Гражданское дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> в составе: председательствующего Нечкиной С.В., с участием старшего помощника прокурора <адрес> Михайлова Н.А., при секретаре Маковей О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания № <адрес> районного суда <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес> район», об оспаривании подпунктов 3.3, 3.4 пункта 3 Правил предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального <адрес> район», утвержденных решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в <адрес> суд <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес> район» с заявлением о признании с ДД.ММ.ГГГГ противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 3.3, 3.4 пункта 3 решения Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющими свои полномочия на постоянной основе». В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с подпунктами 3.3, 3.4 пункта 3 Правил предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющими свои полномочия на постоянной основе (далее по тексту - Правила), утвержденными решением Собрания представителей муниципального образования «<адрес> район» № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованными ДД.ММ.ГГГГ в номере 27 газеты «<данные изъяты>», помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, предоставляются следующие дополнительные гарантии: - выплата единовременного пособия в размере однократного месячного вознаграждения (с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера), в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона); - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения (с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера), до устройства на новое место работы, либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона). Вышеперечисленные выплаты предоставляются лицу, замещавшему соответствующую муниципальную должность, и производятся с момента окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий и до истечения одного календарного года со дня начала производства выплат ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы работников соответствующего органа местного самоуправления. По мнению прокурора, оспариваемые положения Правил противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку вопросы установления гарантий, связанных с материальными выплатами, относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (ст.ст.164,165 ТК РФ). Полагая, что оспариваемые положения Правил приняты с нарушением исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию трудовых правоотношений, прокурор просит суд признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с ДД.ММ.ГГГГ подпунктов 3.3, 3.4 пункта 3 решения Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющими свои полномочия на постоянной основе», считая, что применение указанных норм может привести к необоснованному расходованию денежных средств бюджета муниципального образования, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Михайлов Н.А.., поддержав заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил признать противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 3.3, 3.4 пункта 3 решения Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющими свои полномочия на постоянной основе», с момента его опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «<адрес> район» ФИО3 в судебное заседание не явилась, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно, имеющемуся в материалах дела, отзыву, с заявленными прокурором требованиями председатель Собрания представителей муниципального образования «<адрес> район» согласилась в полном объеме, при этом указала, что ими уже предприняты действия по разработке проекта решения «О внесении изменений в решение Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющими свои полномочия на постоянной основе», подпунктом 1.1 которого, предлагается части 3.3, 3.4 раздела 3 Правил считать утратившими силу со ДД.ММ.ГГГГ. Данный проект решения направлен ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> для получения заключения и предложен к рассмотрению на очередном заседании Собрания представителей в июле 2011 года. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «<адрес> район», извещенного о времени и месте судебного заседания и не ходатайствовавшего об отложении судебного разбирательства. Исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, заслушав пояснения прокурора, участвующего в деле, суд приходит к следующему. Решением Собрания представителей муниципального образования «<адрес> район» № от ДД.ММ.ГГГГ год утверждены Правила предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, опубликованные в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7-11, 13-14) Решение, которым утверждены указанные Правила, содержащие оспариваемые прокурором положения, является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений в сфере муниципального самоуправления, направлен на возникновение обязательных правовых предписаний, рассчитан на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений; по своей форме, порядку принятия и введения в действие (опубликования и государственной регистрации, вступления в законную силу) соответствует требованиям ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его опубликования, то есть с 02 июля 2010 года и на момент судебного разбирательства оспариваемые прокурором подпункты 3.3, 3.4 пункта 3 Правил являются действующими. В соответствии с подпункты 3.3, 3.4 пункта 3 Правил, депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, предоставлены следующие гарантии: - подпункт 3.3 - выплата единовременного пособия в размере однократного месячного вознаграждения (с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера), в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона); - подпункт 3.4 - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения (с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера), до устройства на новое место работы, либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона). Данные выплаты предоставляются лицу, замещавшему соответствующую муниципальную должность, и производятся с момента окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий и до истечения одного календарного года со дня начала производства выплат ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы работников соответствующего органа местного самоуправления. Суд считает, что вышеперечисленные гарантии, предусмотренные подпунктами 3.3, 3.4 пункта 3 Правил, противоречат требованиям федерального законодательства и приняты с превышением полномочий принявшего их органа, по следующим основаниям. В соответствии с положениями пунктов «н» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации, вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ. В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Поскольку предоставление гарантий депутатам, членам выборного органа местного самоуправления федеральным законодательством не урегулировано, то такие гарантии, согласно пункту 5.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, могут быть установлены уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации, замещение гражданами выборных должностей в муниципальном образовании является реализацией их трудовых прав и охватывается сферой трудового законодательства. Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантии представляют собой средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Из оспариваемых прокурором подпунктов 3.3, 3.4 пункта 3 Правил предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, утвержденных решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные гарантии предоставляются депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, не на период выполнения ими своих полномочий, а с момента окончания их срока полномочий либо досрочного прекращения. Согласно статье 172 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц в период выполнения ими своих полномочий. Следовательно, предоставление гарантий по истечению срока полномочий по замещаемой выборной должности, выходящих за рамки трудового периода, противоречит трудовому законодательству. Поскольку, в силу требований части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников, отнесено к ведению федеральных органов власти в сфере трудовых отношений, суд считает, что установленные оспариваемыми нормами социально-трудовые гарантии введены за пределами полномочий органа местного самоуправления в сфере трудовых и иных сходных с ним отношений. Кроме того, подпункт «з» пункта 2 статьи <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривавший возможность установления в уставах муниципальных образований депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, гарантии в виде выплаты в течение одного года денежного вознаграждения либо доплаты до размера этого вознаграждения, предусмотренной подпунктом 3.4 пункта 3 Правил, на основании вступившего ДД.ММ.ГГГГ в законную силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О внесении изменений в отдельные <адрес>», признан утратившим силу. Таким образом, подпункт 3.4 пункта 3 Правил предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ статья <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ дополнена пунктом 4, предоставляющим муниципальным образованиям право предусматривать в своих Уставах возможность выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия в течение двух сроков, ежемесячной компенсации в размере месячного денежного вознаграждения в течение одного календарного года со дня окончания полномочий до устройства на новое место работы (службы), а в случае устройства на новое место работы (службы) в течение указанного года - доплаты (компенсации) до прежнего размера денежного вознаграждения, если размер заработной платы по новому месту работы (службы) ниже денежного вознаграждения, которое указанные лица получали при замещении муниципальных должностей. По мнению суда, внесение вышеуказанных изменений в <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ на существо рассматриваемого дела, не влияет и о законности оспариваемых прокурором положений Правил, утвержденных решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, и их соответствии федеральному законодательству не свидетельствует. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что подпункты 3.3, 3.4 пункта 3 Правил предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, утвержденных решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, также противоречат действующему федеральному законодательству, в связи с чем, заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению. Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Разрешая вопрос о том, с какого времени оспариваемые прокурором и противоречащие федеральному законодательству положения Правил должны быть признаны недействующими, суд исходит из следующего. Прокурор просит признать оспариваемые положения недействующими с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня опубликования решения. Однако поскольку сведений о том, что оспариваемые прокурором гарантии применялись в течение срока их действия, у суда не имеется и, учитывая, что на момент вынесения решения <адрес> №-ОЗ, предусматривающий возможность установления в уставах муниципального образования оспариваемых прокурором гарантий, являлся действующим, суд считает необходимым признать подпункты 3.3, 3.4 пункта 3 Правил предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес> район», осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, утвержденных решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу. При подаче данного заявления прокурор, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственную пошлину не оплачивал, а органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от ее уплаты освобождены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л : удовлетворив заявление прокурора <адрес>, признать подпункты 3.3, 3.4 пункта 3 Правил предоставления гарантий депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, утвержденных решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Обязать Собрание представителей муниципального образования «<адрес> район» обнародовать соответствующее сообщение о решении суда. Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Сусуманский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, при этом днем изготовления мотивированного решения установить ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий С.В. Нечкина