РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 сентября 2011 года с. Суг-Аксы Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ондар Э.Д-С., при секретаре Ондар В.Ш., с участием помощника прокурора Сут-Хольского кожууна Ондар Р.Д., представителя органа опеки и попечительства отдела образования администрации Сут-Хольского кожууна Монгуш Т.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Монгуш Ш.О. об обязании председателя администрации Сут-Хольского кожууна предоставить ему жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Монгуш Ш.О. обратился в суд с данным иском обосновывая тем, что он относится к категории лиц из числа детей сирот. В нарушение ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 17.12. 2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ему не предоставлено жилье после окончания образовательного учреждения. Мать Монгуш З.С. не имела собственного жилья. Просит обязать администрацию Сут-Хольского кожууна Республики Тыва предоставить ему по договору социального найма изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное в пределах Сут-Хольского кожууна. В судебном заседании истец Монгуш Ш.О. исковые требования поддержал и просил удовлетворить. Пояснил, что после окончания среднего специального учебного заведения в 2008 году ему не было предоставлено жилье, в настоящее время с семьей проживают у сестры. Состоит в очереди за жильем. Представитель органа опеки и попечительства Монгуш Т.М. пояснила суду, что действительно Монгуш Ш.О. является сиротой, состоит на учете у органа опеки и попечительства с ноября 2004 года. В 2008 году он окончил ПТУ № <адрес>. Дети сироты должны состоять в льготной очереди за жильем с 18 лет, и до достижения ими 25 лет. В бюджете кожууна не предусмотрены средства на строительство жилья детям-сиротам, средства поступают с республиканского бюджета. По мере возможности жилье детям-сиротам предоставляются. Представитель ответчика – администрации Сут-Хольского кожууна в суд не явился, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания. Стороны согласились рассмотреть дело без их участия. Помощник прокурора Ондар Р.Д. не возражает против удовлетворения исковых требований Монгуша Ш.О. указывая, что после окончания среднего специального учебного заведения Монгуш Ш.О. до настоящего времени не было предоставлено жилое помещение, в связи с чем нарушаются требования Федерального закона от 21.12. 1996 года № 159-ФЗ, Закон Республики Тыва от 26.11.2004 года № 918 ВХ-1. Суд, заслушав выступления сторон, изучив представленные суду материалы, приходит к выводу о необходимости удовлетворения искового заявления Монгуш Ш.О. по следующим основаниям. Согласно копии паспорта серии 93 07 №, выданного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Монгуш Ш.О. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Постановлением главы Сут-Хольского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего Монгуш Ш.О. назначена Монгуш О.О., поскольку его мать Монгуш З.С.-ооловна умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Монгуш О.Б.-оолович умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии свидетельства о смерти Монгуш О.С.-ооловна умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта №. Согласно копии свидетельства о смерти Монгуш О.Б.-оолович умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта №. Согласно копии диплома о среднем профессиональном образовании серии <адрес>9, выданным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования профессионального училища № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Монгуш Ш.О. окончил вышеназванное учебное заведение и присуждена квалификация изготовитель художественных изделий из дерева третьего разряда, резчик по дереву третьего разряда по профессии изготовитель художественных изделий из дерева. Судом установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ, Монгуш Ш.О. относится к лицам из числа детей-сирот. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно абзацу 2 пункта 1 ст. 8 Федерального Закона № 159 – ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержится в ст. 8 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 (ред. от 19.11 2010 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Согласно ст. 6 Закона Республики Тыва «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма», жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Республики Тыва предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 5 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансирование предусмотренных настоящим Законом дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств бюджета Республики Тыва. В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-1 (ред. от 28 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе – по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 2 указанного выше Закона Республики Тыва установлено, что средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются в республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций. Суд пришел к выводу о том, что предоставление Монгуш Ш.О. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления по месту жительства Монгуш Ш.О. после его окончания среднего специального образовательного учреждения, а именно с 13 июня 2008 года должны были обеспечить его жилым помещением. Однако по настоящее время Монгуш Ш.О. жилым помещением не был обеспечен, тем самым нарушается его конституционные и гарантированные федеральным законодательством права. Жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди. Таким образом, суд считает, что требования Монгуш Ш.О. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Монгуш Ш.О. об обязывании председателя администрации Сут-Хольского кожууна <адрес> предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать председателя администрации Сут-Хольского кожууна Республики Тыва предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот Монгуш Ш.О., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в пределах с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна Республики Тыва. Взыскать с администрации Сут-Хольского кожууна государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2011 года. Председательствующий Ондар Э.Д-С.