РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Никифорова В.Г.,
при секретаре Наташиной Л.Н.,
с участием помощника прокурора Суворовского района Тульской области Морозовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-400-2011 по иску прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию город Чекалин Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
установил:
Прокурор Суворовского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию город Чекалин Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет (в порядке ст. 45 ГПК РФ), в котором просит обязать муниципальное образование город Чекалин Суворовского района Тульской области поставить земельный участок, на котором расположено городское кладбище города Чекалина Суворовского района Тульской области, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Суворовского района Тульской области Морозова А.И. исковые требования прокурора Суворовского района к муниципальному образованию город Чекалин Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка, на котором расположено городское кладбище города Чекалина Суворовского района Тульской области, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области» поддержала в полном объеме, и пояснила, что прокуратурой Суворовского района в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования город Чекалин Суворовского района находится городское кладбище города Чекалина.
Проверкой установлено, что земельный участок, на котором расположено городское кладбище города Чекалина Суворовского района, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание этого участка и не определены его границы. Право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления муниципального образования город Чекалин Суворовского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поседения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных, в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 г.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 7 и п. 13 ч. 1 ст. 49 Устава муниципального образования город Чекалин Суворовского района к вопросам местного значения муниципального образования город Чекалин Суворовского района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; в собственности муниципального образования город Чекалин Суворовского района может находится имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Представитель ответчика администрации МО город Чекалин Суворовского района Тульской области – глава администрации И.В. Усенкова исковые требования прокурора признала в полном объеме. Пояснила, что городское кладбище города Чекалина Суворовского района является старым, захоронения и их содержание осуществляются гражданами самостоятельно. Границы кладбища, <данные изъяты> не определены, потому что в бюджете администрации МО город Чекалин Суворовского района средств на похоронное дело и содержание кладбищ нет. Земельный участок, на котором расположено городское кладбище, на кадастровом учете в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области» не состоит, ведутся работы по постановке на учет.
Признание иска представителем ответчика принято судом.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре недвижимости каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 г.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 и п. 13 ч. 1 ст. 49 Устава муниципального образования город Чекалин Суворовского района Тульской области к вопросам местного значения МО город Чекалин Суворовского района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; в собственности МО город Чекалин Суворовского района может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 24 Устава в структуру органов местного самоуправления МО город Чекалин Суворовского района Тульской области входит администрация муниципального образования город Чекалин Суворовского района Тульской области.
В соответствии с Положением об администрации муниципального образования город Чекалин Суворовского района администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет свои полномочия в интересах жителей муниципального образования для решения вопросов местного значения.
Судом установлено, что на территории МО город Чекалин Суворовского района расположено городское кладбище города Чекалина Суворовского района.
Согласно сообщению главы администрации МО город Чекалин Суворовского района № от 03 июня 2011 года, приобщенному к делу, усматривается, что на территории муниципального образования город Чекалин Суворовского района Тульской области имеется городское кладбище, земельный участок, на котором расположено городское кладбище, на кадастровом учете в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области» не состоит, ведутся работы по его постановке на государственный кадастровый учет.
Судом установлено, что земельный участок, на котором расположено городское кладбище в городе Чекалине Суворовского района, в соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено и его границы не определены в соответствии с действующим законодательством.
В результате администрацией МО город Чекалин Суворовского района Тульской области не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено городское кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
Судом из объяснений представителя ответчика установлено, что средств на реализацию полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в бюджете МО город Чекалин Суворовского района не планировалось.
Анализируя и оценивая все исследованные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что в судебном заседании представитель ответчика глава администрации МО город Чекалин Суворовский района Тульской области И.В. Усенкова исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет признала в полном объеме, признание иска представителем ответчика принято судом, суд считает иск обоснованным, подтвержденным исследованными в суде доказательствами, и подлежащим удовлетворению, поскольку в силу ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцами требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области полностью удовлетворить.
Обязать муниципальное образование город Чекалин Суворовского района Тульской области поставить земельный участок, на котором расположено городское кладбище в городе Чекалине Суворовского района Тульской области, на кадастровый учет в Федеральном Государственном Учреждении «Земельная кадастровая палата по Тульской области».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд Тульской области.
Председательствующий