Решение по делу № 2-463/2012 от 06.09.2012 года.



Дело № 2-463/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2012 года село Суг-Аксы

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар Э.Д-С.,

при секретаре Лопсан-Серен А-Х.Х, с участием заместителя прокурора Сут-Хольского кожууна Сарыглар О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Сут-Хольского кожууна Республики Тыва Сарыглар О.А. к администрации сельского поселения сумон Ишкинский Сут-Хольского кожууна в лице председателя об обязании устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности путем проведения мероприятий по улучшению элементов автомобильной дороги общего пользования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сут-Хольского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения сумон Ишкинский Сут-Хольского кожууна об обязывании устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности путем проведения мероприятий по улучшению элементов автомобильной дороги общего пользования, ссылаясь на то, что по результатам проведенной прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский» проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности органами местного самоуправления выявлено, что администрацией сумона не принимаются должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, автомобильные дороги общего пользования содержатся в ненадлежащем состоянии, внутри сельского поселения соответствующие дорожные знаки не установлены, что не исключает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Просит устранить нарушения федерального законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании заместитель прокурора Сарыглар О.А. отказалась от исковых требований в части установки дорожных знаков «Дети», «Ограничение максимальной скорости 30 км.ч.», «Пешеходный переход» на улице Мурзууна, поскольку ранее было вынесено решение суда об обязании администрации сельского поселения в этой части.

Представитель ответчика - председатель администрации сельского поселения сумон Ишкинский в суд не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении дела от него не поступило. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, закрепленных в Конституции РФ или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является устранение нарушения законодательства, в данном случае нарушение законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 257-ФЗ) определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (п. 7).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно с п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 3 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ и ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно положения ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - ПДД), предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Из акта комплексной проверки участка автомобильной дороги сельского поселения сумон Ишкинский Сут-Хольского кожууна от 05.08.2012 года видно, что необходимы на на ул. Мурзууна около дома № 34 установить дорожный знак 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Мурзууна № 42 установить дорожный знак 1,23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км.ч.», 5.19.2 «Пешеходный переход», на ул. Мурзууна около дома № 46 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Мурзууна около дома № 52 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на ул. Мурзууна около дома № 62 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Мурзууна № 70 установить дорожный знак 1,23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км. ч.» 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», на улице Мурзууна № 77 установить дорожный знак 1.23 «Дети» 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км. ч.» 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», на улице Ишкин около дома № 25 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Ишкин № 51 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Ишкин № 85 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Лопсан-Дондуп № 32 установить дорожный знак 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км. ч.», на улице Ишкин № 69 установить дорожный знак 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км. ч.», на автодороге Суг-Аксы – Ишкин провести грейдирование автодороги, где имеются неровности и просадки в виде волн.

Согласно с п. 5 ст. 4 Устава сельского поселения сумон Ишкинский Сут-Хольского кожууна РТ видно, что к вопросам местного значения сумона относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако администрацией сельского поселения сумон Ишкинский не принимаются должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, автомобильные дороги общего пользования содержатся в ненадлежащем состоянии, внутри сельского поселения соответствующие дорожные знаки не установлены, что не исключает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Непринятие мер администрацией сельского поселения сумон Ишкинский по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах сельского поселения сумон Ишкинский в надлежащем состоянии существенно нарушает права неопределенного круга лиц пользующихся данной дорогой.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование прокурора об обязании председателя администрации сумон Ишкинский устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности путем проведения мероприятий по улучшению элементов автомобильной дороги общего пользования обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Сут-Хольского кожууна Сарыглар О.А., удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения сумон Ишкинский в лице председателя устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности путем проведения мероприятий по улучшению элементов автомобильной дороги общего пользования в границах сельского поселения сумон Ишкинский, устранить множественные неровности и просадки в виде волн, путем грейдирования; в сельском поселении с. Ишкинский на ул. Мурзууна около дома № 34 установить дорожный знак 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», на ул. Мурзууна около дома № 46 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Мурзууна около дома № 52 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на ул. Мурзууна около дома № 62 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Ишкин около дома № 25 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Ишкин № 51 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Ишкин № 85 установить дорожный знак 2.3.5 и 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги», на улице Лопсан-Дондуп № 32 установить дорожный знак 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км. ч.», на улице Ишкин № 69 установить дорожный знак 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 30 км. ч.» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2012 года.

Председательствующий Ондар Э.Д-С.