Решение
Именем Российской Федерации
14 ноября 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Богданова В.А.,
при секретаре Никольской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-637-2011 по иску Суховой М.Е. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» и Департаменту социального развития Тульской области о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты,
установил:
Сухова М.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» и Департаменту социального развития Тульской области о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, указывая в иске и в суде, что она является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии <данные изъяты> №, выданное Суворовским комитетом социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области ДД.ММ.ГГГГ. 22 сентября 2011 года она обратилась в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» с заявлением о назначении в соответствии с законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда. Однако «Управлением социальной защиты населения Суворовского района» Департамента социального развития Тульской области на её заявление о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты был дан письменный отказ по причине не достижения ею пенсионного возраста (т.е. 55 лет). Истец считает, что своим отказом «Управление социальной защиты населения Суворовского района» Департамента социального развития Тульской области нарушает её конституционное право на социальное обеспечение. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе и получение ежемесячных денежных выплат. В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. 28.12.2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В ст. 1 данного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда. В соответствии со ст.ст. 3,7 закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда имеют право на ежемесячные денежные выплаты. Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», считает истец, не содержит конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, для назначения ежемесячных денежных выплат. Поэтому истец просит обязать Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения Суворовского района» назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату с 22 сентября 2011 года и обеспечить социальную поддержку в виде получения ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, с выдачей справки установленного образца.
Представитель ответчика Государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Суворовского района» по доверенности Недашковская Е.В. исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, указывая, что ст.22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены условия предоставления мер социальной защиты ветеранов труда, главным из которых является установление им трудовой пенсии по старости. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним (достижение возраста, дающего право на пенсию по старости), что является существенным для рассмотрения заявленных требований. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внес изменения в статью 22 Федерального закона «О ветеранах» и установил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, указал представитель ответчика, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22 августа 2004 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъективный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года). В исковом заявлении истец просит обязать назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату на основании Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области. В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Постановление администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определяет правила предоставления мер социальной поддержки и регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой, но не содержит условия ее предоставления. Постановлением администрации Тульской области от 18 июня 2008 года № 339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения трудовой деятельности. Кроме того, считает, что нельзя руководствоваться статьей 7 без учета положений статьи 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со статьей 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьей 5 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Поскольку истец не является получателем пенсии ни по одному из вышеуказанных законов, правовых оснований для назначения мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренных законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» истцу не усматривается.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, представив возражения, аналогичные по содержанию возражениям, представленным представителем Государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Суворовского района». Считает, что необоснованно Департамент социального развития Тульской области был привлечен истцом в качестве ответчика. Считают исковые требования необоснованными и просит отказать в их удовлетворении.
Суд на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента социального развития Тульской области.
Изучив исковое заявление и доводы истца, выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в отношении Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района», а в отношении Департамента социального развития Тульской области удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ст.22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
Статьей 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определены категории лиц, имеющих право на данные меры, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом, статьей 7 названного Закона предусмотрена ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Указанная ежемесячная денежная выплата, согласно Порядку назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15 марта 2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает, что право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом, денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты следует считать день обращения с заявлением об этом. Сухова М.Е. 22 сентября 2011года обратилась с письменным заявлением в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». 26 сентября 2011 года за исходящим № в назначении ежемесячной денежной выплаты ей было отказано в связи с тем, что не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Доводы ответчика об отсутствии права у истца на получение ежемесячной денежной выплаты ввиду не достижения им возраста, дающего право на получение пенсии по старости и права на получение пенсии по иным основаниям, суд признает несостоятельными, так как данные доводы не согласуются с нормами Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку его положения в их буквальном толковании не связывают получение ветеранами труда ежемесячной денежной выплаты с достижением возраста, дающего права на получение пенсии по старости, а также наличием правом на получение пенсии по иным основаниям.
Истцом представлены суду достаточные доказательства наличия у него, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты с 22 сентября 2011 года в соответствии с п.п.4, 8 Порядка выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года.
Учитывая указанные обстоятельства, и что Сухова М.Е., как ветеран труда, в предусмотренном Законом порядке обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» за назначением ежемесячной денежной выплаты и ей было необоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района», которое, являясь юридическим лицом, в силу положений действующего законодательства производит назначение ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда. Департамент социального развития Тульской области не является надлежащим ответчиком по делу, так как не производит назначение ежемесячной денежной выплаты, а потому в удовлетворении иска к Департаменту социального развития Тульской области следует отказать.
Суд учитывает, что ни ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ни Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83 (в ред. от 16.08.2010г.), не предусматривается такого ограничения в предоставлении ветеранам труда мер социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), как достижение пенсионного возраста и наличие права на получение пенсии по иным основаниям. В связи с чем, исковые требования истца к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» в данной части требований также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Суховой М.Е. удовлетворить.
Признать за Суховой М.Е. право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной для ветеранов труда статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в виде ежемесячной денежной выплаты и на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» назначить Суховой М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, - ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда Законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 22 сентября 2011 года.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» обеспечить Суховой М.Е. право на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).
В иске Суховой М.Е. к Департаменту социального развития Тульской области о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и обеспечении единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий