район» от сентября 2001 года о непригодности дома в целом для проживания, а равно квартиры в нем, которую занимают истцы. При этом из пояснений истцов следует, что в последствии в доме, в подъезде в котором они проживают, сгорели две квартиры на первом этаже и одна квартира на втором этаже на их площадке, в которой через некоторое время обвалился потолок. Представитель ответчика- администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района согласился с доводами истцов о том, что в указанных истцами квартирах в доме был пожар.
Согласно Акту межведомственной комиссии администрации МО «Суворовский район», утвержденного постановлением главы администрации МО «Суворовский район» № 412 от 20.09.2001г., а равно имеющихся в материалах дела документов, актов обследования технического состояния <адрес>, составленных работниками администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района, указано, что дом подлежал отселению на основании постановления главы администрации МО «Суворовский район» № 412 от 20.09.2001г. в соответствии с областной целевой программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 года».
Между тем, в соответствии с областной целевой программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 года» в указанные года истцы переселены не были, и их отселение было перенесено в соответствии с новой целевой программой на 2009- 2012 годы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ответчиком обязательства по целевой программе о переселении истцов из непригодного для проживания жилья в установленные сроки – то есть до 2010 года. Принимая во внимание данные обстоятельства и пояснения представителей ответчиков об отсутствии каких - либо гарантий, что истцам будет предоставлено жилье в 2011-2012 годы по новой целевой программе переселения на 2009- 2012 годы, суд вынужден согласиться с доводами истцов относительно отсутствия гарантий получения ими жилья в 2011-2012годы по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2009-2012 годы.
Таким образом, учитывая все указанные обстоятельства и что, обязательство по отселению истцов из вышеуказанного жилого дома, как непригодного для проживания, в соответствии с областной целевой программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 года» не было выполнено в установленные сроки, суд признает обоснованными требования истцов к администрации МО рабочий поселок Агеево Суворовского района о предоставления им на основании вышеуказанных судом положений Закона и п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как гражданам, жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания, ремонту и реконструкции, принимая во внимание, что в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При этом, суд отмечает, что исковых требований истцами непосредственно к администрации МО Суворовский район не заявлено, а потому, учитывая при этом положения ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, администрация МО Суворовский район является ненадлежащим ответчиком и в удовлетворении иска к администрация МО Суворовский район следует отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Дубовой А.Н., Дубова Ю.Ф. удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Агеево Суворовского района предоставить Дубовой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, и Дубову Ю.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В удовлетворении иска Дубовой А.Н., Дубова Ю.Ф. к администрации муниципального образования Суворовский район – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: