о понуждении к проведению аттестации рабочих мест с последующей сертификат



Дело № 2-26/2011                              

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года                                           г.Сусуман.

Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего                             Лорман А.А.,

с участием прокурора                          Щербаковой С.В.,

при секретаре                                    Колосок Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сусумане 24 февраля 2011 года гражданское дело по иску прокурора Сусуманского района Магаданской области о понуждении открытого акционерного общества «Сусуманская дорожная компания» к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда,

УСТАНОВИЛ:

    

    Прокурор Сусуманского района обратился в Сусуманский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Сусуманская дорожная компания» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

    В обоснование исковых требований указано, что ОАО «Сусуманская дорожная компания» создано ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме преобразования Федерального государственного предприятия «Дорожно-транспортное предприятие № « 246» и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения законодательства об охране труда установлено, что в нарушение требований законодательства о труде, в ОАО «Сусуманская дорожная компания» аттестация рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда не проводилась с момента создания. Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО «Сусуманская дорожная компания» может повлечь за собой такие существенные нарушения, как: невключение в трудовые договоры характера условий труда и предусмотренные при этом компенсации и льготы; непредоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; необеспечение

2

надлежащим образом работников средствами индивидуальной защиты, так как только в рамках проведения соответствующей аттестации возможна оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда, а также эффективность этих средств; отсутствие оценки травмобезопасности оборудования и приспособлений, задействованных на предприятии. Поскольку бездействие работодателя нарушает права неопределенного круга работников и служащих данного предприятия на безопасные условия труда, соответствующие требованиям действующего законодательства, просит суд обязать ОАО «Сусуманская дорожная компания» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании участвующий в деле прокурор Щербакова С.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ОАО «Сусуманская дорожная компания», надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Согласно представленному ответчиком ранее отзыву на иск, ОАО «Сусуманская дорожная компания» исковые требования прокурора <адрес> признает и изложенные в иске доводы не оспаривает.

    Суд полагает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие ответчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания и не ходатайствовавшего об отложении судебного разбирательства.

    Выслушав участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда рабочих мест в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 210 ТК РФ, одним из основных

3

направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также установление компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

    Согласно ст. 11 ТК РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

    В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях обоснования льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, включения в трудовой договор условий труда работников, применения мер воздействия к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда, рассмотрения вопроса о прекращении эксплуатации производственных участков и оборудования. При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений, при этом учитываются обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность эти средств. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет.

    Согласно установленным судом обстоятельствам, ОАО «Сусуманская дорожная компания» создано ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме преобразования Федерального государственного предприятия «Дорожно-транспортное предприятие » и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Основными

4

видами деятельности ОАО «Сусуманская дорожная компания» являются: содержание, ремонт автомобильных дорог, строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров на автомобильном транспорте, разработка месторождений полезных ископаемых, приготовление смесей для дорожных работ, установка и обслуживание дорожных знаков, производство и реализация нерудных строительных материалов и смесей, организация платных автостоянок, мест отдыха осуществление содержания и эксплуатация АЗС, производство строительных материалов, проектно-сметные и изыскательные работы, оказание жилищно-бытовых услуг. (л.д.9-25, 26,27)

В судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, аттестация рабочих мест с последующей их сертификацией в ОАО «Сусуманская дорожная компания» не проводилась с момента его создания, в результате чего конституционное право неопределенного круга лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на охрану здоровья, нарушено.

Факт нарушения ответчиком требований трудового законодательства в части обеспечения проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране подтверждается постановлением Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому открытое акционерное общество «Сусуманская дорожная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. ( л.д. 44-49)

    Поскольку факт непроведения ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда судом установлен,исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Суд также полагает, что определенный прокурором Сусуманского района срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, составляющий 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.

    В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований и зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Согласно ч.1 п.3 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера составляет для организаций 4 000 рублей. Поскольку исковые требования прокурора подлежат

5

удовлетворению, с ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области удовлетворить в полном объеме.

    Обязать Открытое акционерное общество «Сусуманская дорожная компания» в течение восьми месяцев со вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Сусуманская дорожная компания» в доход бюджета муниципального образования «Сусуманский район» государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

    Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения, день изготовления мотивированного решения установить ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                А.А.Лорман.