Решение от 11.08.2011 г. о признании незаконным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения и признании права собственности в порядке приватизации



Решение

Именем Российской Федерации

11 августа 2011 года                                                 г. Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Сафонова М.Ю.,

при секретаре Копыльцовой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-458-2011 по иску Орлова Д.А. к администрации МО г. Суворов Суворовского района, администрации МО Суворовский район о признании незаконным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения и признании права собственности в порядке приватизации,

установил:

Орлов Д.А. обратился в суд с иском к администрации МО г. Суворов Суворовского района, администрации МО Суворовский район о признании незаконным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения и признании права собственности в порядке приватизации, указывая в иске и в суде, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он проживает в общежитии расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о составе семьи.

Данное общежитие по акту приема приема-передачи от 12.01.1998 года было передано в муниципальную собственность МО Суворовский район Тульской области на основании постановления главы администрации Суворовский район за № 563 от 09.12.1997 года. Данное постановление по неизвестной причине государственную регистрацию права не прошел.

В настоящий момент здание общежития находится в муниципальной собственности и принадлежит на праве хозяйственного ведения МО г.Суворов Суворовского района на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.06.2009 года между Администрацией МО Суворовский район и Администрацией МО г.Суворов.

Согласно п.3.4 данного договора Администрация МО г.Суворов осуществляет передачу жилых помещений в собственность граждан в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», а также осуществляет другие функции наймодателя, собственника жилых помещений предусмотренные действующим законодательством РФ. Данный договор также не прошел государственную регистрацию права по неизвестной причине.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией МО г.Суворов был заключен договор социального найма жилого помещения, а именно комнаты в общежитии по адресу: <адрес>.

Истец обращался к ответчику, администрации МО г.Суворов Суворовского района, с заявлением о передаче в собственность вышеуказанного жилого помещения, однако истцу было отказано в приватизации жилой комнаты в общежитии в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает причину отказа необоснованной и противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, поскольку жилое помещение, в котором он проживает, не подпадает под категорию жилых помещений, не подлежащих приватизации, по следующим основаниям.

Здание по <адрес> в <адрес> было построено под нужды общежития и изначально принадлежало государственному предприятию - <данные изъяты>».

Занимаемое истцом жилое помещение является жилым помещением муниципального жилищного фонда социального использования и не относится к специализированному муниципальному жилищному фонду.

Согласно ст. 4-7 ЖК РСФСР и ст.1 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», действовавших в период возникновения спорных правоотношений, ст. 19 ЖК РФ – общежития относятся к жилищному фонду.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Истец считает, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитии расположенном по вышеуказанному адресу в полной мере должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма, согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Таким образом, в силу прямого указания закона, он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, занимаемое им жилое помещение в настоящее время является жилым помещением муниципального жилищного фонда социального использования.

В соответствии с этим, истец полагает, что обладает столь же законным правом на получение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Ранее он в приватизации жилых помещений не участвовал. Поэтому истец просит суд признать отказ в приватизации комнаты недействительным и признать за ним право собственности на комнату в общежитии в порядке приватизации.

Представитель ответчика администрации МО г. Суворов Суворовского района в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просит дело по иску Орлова Д.А. рассмотреть в его отсутствие. Возражений против удовлетворения исковых требований суду не представлено.

Представитель ответчика - администрации МО Суворовский район в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причина неявки суду не известна. Возражений против удовлетворения исковых требований суду не представлено.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причина неявки суду не известна. Возражений против удовлетворения исковых требований суду не представлено.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

С ДД.ММ.ГГГГ на жилой площади по адресу: <адрес> ком. , зарегистрирован Орлов Д.А., что подтверждается паспортом <данные изъяты> выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, а также справкой о составе семьи, справкой главы администрации МО г.Суворов Суворовского района.

Согласно справке о задолженности, задолженности у Орлова Д.А. нет, общая площадь жилья составляет <данные изъяты> кв.м. и относится данное жилье к муниципальной собственности.

Ранее Орлов Д.А. в приватизации не участвовал, что подтверждается справкой главы администрации МО г.Суворов ФИО2 и специалиста по приватизации ФИО3, справкой, выданной Протвинским филиалом ГУП Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации».

Согласно акту приема-передачи объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемого предприятия от 12.01.1998 года общежитие ЗАО «<данные изъяты>» передано в муниципальную собственность.

Приняв общежитие от ЗАО <данные изъяты> в муниципальную собственность, администрация района право собственности на общежитие не зарегистрировала.

Несмотря на то, что администрация МО Суворовский район не зарегистрировала право собственности на общежитие, факт его передачи в муниципальную собственность подтверждается договором №111 от 1 июня 2009 года о безвозмездном пользовании муниципальным имуществом и Перечнем муниципального имущества переданного в безвозмездное пользование администрацией МО Суворовский район администрации МО г. Суворов Суворовского района, из которого следует, что в безвозмездное пользование передано общежитие расположенное по адресу <адрес>, состоящее из ста пятидесяти квартир, то есть передана и комната , в которой зарегистрирован Орлов Д.А.

Согласно выписки (справки) из технического паспорта на объект капитального строительства (недвижимого имущества) площадь комнаты , находящейся по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.

Орлов Д.А., будучи зарегистрированным по вышеуказанному адресу, не использовал право бесплатной приватизации жилья. Администрацией МО г. Суворов Суворовского района ему отказано в передаче спорного жилого помещения в виде комнаты, в порядке приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Поскольку здание общежития по адресу <адрес> было передано в муниципальную собственность, на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в муниципальную собственность <адрес> общежитие ЗАО <данные изъяты> то после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года статус общежития утрачен в силу закона.

В соответствии с ч.1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.

В силу ст.ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.

Суд считает отказ в приватизации жилого помещения незаконным, поскольку распространение законодателем норм ЖК РФ о договоре социального найма на жилые помещения, переданные в муниципальный жилищный фонд, влечет изменение правового режима этих помещений. В силу положений договора социального найма на такие помещения распространяется общий правовой режим, установленный для жилых помещений, в том числе возможность приватизации таких помещений.

В связи с тем, что занимаемое Орловым Д.А. жилое помещение, состоящее из изолированной комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., после передачи указанного здания общежития в муниципальную собственность к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в этом жилом доме, в силу ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, что нашло свое подтверждение в Определении Верховного суда РФ от 4 мая 2007 года №36-В07-3.

В силу ч.1 ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными правовыми нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе, несовершеннолетних.

Орлов Д.А. занимает жилое помещение комнаты в общежитии ЗАО <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на условиях договора социального найма и оно может быть им приватизировано на общих основаниях.

Отсутствие оформленного договора социального найма, решение органа местного самоуправления о снятии статуса общежития с <адрес>, не может быть поставлено в зависимость от действий органов местного самоуправления по реализации положений закона в указанной части. В приватизации он не участвовал.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом соразмерно конституционно значимым целям.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации.

Представители ответчиков возражая против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не представили в суд данных о специальном и целевом назначении жилых помещений в общежитии для временного проживания и особом их правовом режиме. На основании чего суд полагает в жилых помещениях общежития расположенного по вышеуказанному адресу отсутствует особый правовой статус, исключающий возможность их приватизации.

На основании изложенного и учитывая, что право истца на бесплатную приватизацию не реализовано, он вправе получить спорное жилое помещение в собственность бесплатно.

Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении администрации МО г.Суворов Суворовского района, которое, являясь юридическим лицом, в силу положений действующего законодательства, отказал истцу в приватизации жилой комнаты в общежитии. Администрация МО Суворовский район не является надлежащим ответчиком по делу, так как договором №111 от 1 июня 2009 года о безвозмездном пользовании муниципальным имуществом и Перечнем муниципального имущества общежитие по <адрес> передано в безвозмездное пользование администрацией МО Суворовский район администрации МО г. Суворов Суворовского района, а потому в удовлетворении иска к администрации МО Суворовский район следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Орлова Д.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации МО г. Суворов Суворовского района Тульской области в приватизации комнаты находящейся по адресу: <адрес>.

Признать за Орловым Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности в порядке приватизации на комнату площадью <данные изъяты> кв.м. в общежитии, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к администрации МО Суворовский район отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи жалобы в Суворовский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий