Решение от 17.11.2011 г. о признании права на получение мер социальной поддержки как `Ветерану труда`



Решение

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года                                             г. Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Богданова В.А.,

при секретаре Никольской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-638-11 по иску Каденского В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Суворовского района» и Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки как «Ветерану труда»,

установил:

Каденский В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Суворовского района» и Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки как «Ветерану труда», указывая в иске и в суде, что он является пенсионером Министерства Внутренних дел РФ с 15 января 2005 года на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15.12.2001 года № 166 –ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и согласно ст. 7 ФЗ РФ от 12.01.1995 года № 5 -ФЗ «О ветеранах», имеет удостоверение «Ветеран труда», серия . В соответствии со ст.ст. 1, 7 Закона Тульской области № 493 - ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» гарантировано право «Ветеранам труда», а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, на ежемесячную денежную выплату. Поскольку истец является ветераном военной службы, то истец считает, что имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленные ст.ст. 22 и 23 Федерального закона РФ № 5 -ФЗ «О ветеранах». 20 июня 2011 года Каденский В.А, обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения Суворовского района с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки: назначением ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере начисленной на месяц оплаты за холодное и горячее водоснабжении, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий с 01.11.2010 года в соответствии с Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15.03.2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Однако в Управлении социальной защиты населения Суворовского района на его заявление о предоставлении ему мер социальной поддержки был дан письменный отказ по причине не достижения истцом пенсионного возраста (т.е. 60 лет). Истец считает, что своим отказом Управление социальной защиты населения Суворовского района нарушает его конституционное право на социальное обеспечение. Согласно ст.10, 13, 22 Федерального Закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 22.08.2004года № 122-ФЗ), отметил истец, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение; выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское протезно-ортопедическое обслуживание. В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан приравненных к ним, определяются иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В Тульской области данные правоотношения регулируется Законом Тульской области № 493 – ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда (п.2 ст.1 и ст. 5 Закона), а также лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года. Статья 7 вышеуказанного закона в качестве меры социальной поддержки предусматривает выплату ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года и не содержит ограничений по возрасту. Не содержится возрастных ограничений и в «Порядке назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденном Постановлением администрации Тульской области 15.03.2005 года № 201. Единственным условием для получения единого месячного льготного проездного билета является наличие удостоверения установленного образца, в данном случае удостоверения ветерана труда. Необходимость достижения соответствующего возраста законодатель не предусматривает. Поэтому просит суд признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Суворовского района о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки и обязать ответчиков устранить допущенные нарушения и назначить ему со дня его обращения ежемесячную денежную выплату, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий и обеспечить приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).

Истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» по доверенности Недашковская Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представил возражения, указывая на необоснованность искового заявления в виду не достижения истцом возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными Законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», просил отказать в удовлетворении исковых требований полностью.

Представитель ответчика - Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился. Суду представлены возражения на исковое заявление, согласно которым, считают его необоснованным и просят отказать в удовлетворении исковых требований полностью.

Изучив исковое заявление, доводы истца и ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования истца подлежат полному удовлетворению только в отношении Государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Суворовского района», исходя из следующего.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 12, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Согласно ст. 10, 13, 22 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года № 112 -ФЗ), социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, на содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие Закона Тульской области №493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года. В силу ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (п. 2 в ред. Федерального Закона от 08 августа 2001 года № 124-ФЗ).

Право на меры социальной поддержки Ветеранам труда предоставлено п. 2 ст.1 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

При этом в силу ст. 3. Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, ветеранам труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

(в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО)

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке (в ред. Законов Тульской области от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО).

Также в силу ст.7. Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ветеранам труда назначается мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден Постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года № 201.

Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, истец Каденский В.А. является пенсионером Министерства Внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ, согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ, выданного УВД Тульской области, и ветераном труда на основании удостоверения серии , получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, как лицо, проходившее службу в Министерстве Внутренних Дел РФ. Условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными Законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим Федеральным Законом имеют военнослужащие и работники внутренних дел. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет. По смыслу пенсионного законодательства РФ к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством. Ст. 88 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия за выслугу лет, назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Правовой анализ Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и военнослужащие по выслуге лет. Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание им условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение. Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным Законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 Федерального Закона «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении соответствующего удостоверения. Кроме того, как Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, предусматривается назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным. Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной - 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба. Как следует из ст. 2 Федерального Закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы по достижении установленной законом выслуги. Применительно к проходившим военную службу и службу в правоохранительных органах, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая истцом в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в РФ.

Таким образом, истец Каденский В.А. достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки.

Доводы ответчика об отсутствии права у истца на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и в размере 50 процентов на оплату коммунальных расходов, на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), ввиду не достижения им возраста, дающего право на получение пенсии по старости, суд признает несостоятельными, так как данные доводы не согласуются с нормами Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку его положения в их буквальном толковании не связывают получение ветеранами труда указанных мер социальной поддержки с достижением возраста, дающего права на получение пенсии по старости. Положениями ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года 3493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83 (в ред. от 16.08.2010г.), не предусматриваются ограничения в предоставлении указанных мер социальной после достижения возраста, дающего права на получение пенсии по старости.

Принимая во внимание изложенное, что пенсия истцу назначена, т.е. он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным Законом № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и относится к категории ветеранов труда, суд признает за истцом право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.1,3,7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с момента обращения с заявлением. Истец обратился к ответчику с заявлением с 20.06.2011 года, но в принятии заявления было отказано.

Учитывая указанные обстоятельства, и что Каденский В.А. как ветеран труда, в предусмотренном Законом порядке обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» и ему было необоснованно отказано, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района», которое, являясь юридическим лицом и в силу положений действующего законодательства производит назначение ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и предоставление мер социальной поддержки. Департамент социального развития Тульской области не является надлежащим ответчиком по делу, так как не производит назначение ежемесячной денежной выплаты и предоставление мер социальной поддержки, а потому в удовлетворении иска к Департаменту социального развития Тульской области следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Каденского В.А. удовлетворить.

Признать за Каденским В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в виде ежемесячной денежной выплаты, получения ежемесячной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и в размере 50 процентов на оплату коммунальных расходов, на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» предоставить Каденскому В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» для ветеранов труда:

ежемесячную денежную выплату,

ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области,

ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива,

со дня его обращения за данными выплатами в указанное Управление с заявлениям со всеми необходимыми документами, то есть с 20.06.2011 года,

и обеспечить право Каденского В.А. на получение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).

В иске Каденскому В.А. к Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки как «Ветерану труда»- отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Суворовский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий