Решение по делу № 2-227/2011 от 21.06.2011 г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 года с. Суг-Аксы

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар Э.Д-С., при секретаре Тюлюш Ч.М., с участием заместителя прокурора Сут-Хольского кожууна Ондар О.Д., представителей заинтересованных лиц и.о. председателя администрации сумона Алдан-Маадыр Ооржак Р.С., и.о. начальника юридического отдела администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» Адыгбай С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сут-Хольского кожууна в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов санитарным правилам, не установления по площади участка складирования твердых бытовых отходов устройства котлована, не установлению на территории полигона легкого ограждения, о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Алдан-Маадырский по не установлению на территории сумона контейнеров для сбора бытовых отходов и не выделению площадок для контейнеров, о возложении обязанности исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сут-Хольского кожууна обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов санитарным правилам, не установления по площади участка складирования твердых бытовых отходов устройства котлована, не установлению на территории полигона легкого ограждения, о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Алдан-Маадырский по не установлению на территории сумона контейнеров для сбора бытовых отходов и не выделению площадок для контейнеров, о возложении обязанности к исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления.

В судебном заседании прокурор Ондар О.Д. пояснила, что в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: выбранный участок для устройства полигона для твердых бытовых отходов не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, по всей площади участка складирования твердых бытовых отходов не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных твердых бытовых отходов, территория полигона для твердо-бытовых отходов не имеет легкого ограждения или осушительной траншеи глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м., не установлены контейнеры для сбора бытовых отходов и не выделены площадки для контейнеров. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица и.о. начальника юридического отдела администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» Адыгбай С.С. признала иск полностью.

И.о. председателя администрации сельского поселения сумон Алдан-Маадырский Сут-Хольского кожууна Ооржак Р.С.-ооловна не признав иск, пояснила, что из-за отсутствия генерального плана сумона получение заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов не представляется возможным. Для подготовки генерального плана у сумона не хватает денежных средств.

Суд, выслушав сторон, и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, закрепленных в Конституции РФ или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу указанных норм гражданского процессуального законодательства прокурор обратился в суд в интересах граждан, проживающих на территории сумон Алдан-Маадырский об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - ФЗ №131) и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ №131 организация и утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением главного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16 утверждены Санитарные правила 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» «далее СанПиН 2.1.7.1038-01).

Из представленных материалов видно, что в нарушение указанных норм федерального законодательства и пунктов 2.2, 3.7, 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 на территории сумон Алдан-Маадырский: выбранный участок для устройства полигона для твердых бытовых отходов не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам; по всей площади участка складирования твердых бытовых отходов не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных твердых бытовых отходов; территории полигона для твердых бытовых отходов не имеет легкого ограждения или осушительной траншеи глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м.

В нарушение пунктов 2.1.3 и 2.2.2 СанПиН 42-1238-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», утвержденных Постановлением главного санитарного врача от 05.08.1988 №4690-99 на территории сумон Алдан-Маадырский также не установлены деревянные или металлические сборники для твердых бытовых отходов, не выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Ненадлежащее исполнение федерального законодательства, бездействие должностных лиц администраций сельского поселения сумон Алдан-Маадырский и муниципального района, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе и вывозе твердых бытовых отходов, утилизации и переработке бытовых отходов, образовании несанкционированных свалок, приводит к нарушению прав населения на благоприятную окружающую среду, влечет загрязнение окружающей среды, что в конечном итоге влияет на здоровье граждан. В данном случае нарушаются права не только жителей сельского поселения сумон Алдан-Маадырский и жителей Сут-Хольского района в целом, но и граждан, прибывающих в Сут-Хольский район и в сельское поселение Алдан-Маадырский как временно, так и на постоянное жительство, в туристических целях, в командировку, в гости к родственникам и т.д. Следовательно, нарушаются права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, конкретизировать который не представляется возможным.

Таким образом, администрациями сельского поселения сумон Алдан-Маадырский и муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» при организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, утилизации и переработки бытовых отходов не соблюдены требования санитарных правил, действия по устранению нарушений со стороны должностных лиц администраций района и сельского поселения не принимаются, что создает опасность для окружающей среды и здоровья граждан. Несмотря на привлечение Управлением Роспотребнадзора виновных лиц к административной ответственности за нарушение норм санитарно- эпидемиологического законодательства, меры по устранению нарушений до настоящего времени не приняты, что свидетельствует о полном бездействии председателей (глав) администраций муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» и сельского поселения сумон Алдан-Маадырский.

Таким образом, требование прокурора об устранении указанных нарушении обоснованно, подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций - 200 рублей.

Таким образом, с заинтересованных лиц подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Сут-Хольского кожууна в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов сумон Алдан-Маадырский санитарным правилам, не установления по площади участка складирования твердых бытовых отходов устройства котлована, не установлению на территории полигона легкого ограждения, о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Алдан-Маадырский Сут-Хольского района по не установлению на территории сумона контейнеров для сбора бытовых отходов и не выделению площадок для контейнеров, об обязывании принять меры по исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов сумон Алдан-Маадырский санитарным правилам, не установления по площади участка складирования твердых бытовых отходов устройства котлована, не установлению на территории полигона легкого ограждения.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Алдан-Маадырский Сут-Хольского района по не установлению на территории сумона контейнеров для сбора бытовых отходов и не выделению площадок для контейнеров.

Обязать администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» обеспечить организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями пунктов 2.2, 3.7, 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением главного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16, а именно: получить на выбранный участок в сумон Алдан-Маадырский для устройства полигона для твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам; установить на площади участка складирования твердых бытовых отходов в сумон Алдан-Маадырский устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных твердых бытовых отходов; установить на территории полигона для твердых бытовых отходов в сумоне Алдан-Маадырский легкое ограждение или осушительную траншею глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м.

Обязать администрации сельского поселения сумон Алдан-Маадырский обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями пунктов 2.1.3 и 2.2.2. Санитарных правил 42-1238-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», утвержденных Постановлением главного санитарного врача СССР от 05.08.1988 года №4690-88, а именно: на территории сумон Алдан-Маадырский установить контейнеры (сборники) для сбора бытовых отходов, на территории сумон Алдан-Маадырский выделить специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

Взыскать солидарно с администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ», с администрации сельского поселения сумон Алдан-Маадырский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года.

Председательствующий Ондар Э.Д-С.