Решение по делу № 2-498/2011 от 07.10.2011 г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2011 года с. Суг-Аксы

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар Э.Д-С., при секретаре Ондар В.Ш., с участием помощника прокурора Сут-Хольского кожууна Ондар Р.Д., председателя администрации сумон Ак-Дашский Сарыглар С.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Сут-Хольского кожууна Республики Тыва Ондар О.Д. в интересах неопределенного круга лиц к председателю администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна Сарыглар С.Д. об обязании к совершению действий по проведению внешних проверок об исполнении годового отчета и по опубликованию в средствах массовой информации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сут-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к председателю администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна Сарыглар С.Д. об обязании к совершению действий по принятию муниципальных правовых актов о порядке осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, по проведению внешних проверок об исполнении годового отчета и по опубликованию в средствах массовой информации, указывая на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований гл. 25.1 Бюджетного кодекса РФ органом местного самоуправления поселения установлено что, несмотря на внесенное представление в 2010 году с требованием о принятии муниципальных правовых актов о порядке осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета органом местного самоуправления поселения сумон Ак-Дашский до настоящего времени не приняты. Кроме того, годовые отчеты об исполнении местного бюджета за 2010 год органом местного самоуправления поселения не опубликованы в средствах массовой информации, что является нарушением требований прозрачности бюджетов. Не принятие указанных мер существенно нарушают права граждан, проживающих на территории сумона по вопросам в бюджетной сфере.

В судебном заседании помощник прокурора Сут-Хольского района Ондар Р.Д. отказалась от исковых требований в части проведения внешних проверок в связи с тем, что представителем ответчика были представлены подтверждающие документы по проведению внешних проверок об исполнении годового отчета. В связи с тем, что в части исковых требований о порядке осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета имеются недоработки, а также отчет об исполнении бюджета поселения в средствах массовой информации не был опубликован, просила удовлетворить иск в этой части.

Председатель администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сарыглар С.Д. иск признала частично и пояснила, что проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета контрольно-ревизионным органом Хуралом представителей сельского поселения, также принят «Порядок проведения внешней проверки годового отчета сельского поселения сумона Ак-Дашский», утвержденного решением Хурала представителей сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна. Об исполнении бюджета было проведено обнародование, так как средства для опубликования отчета в средствах массовой информации в бюджете сумона не предусмотрено.

Суд, выслушав доводы сторон и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Согласно ст. 264.2 БК РФ отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается местной администрацией и направляется в предварительный орган и созданный им орган муниципального финансового контроля.

Годовые отчеты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Статьей 264.4 БК РФ предусмотрено, что годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке, которая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля сформированным на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в порядке установленном, муниципальным соблюдением требований органа муниципального образования с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

Местная администрация представляет годовой отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом муниципального финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением в местную администрацию.

Статьей 25 Устава муниципального образования «сельское поселение сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва» установлено, что контрольный орган сумона образуется в целях контроля за исполнением бюджета сумона, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета сумона, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности сумона.

Из представленных материалов видно, что в нарушение указанных требований бюджетного законодательства местной администрацией сумона годовой отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него представлен несвоевременно. Следовательно, внешняя проверка отчета об исполнении бюджета проведена несвоевременно, и заключение на годовой отчет об исполнении бюджета исполнено в нарушение требований указанных законов.

Проверка соблюдения требований гл. 25.1 БК РФ органом местного самоуправления поселения показала, что, несмотря на внесенное представление в 2010 году с требованием о принятии муниципальных правовых актов о порядке осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета органом местного самоуправления поселения с. Ак-Даш до настоящего времени не приняты.

Кроме того, годовые отчеты об исполнении местного бюджета за 2010 год органом местного самоуправления поселения не опубликованы в средствах массовой информации, что является нарушением требований прозрачности бюджетов.

Не принятием мер к совершению действий по принятию муниципальных правовых актов о порядке осуществлении внешней проверки годового отчета, а также по опубликованию отчетов об исполнении бюджета поселения – существенно нарушает права граждан, проживающих на территории сумона по вопросам в бюджетной сфере.

Свидетель Ондар А.М-Д. пояснила суду, что работает бухгалтером сумона. Бюджет сумона разрабатывает она, согласуется с председателем, рассматривается в коллегии, затем вносится на рассмотрение депутатами на сессии. Обнародование бюджета проводили путем проведения собрания.

Председателем администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна Сарыглар С.Д. представлены суду акт № 01 от 15.02.2011 года по проведению внешней проверки контрольно-ревизионного органа Хурала представителей сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна и Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения сумон Ак-Дашский, утвержденного решением Хурала представителей сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна от 04.10.2011 года № 14.

Председателем администрации сумон Ак-Дашский суду представлены документы, подтверждающие проведение внешней проверки об исполнении годового отчета и прокурор отказался от иска в этой части.

Судом установлено и подтверждается представленными материалами, порядок осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета разработан не в полном объеме, требует доработки, и отчет об исполнении бюджета поселения в средствах массовой информации не был опубликован.

Поскольку, председателем администрации сумон Ак-Дашский были представлены документы, подтверждающие проведение внешней проверки контрольно-ревизионным органом Хуралом представителей сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна, требования прокурора подлежит удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, закрепленных в Конституции РФ или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу указанных норм гражданского процессуального законодательства прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории сумон Ак-Дашский об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 200 рублей.

Таким образом, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Сут-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к председателю администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна Сарыглар С.Д. об обязании к совершению действий по принятию муниципальных правовых актов о порядке осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, по проведению внешних проверок об исполнении годового отчета и по опубликованию в средствах массовой информации, удовлетворить частично.

Обязать председателя администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна Сарыглар С.Д. принять меры по доработке муниципального правового акта о порядке осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, мер по опубликованию отчетов об исполнении бюджета поселения в средствах массовой информации.

Взыскать с председателя администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Холького кожууна государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2011 года.

Председательствующий Ондар Э.Д-С.