РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Никифорова В.Г.,
при секретаре Наташиной Л.Н.,
с участием помощника прокурора Суворовского района Тульской области Морозова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-403-2011 по иску прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Песоченское Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
установил:
Прокурор Суворовского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Песоченское Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет (в порядке ст. 45 ГПК РФ), в котором просит обязать муниципальное образование Песоченское Суворовского района Тульской области поставить земельный участок, на котором расположено кладбище поселка Песоченский Суворовского района Тульской области, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Суворовского района Тульской области Морозова А.И. исковые требования прокурора Суворовского района к муниципальному образованию Песоченское Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка, на котором расположено кладбище поселка Песоченский Суворовского района Тульской области, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области» поддержала в полном объеме, и пояснила, что прокуратурой Суворовского района в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Песоченское Суворовского района находится кладбище поселка Песоченский.
Проверкой, проведенной прокуратурой Суворовского района, установлено, что земельный участок, на котором расположено кладбище в поселке Песоченский Суворовского района, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание этого участка и не определены его границы. Право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления муниципального образования Песоченское Суворовского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поседения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии с ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 года.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 7 и п. 13 ч. 1 ст. 47 Устава муниципального образования Песоченское Суворовского района к вопросам местного значения муниципального образования Песоченское Суворовского района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; в собственности муниципального образования Песоченское Суворовского района может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Представитель ответчика администрации МО Песоченское Суворовского района Тульской области в судебное заседание не явился. В письменном ходатайстве глава администрации В.И. Ермаков просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. Исковые требования прокурора Суворовского района признает в полном объеме.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО Песоченское Суворовского района Тульской области, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 3. ч. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ, к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений.
Частью 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре недвижимости каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 года.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 7 и п. 13 ч. 1 ст. 47 Устава муниципального образования город Песоченское Суворовского района Тульской области к вопросам местного значения МО Песоченское Суворовского района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; в собственности МО Песоченское Суворовского района может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 24 Устава в структуру органов местного самоуправления МО Песоченское Суворовского района Тульской области входит администрация муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области.
В соответствии с Положением об администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет свои полномочия в интересах жителей муниципального образования для решения вопросов местного значения.
Судом установлено, что на территории МО Песоченское Суворовского района расположено кладбище в поселке Песоченский Суворовского района.
Согласно сообщению главы администрации МО Песоченское Суворовского района № от 7 июня 2011 года, приобщенному к делу, усматривается, что на территории муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области расположено кладбище в поселке Песоченский, земельный участок, на котором расположено кладбище, на кадастровом учете в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области» не состоит, ведутся работы по его постановке на государственный кадастровый учет.
Судом установлено, что земельный участок, на котором расположено кладбище в поселке Песоченский Суворовского района, в соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле», не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено и его границы не определены в соответствии с действующим законодательством.
В результате администрацией МО Песоченское Суворовского района Тульской области не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
При установленных обстоятельствах дела требования прокурора Суворовского района Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области полностью удовлетворить.
Обязать ответчика муниципальное образование Песоченское Суворовского района Тульской области поставить земельный участок, на котором расположено кладбище в поселке Песоченский Суворовского района Тульской области, на кадастровый учет в Федеральном Государственном Учреждении «Земельная кадастровая палата по Тульской области».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд Тульской области.
Председательствующий