Решение
Именем Российской Федерации
26 марта 2012 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Богданова В.А.,
при секретаре Никольской Е.А.,
с участием
истца Немынова Ю.С.,
представителя ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» - по доверенности Недашковской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-203-2012 по иску Немынова Ю.С. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Немынов Ю.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, указывая в иске, что он является пенсионером Министерства Внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ФЗ РФ от 15.12.2001 года № 166 –ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и согласно ст. 7 ФЗ РФ от 12.01.1995 года №5 -ФЗ «О ветеранах», имеет удостоверение «Ветеран труда», серия <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.ст. 1, 7 Закона Тульской области № 493 - ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» гарантировано право «Ветеранам труда», а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, на ежемесячную денежную выплату.
В связи с чем, 17 февраля 2012 года Немынов Ю.С. обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения Суворовского района с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. Однако Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района», куда он обратился за указанной денежной выплатой с заявлением и необходимыми документами, 21 февраля 2012 года за исходящим №356 в назначении ежемесячной денежной выплаты ему отказало по причине не достижения пенсионного возраста (60 лет).
29 февраля 2012 года Немынов Ю.С. повторно обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения Суворовского района с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, но Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района», куда он обратился с заявлением и необходимыми документами, 12 марта 2012 года за исходящим №479 повторно в предоставлении мер социальной поддержки ему отказало по причине не достижения пенсионного возраста (60 лет).
Истец, ссылаясь на положения ст. 10,13,22 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «Ветеранах», ст.ст. 1, 7 Закона Тульской области № 493 - ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», просит признать незаконными действия ответчика по отказу в предоставлении мер социальной поддержки и обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную выплату с 17 февраля 2012 года, и назначить ему ежемесячную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и в размере 50 процентов на оплату коммунальных расходов с 29 февраля 2012 года, а также и обеспечить его право на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования.
В судебном заседании истец Немынов Ю.С. поддержал исковые требования и просил суд обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную выплату с 17 февраля 2012 года, и назначить ему ежемесячную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и в размере 50 процентов на оплату коммунальных расходов с 29 февраля 2012 года, а также и обеспечить его право на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).
Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» по доверенности Недашковская Е.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, указывая на то, что Немынов Ю.С. не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, с достижением которого, по мнению представителя ответчика, Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» связывает предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки, а в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом. О причинах неявки своего представителя суд не известило, доказательств уважительности причин неявки представителя не представило.
Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - Департамента социального развития Тульской области.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 12, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ст. 10, 13, 22 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года № 112 -ФЗ), социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, на содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие Закона Тульской области №493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года. В силу ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (п. 2 в ред. Федерального Закона от 08 августа 2001 года № 124-ФЗ).
Право на меры социальной поддержки Ветеранам труда предоставлено п. 2 ст.1 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
При этом в силу ст. 3. Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, ветеранам труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
(в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 31.10.2009 N1352-ЗТО)
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. (в ред. Законов Тульской области от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО).
Также в силу ст.7. Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ветеранам труда назначается мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден Постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года № 201.
Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, истец Немынов Ю.С. является пенсионером Министерства Внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ на основании удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного УВД Тульской области, а также является ветераном труда на основании удостоверения, серии <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ, получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, как лицо, проходившее службу в Министерстве Внутренних Дел РФ. Условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными Законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим Федеральным Законом имеют военнослужащие и работники внутренних дел. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет. По смыслу пенсионного законодательства РФ к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством. Ст. 88 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия за выслугу лет, назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Правовой анализ Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и работники внутренних дел по выслуге лет. Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание им условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение. Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным Законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 Федерального Закона «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении соответствующего удостоверения. Кроме того, как Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, предусматривается назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным. Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной - 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Как следует из ст. 2 Федерального Закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы по достижении установленной законом выслуги. Применительно к проходившим военную службу и службу в правоохранительных органах, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая истцом в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в РФ.
Таким образом, истец Немынов Ю.С. достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки.
Доводы ответчика об отсутствии права у истца на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и в размере 50 процентов на оплату коммунальных расходов, на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), ввиду не достижения им возраста, дающего право на получение пенсии по старости, суд признает несостоятельными, так как данные доводы не согласуются с нормами Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку его положения в их буквальном толковании не связывают получение ветеранами труда указанных мер социальной поддержки с достижением возраста, дающего права на получение пенсии по старости. Положениями ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года 3493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83, не предусматриваются ограничения в предоставлении указанных мер социальной после достижения возраста, дающего права на получение пенсии по старости.
Согласно установленных судом обстоятельств, истец Немынов Ю.С. обратился к ответчику с письменным заявлением 17 февраля 2012 года о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, но 21 февраля 2012 года за исходящим № 356 ему был дан письменный отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты, а затем 29 февраля 2012 года Немынов Ю.С. повторно обратился с письменным заявлением к ответчику о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки, но вновь Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» 12 марта 2012 года за исходящим №479 было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по причине не достижения пенсионного возраста (60 лет).
Принимая во внимание изложенное, и что пенсия истцу назначена, т.е. он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным Законом № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и он относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, суд приходит к выводу истец имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». При этом суд учитывает, что ни ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ни Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83 (в ред. от 16.08.2010 г.), не предусматривается такого ограничения в предоставлении ветеранам труда мер социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), как достижение пенсионного возраста и наличие права на получение пенсии по иным основаниям. В связи с чем, исковые требования истца к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» в данной части требований также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Немынова Ю.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» в назначении Немынову Ю.С. мер социальной поддержки, предусмотренной для ветеранов труда Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в виде ежемесячной денежной выплаты, получения ежемесячной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и в размере 50 процентов на оплату коммунальных расходов, на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Суворовского района» предоставить Немынову Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», меры социальной поддержки для ветеранов труда:
ежемесячную денежную выплату, со дня его первого обращения за данной выплатой в указанное Управление с заявлением со всеми необходимыми документами, то есть с 17 февраля 2012 года,
ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области,
ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива,
со дня его обращения за данными выплатами в указанное Управление с заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с 29 февраля 2012 года
и обеспечить Немынова Ю.С. единым месячным льготным проездным билетом на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Суворовский районный суд Тульской области в течение одного месяца.
Председательствующий