Решение по делу № 2-457/2012 от 06.09.2012 года.



Дело № 2-457/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2012 года село Суг-Аксы

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар Э.Д-С.,

при секретаре Лопсан-Серен А-Х.Х, с участием заместителя прокурора Сут-Хольского кожууна Сарыглар О.А., и.о. председателя администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский Ондар А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сут-Хольского кожууна Республики Тыва Нурзата Б-Б.Б. к администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна в лице председателя об обязании устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности путем проведения мероприятий по улучшению элементов автомобильной дороги общего пользования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сут-Хольского района обратился в суд с исковым заявлением к председателю администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна об обязывании устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности путем проведения мероприятий по улучшению элементов автомобильной дороги общего пользования, ссылаясь на то, что по результатам проведенной прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский» проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности органами местного самоуправления выявлено, что администрацией сумона не принимаются должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, автомобильные дороги общего пользования содержатся в ненадлежащем состоянии, внутри сельского поселения соответствующие дорожные знаки не установлены, что не исключает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Просит устранить нарушения федерального законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании заместитель прокурора Сарыглар О.А. поддержала исковые требования прокурора и просила удовлетворить.

И.о. председателя администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский Ондар А.Г. признала требования прокурора частично и пояснила, что в бюджете сумона в текущем году на ремонт автодорог были предусмотрены 12 тысяч рублей. Эти средства потрачены на ремонт моста. Подана заявка на изготовление дорожных знаков в «Тывадорсервис» на общую сумму 38600 рублей. На балансе администрации сумона не имеются дорог общего пользования. Согласна с требованиями прокурора об установлении дорожных знаков. Расходы на эти цели будут предусмотрены в бюджете сумона следующего года.

Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, закрепленных в Конституции РФ или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является устранение нарушения законодательства, в данном случае нарушение законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 257-ФЗ) определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (п. 7).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно с п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 3 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ и ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно положения ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - ПДД), предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Из акта комплексной проверки участка автомобильной дороги сельского поселения сумон Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна от 05.08.2012 года видно, что необходимы на ул. Механизации около дома № 63 установить дорожные знаки 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», около дома № 55 установить дорожный знак 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», около дома № 39 установить дорожный знак 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», около дома № 11 установить дорожный знак 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», на перекрестке улиц Арат и Чылбак установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», на улице Арат около дома № 43 установить дорожный знак 2.3.4 и 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Арат около дома № 27 установить дорожный знак 2.3.4 и 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Арат около дома № 41 установить дорожный знак 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км.ч.», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», на перекрестке улиц Ынаажык и Арат установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», на ул. Ынаажык около дома № 21 установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км.ч.», на автодороге Суг-Аксы – Ак-Даш провести грейдирование автодороги Суг-Аксы - Кара-Чыраа, где имеются неровности и просадки в виде волн.

Согласно с п. 5 ст. 4 Устава сельского поселения сумон Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна РТ (с изменениями в Устав решением Хурала представителей сельского поселения сумон Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва № 21 от 29.04.2012 года) видно, что к вопросам местного значения сумона относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако администрацией сельского поселения сумон Кара-Чыраанский не принимаются должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, автомобильные дороги общего пользования содержатся в ненадлежащем состоянии, внутри сельского поселения соответствующие дорожные знаки не установлены, что не исключает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Непринятие мер администрацией сельского поселения сумон Кара-Чыраанский по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах сельского поселения сумон Кара-Чыраанский в надлежащем состоянии существенно нарушает права неопределенного круга лиц пользующихся данной дорогой.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование прокурора об обязании председателя администрации сумон Кара-Чыраанский устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности путем проведения мероприятий по улучшению элементов автомобильной дороги общего пользования обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Сут-Хольского кожууна Нурзат Б-Б.Б., удовлетворить.

Обязать и.о. председателя администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности путем проведения мероприятий по улучшению элементов автомобильной дороги общего пользования в границах сельского поселения сумон Кара-Чыраанский, устранить множественные неровности и просадки в виде волн путем грейдирования; в сельском поселении с. Кара-Чыраанский на ул. Механизации около дома № 63 установить дорожные знаки 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», около дома № 55 установить дорожный знак 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», около дома № 39 установить дорожный знак 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», около дома № 11 установить дорожный знак 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», на перекрестке улиц Арат и Чылбак установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», на улице Арат около дома № 43 установить дорожный знак 2.3.4 и 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Арат около дома № 27 установить дорожный знак 2.3.4 и 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Арат около дома № 41 установить дорожный знак 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км.ч.», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», на перекрестке улиц Ынаажык и Арат установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», на ул. Ынаажык около дома № 21 установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км.ч.», в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2012 года.

Председательствующий Ондар Э.Д-С.