Решение от 14.12.2011 г. о признанании права собственности на жилую площадь в порядке приватизации



Решение

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года                                               г. Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Сафонова М.Ю.,

при секретаре Копыльцовой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-729-2011 года по иску Акулинина С.И. к администрации МО город Суворов Суворовского района о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения и о признании права собственности на жилую площадь в порядке приватизации,

установил:

Акулинин С.И. обратился в суд с иском к администрации МО город Суворов Суворовского района о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения и о признании права собственности на жилую площадь в порядке приватизации, в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он проживает в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между ним и администрацией МО город Суворов Суворовского района был заключен договор социального найма жилого помещения за , а именно комнаты в общежитии по адресу: <адрес>

Поскольку жилое здание по <адрес> в <адрес> находится в ведении муниципалитета, то истец, обратилась в администрацию МО город Суворов Суворовского района с заявлением о приватизации занимаемого им жилого помещения.

В приватизации комнаты ему было отказано на основании ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в РФ», где сказано, что жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

Он считает причину отказа необоснованной и противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, не подпадает под категорию жилых помещений, не подлежащих приватизации, по следующим основаниям.

Согласно ст. 4-7 ЖК РСФСР и ст. 1 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», действовавших в период возникновения спорных правоотношений, ст. 19 ЖК РФ – общежития относятся к жилищному фонду.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Граждане, проживающие в общежитиях, переданных в муниципальную собственность, получили возможность приватизировать занимаемые ими жилые помещения в согласно со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Здание по <адрес> в <адрес> было построено под нужды общежития и изначально принадлежало государственному предприятию – <данные изъяты>. В настоящее время здание находится на балансе администрации МО Суворовский район и обслуживается ООО «Суворовское ЖКО», что подтверждается Постановлением главы администрации МО «Суворовский район Тульской области» от 10.01.2001 года № 8, актом приема-передачи объекта социально-культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемого предприятия от 27 марта 2001 года.

Он, считает, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитии расположенном по вышеуказанному адресу в полной мере должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма, согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Таким образом, в силу прямого указания закона, она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, занимаемое ей жилое помещение в настоящее время является жилым помещением муниципального жилищного фонда социального использования.

В соответствии с этим, он полагает, что обладает столь же законным правом на получение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Ранее он в приватизации жилых помещений не участвовал.

Истец Акулинин С.И. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить и дал пояснения аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика - администрации МО г. Суворов Суворовского района в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просит дело по иску Акулинина С.И. рассмотреть в его отсутствие. Возражений против удовлетворения исковых требований суду не представлено.

Представитель третьего лица - администрации МО Суворовский район в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просит дело по иску Акулинина С.И. рассмотреть в его отсутствие. Решение по делу принять на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причина неявки суду не известна. Возражений против удовлетворения исковых требований суду не представлено.

Суд на основании ч. 3 ст. 167 ПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителей третьих лиц.

Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

С ДД.ММ.ГГГГ на жилой площади по адресу: <адрес> зарегистрирован Акулинин С.И., что подтверждается паспортом Акулинина С.И., а также выпиской из домовой книги дома , комн. , по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой администрации МО город Суворов Суворовского района, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, справкой администрации МО город Суворов Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что истец участия в приватизации не принимал.

Из лицевого счета квартиросъемщика Акулинина усматривается, что общая площадь комнаты составляет - <данные изъяты> кв.м., и данное жилье относится к муниципальной собственности, приобщенного к материалам дела.

В справке администрации МО город Суворов Суворовского района от ДД.ММ.ГГГГ указано, что истец Акулинин с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, в приватизации жилья не участвовал, приобщенной к материалам дела.

Несмотря на то, что администрация МО Суворовский район Тульской области не зарегистрировал право собственности на общежитие, факт его передачи в муниципальную собственность подтверждается Постановлением № 8 от 10 января 2001 года «О передаче в муниципальную собственность МО «Суворовский район Тульской области» объектов жилищно-коммунального хозяйства» <данные изъяты> из которого следует, что назначена комиссия по приему-передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>, а именно: передано общежитие, расположенное по адресу: <адрес> количество жилых комнат – <данные изъяты>, то есть, передана и комната , в которой зарегистрирован и проживает истец.

Истец, будучи зарегистрированным по вышеуказанному адресу, не использовал право бесплатной приватизации жилья. Администрацией МО город Суворов Суворовского района ей было отказано в передаче спорного жилого помещения в виде комнаты, в порядке приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Поскольку здание общежития по адресу: <адрес> было передано в муниципальную собственность, на основании постановления главы администрации Суворовского района № 8 от 10 января 2001 года «О передаче в муниципальную собственность МО «Суворовский район Тульской области» объектов жилищно-коммунального хозяйства» <данные изъяты>, то после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года статус общежития утрачен в силу закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.

В силу ст.ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.

Суд считает отказ в приватизации жилого помещения незаконным, поскольку распространение законодателем норм ЖК РФ о договоре социального найма на жилые помещения, переданные в муниципальный жилищный фонд, влечет изменение правового режима этих помещений. В силу положений договора социального найма на такие помещения распространяется общий правовой режим, установленный для жилых помещений, в том числе возможность приватизации таких помещений.

В связи с тем, что занимаемое Акулининым С.И. жилое помещение, состоящее из изолированной комнаты, площадью – <данные изъяты> кв.м., после передачи указанного здания общежития в муниципальную собственность к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в этом жилом доме, в силу ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, что нашло свое подтверждение в Определении Верховного суда РФ от 4 мая 2007 года № 36-В07-3.

В силу ч.1 ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными правовыми нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе, несовершеннолетних.

Акулинин С.И. занимает жилое помещение – комнату в общежитии <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на условиях договора социального найма, и оно может быть им приватизировано на общих основаниях.

Отсутствие оформленного договора социального найма, решение органа местного самоуправления о снятии статуса общежития с <адрес>, не может быть поставлено в зависимость от действий органов местного самоуправления по реализации положений закона в указанной части. В приватизации истец не участвовал.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом соразмерно конституционно значимым целям.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации.

На основании изложенного и учитывая, что право истца на бесплатную приватизацию не реализовано, она вправе получить спорное жилое помещение в собственность бесплатно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Акулинина С.И. удовлетворить полностью.

Признать незаконным отказ администрации МО г. Суворов Суворовского района Тульской области в приватизации жилого помещения – комнаты находящейся по адресу: <адрес>

Признать за Акулининым С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности в порядке приватизации на комнату , площадью – <данные изъяты> кв.м, в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий