РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2011 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сафонова М.Ю.,
при секретаре Копыльцовой Р.В.,
с участием помощника прокурора Суворовского района Абрамовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-736-2011 по иску прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района о понуждении к принятию мер, необходимых для постановки гидротехнического сооружения на учет и государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение,
установил:
Прокурор Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района о понуждении к принятию мер, необходимых для постановки гидротехнического сооружения на учет и государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение.
В судебном заседании представитель прокурора Суворовского района – помощник прокурора Суворовского района Абрамова М.В. исковые требования поддержала полностью, пояснив, что прокуратурой Суворовского района совместно с Приокским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которой установлено, что на территории муниципального образования Песоченское Суворовского района имеется гидротехническое сооружение – грунтовая плотина пруда, расположенная <адрес>
Как установлено Федеральным законом от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросовые, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается такое свойство гидротехнических сооружений, которое позволяет обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения – разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определены обязанности собственника гидротехнического сооружения по обеспечению требований безопасности гидротехнического объекта.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что собственником гидротехнического сооружения может выступать муниципальное образование.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии с положениями ч.ч. 1,2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника, собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года №580 «Об утверждении Постановления о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной совместно с Приокским управлением Ростехнадзора проверки на территории муниципального образования Песоченское Суворовского района выявлено гидротехническое сооружение на <адрес>выход на дорогу федерального значения <данные изъяты>), представляет собой грунтовую плотину, проезжую, длина плотины–<данные изъяты> м, ширина плотины–<данные изъяты> м.
Как установлено на период проведения проверки, каких либо мер со стороны администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района по постановке на учет в качестве бесхозяйной указанной грунтовой плотины не принималось, собственника данное гидротехническое сооружение не имеет.
Согласно информации Суворовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области сведения о каких-либо зарегистрированных правах на данное гидротехническое сооружение отсутствуют.
Аналогичные сведения об отсутствии на указанное гидротехническое сооружение сведений о каких-либо зарегистрированных правах, а также об отсутствии его собственников и балансодержателей представлены в прокуратуру Суворовского района из Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской области и Суворовского производственного участка Белевского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Вследствие чего, грунтовая плотина пруда, расположенная на <адрес>, по сути является бесхозяйной, но таковой не признана.
Как установлено в ходе проверки, в стенах шахты указанного гидротехнического сооружения имеется деформация бетона, отсутствует механическая лебедка для поднятия затвора, требуется проведение ремонта.
В результате дальнейшего разрушения, а также в случае возможного подтопления паводковыми водами разрушение гидротехнического сооружения может привести к чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, неопределенного круга лиц, вследствие разрушения, как самой плотины, так и проходящей по ней дороге.
Бездействие администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйной грунтовой плотины на <адрес> и последующей регистрации права собственности на указанное гидротехническое сооружение, препятствует реализации положений ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст. 254 ГПК РФ).
На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области принять меры, необходимые для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, и государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение – грунтовую плотину на <адрес>
Представитель ответчика глава МО Песоченское Суворовского района Тульской области Засыпкина Н.И. в судебном заседании исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области признала полностью.
Представитель третьего лица – Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие. Исковые требования поддерживает полностью.
Признание иска представителем ответчика главой администрации МО Песоченское Суворовского района Засыпкиной Н.И. принято судом.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Суворовского района в ходе проведения проверки соблюдения администрацией МО Песоченское Суворовского района законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, было установлено, что администрацией муниципального образования Песоченское Суворовского района допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования.
Также установлено, что на территории администрации муниципального образования Песоченское имеется гидротехническое сооружение – грунтовая плотина пруда, расположенная в <адрес>, собственник которого в настоящее время отсутствует.
Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 20 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого человека на жизнь. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на эту вещь.
Проанализировав приведенные выше правовые акты в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования МО Песоченское Суворовского района Тульской области как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов, связанных с оформлением объектов коммунальной инфраструктуры, принять на учет бесхозяйные недвижимые вещи, а именно: гидротехническое сооружение – грунтовая плотина пруда, расположенная в <адрес>, и принять меры по государственной регистрации прав на указанный объект.
С учетом изложенного, исходя из установленных по делу обстоятельств, исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области к администрации муниципального образования МО Песоченское Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Песоченское Суворовского района о понуждении к принятию мер, необходимых для постановки гидротехнического сооружения на учет и государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение, суд находит подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, и оснований для отказа в признании иска не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области полностью удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Песоченское Суворовского района Тульской области принять меры, необходимые для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, и государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение – грунтовую плотину на <адрес>
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Суворовский районный суд в течение 10-ти дней.
Председательствующий