РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2012 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Никифорова В.Г.,
при секретаре Лобановой Л.В.,
с участием: помощника прокурора Суворовского района Тульской области Комиссаровой О.А.,
представителей ответчиков: администрации МО Суворовский район Тульской области – по доверенности Кухтиновой Л.В. и директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова» Ермаковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-564-2012 по иску прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц (учащихся МБОУ «СОШ № 1» города Суворова) к администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области, администрации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова» о признании неправомерными бездействия администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области и администрации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова»,
установил:
Прокурор Суворовского района Тульской области обратился в Суворовский районный суд Тульской области с иском о признании бездействия администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области и администрации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова», выражающиеся в ненадлежащем содержании здания ввиду отсутствия должного финансирования образовательного учреждения – МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» и не обеспечении выполнения мер по профилактике терроризма, ставящих под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, незаконным, обязании администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области и администрации МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» укрепить оконные проемы первого этажа здания МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» согласно п. 5.7. РД 78,36.003.-2002 МВД России. «Инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны», а также укрепить согласно п. 5.6. РД 78.36.003-2002 МВД России двери двух запасных выходов, обеспечивающие надежную защиту помещений объекта и обладающие достаточным классом защиты к разрушающим воздействиям; установить по периметру ограждение согласно п. 5.1.2 РД 78.36.003-2002 МВД России. «Инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Суворовского района Тульской области Комиссарова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить и пояснила, что прокуратурой Суворовского района Тульской области в период времени с 18.07.2012 года по 09.08.2012 года была организована проверка антитеррористической защищенности и инженерной укреплённости образовательных учреждений Суворовского района, в том числе МБОУ «СОШ № 1 города Суворова».
В результате проверки были выявлены недостатки в инженерно-технической укреплённости и антитеррористической защищенности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «СОШ № 1 города Суворова». Согласно технического осмотра состояния технических средств охраны и инженерно-технической укреплённости установлено:
1. Инженерно-техническая укреплённость оконных проемов первого этажа здания школы не обеспечивает надежной защиты помещений объекта и не обладает достаточным классом защиты к разрушающим воздействиям, что нарушает требования п. 5.7.2.РД 78.36.003.-2002 МВД России.
2. Дверные конструкции двух запасных выходов оборудованы деревянными дверьми, не обеспечивают надежной защиты помещений объекта и не обладают достаточным классом защиты к разрушающим воздействиям (п. 5.6.2.РД 78.36.003.-2002 МВД России).
3. Ограждение по периметру не соответствует п. 5.1.2. РД 78.36.003.-2002 МВД России. «Инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны».
По результатам проверки прокуратурой района 27.08.2012 года в адрес главы администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области было внесено представление. В результате рассмотрения, представление было признано обоснованным, однако, нарушения, на которые было указано в представлении, устранены не были. Самостоятельно муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 1 города Суворова» не может устранить указанные нарушения в связи с отсутствием достаточных финансовых средств. Согласно Уставу МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» учредителем образовательного учреждения является администрация муниципального образования Суворовский район в лице управления образования, культуры, молодежи и спорта.
Бездействие собственника имущества школы-администрации муниципального образования Суворовский район и руководства МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» по ненадлежащему содержанию здания образовательного учреждения, находящегося в оперативном управлении и обеспечению мер антититеррористической защищённости, защищённости от проникновения на территорию школы посторонних лиц, является незаконным, грубо нарушающим права и законные интересы учащихся школы, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в образовательном учреждении, в том числе детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Неукреплённость оконных проемов первого этажа и двух запасных выходов, отсутствие ограждения по периметру, способствует бесконтрольному пребыванию и передвижению по территории образовательного учреждения транспорта и граждан, снижает уровень антитеррористической защищённости
Статьей 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.
Жизнь и здоровье учащихся МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» поставлено под угрозу в результате возможного террористического акта, проникновения на территорию школы посторонних лиц.
Вышеуказанные нарушения затрагивают права и интересы несовершеннолетних, обучающихся в указном учреждении, которые в силу возраста относятся к социально незащищенной категории граждан.
МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» осуществляет свою деятельность непрерывно. При этом количество находящихся граждан может изменяться. Таким образом, индивидуализировать граждан, права которых нарушаются не выполнением мероприятий по профилактике терроризма, не представляется возможным.
Представитель ответчика администрации МО Суворовский район Тульской области – по доверенности Кухтинова Л.В. исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области признала в полном объеме.
Признание иска представителем ответчика принято судом.
Представитель ответчика директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова» Ермакова Л.Н. исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области признала в полном объеме.
Признание иска представителем ответчика принято судом.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, а также организация предоставления общедоступности и бесплатности начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного школьного образования на территории муниципального района (п.п. 3 и 11 ст. 15).
В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года № 537, Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.
Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, терроризмом и экстремизмом.
В соответствии с п.п. 1, 6 ч. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
При этом под предупреждением терроризма понимается деятельность, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно данным законодательным актам меры по противодействию проявлениям террористического характера должны принимать не только правоохранительные органы, но и федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятия, организации, должностные лица.
Причем, принимаемые меры должны основываться на принципах, установленных ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», в числе которых определены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Нормами названного Закона возложена обязанность противодействовать терроризму, в том числе предупреждать терроризм, путем выявления и последующего устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов, не только на органы государственной власти, но и на органы местного самоуправления, должностных лиц.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, а также организация предоставления общедоступности и бесплатности начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного школьного образования на территории муниципального района (п.п. 3 и 11 ст. 15).
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Представители ответчиков: администрации МО Суворовский район Тульской области – по доверенности Кухтинова Л.В. и директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова» Ермакова Л.Н. признали иск в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд принял признание иска администрацией МО Суворовский район Тульской области и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова», поскольку у суда отсутствуют основания полагать, что признание иска сделано в целях скрыть действительные обстоятельства дела, либо под влиянием обмана, насилия, угрозы или заблуждения, препятствующими понимать суть и последствия признания иска ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области, администрации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать бездействие администрации муниципального образования Суворовский район Тульской области и администрации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Суворова», выражающиеся в ненадлежащем содержании здания ввиду отсутствия должного финансирования образовательного учреждения – МБОУ «СОШ № 1 г. Суворова» и не обеспечении выполнения мер по профилактике терроризма, ставящих под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Суворовский район Тульской области и администрацию МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» укрепить оконные проемы первого этажа здания МБОУ «СОШ № 1 города Суворова» согласно п. 5.7. РД 78,36.003.-2002 МВД России. «Инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны», а также укрепить согласно п. 5.6. РД 78.36.003-2002 МВД России двери двух запасных выходов, обеспечивающие надежную защиту помещений объекта и обладающие достаточным классом защиты к разрушающим воздействиям; установить по периметру ограждение согласно п. 5.1.2 РД 78.36.003-2002 МВД России. «Инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Суворовский районный суд в течение месяца.
Председательствующий