Дело № 2-182/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 августа 2011 года город Сусуман Сусуманский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего Нечкиной С.В., с участием помощника прокурора Сусуманского района Михайлова Н.А., представителя ответчика ООО «Сусуман» -Чуяновой Н.В., при секретаре Балковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания № 3 Сусуманского районного суда Магаданской области гражданское дело по иску прокурора Сусуманского района Магаданской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сусуман» о понуждении принять меры к получению лицензий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Сусуманского района Магаданской области обратился в Сусуманский районный суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Сусуман» о понуждении в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены факты нарушений ООО «Сусуман» федерального законодательства при осуществлении отдельных видов деятельности. В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, а также эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежат лицензированию. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116 -ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством. Согласно Уставу ООО «Сусуман» предметом деятельности предприятия является эксплуатация и ремонт взрывопожароопасных производственных объектов, обработка и удаление твердых бытовых отходов. Проверкой установлено, что ООО «Сусуман» осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности и эксплуатацию взрывопожароопасных объектов в нарушение действующего законодательства без соответствующих лицензий, что может повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства. В числе эксплуатируемых ООО «Сусуман» опасных производственных объектов 4 котла ДКВР 20/13 и четыре подогревателя с трубопроводом пара котельной «Центральная», не прошедшие экспертизу промышленной безопасности. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Участвующий в судебном заседании прокурор, поддержав иск по изложенным в нем доводам, уточнил исковые требования и просил суд обязать ООО «Сусуман» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к получению в Северо-Восточном Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, обязать ООО «Сусуман» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к получению в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Представитель ответчика Чуянова Н.В., действующая на основании доверенности с соответствующим объемом полномочий, не согласившись с иском в части трехмесячного срока, определенного прокурором для принятия мер к получению лицензий, суду пояснила следующее. ООО «Сусуман» хозяйственную деятельность осуществляет с 01 марта 2011 года. Одним из основных видов деятельности предприятия является тепло- и водоснабжение города Сусумана. В пользовании у общества находятся опасные производственные объекты, в том числе котельная «Центральная», для эксплуатации которой необходимо получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Работа по подготовке документов для получения лицензии в ООО «Сусуман» ведется с марта 2011 года. Для получения лицензии в числе необходимо представить в лицензирующий орган документ, подтверждающий наличие опасного объекта, договор страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, документы о квалификации работников, эксплуатирующих опасный объект и заключение экспертизы промышленной безопасности опасных объектов. ООО «Сусуман» 05 марта 2011 года заключило с филиалом ООО «Росгосстрах» в Магаданской области договор страхования ответственности за причинение вреда, причиненного жизни, здоровью имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии на опасных производственных объектах. В аттестационную комиссию Ростехнадзора направлены документы по предаттестационной подготовке работников предприятия, аттестация которых будет проведена по получению соответствующего вызова из Ростехнадзора. 30 марта 2011 года ООО «Сусуман» с ООО « Магаданский экспертный центр» заключило договор на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, стоимость которого составляет 1197406 рублей. Однако до настоящего времени договор не исполнен, по причине неоплаты его стоимости заказчиком. В настоящее время ведутся переговоры о предоставлении рассрочки по оплате стоимости договора, поскольку все денежные средства ООО «Сусуман» направлены на подготовку к отопительному сезону, и такую сумму единовременно предприятие оплатить не имеет возможности. Также, в процессе хозяйственной деятельности ООО «Сусуман» размещает отходы I-IV класса опасности. Мероприятия по получению лицензии на данный вид деятельности предприятие осуществляет с января 2011 года. Для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности необходимо представить в лицензирующий орган нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности санитарным правилам и свидетельства о профессиональной подготовке работников. 25 января 2011 года заключен договор с ФГУ «ЦЛАТИ по ДВО» на подготовку информации для оформления паспортов отходов I-IV класса опасности. Работы по договору выполнены 26 июня 2011 года. 04 июля 2011 года предприятием в Управление Росприроднадзора направлены заявления о выдаче свидетельств о классе опасности отхода для окружающей среды и согласовании паспортов отходов, а также об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По получению указанных документов ООО «Сусуман» сможет обратиться в Россанэпиднадзор за получением заключения о соответствии санитарным правилам лицензируемой деятельности. Однако, обучение работников возможно провести не ранее октября 2011 года, поскольку научно - образовательный центр инженерной и социальной экологии Дальневосточного государственного технологического университета обучение группы слушателей планирует провести лишь в октябре 2011 года. В связи с изложенным, полагая, трехмесячный срок недостаточным для оформления необходимых документов, требуемых для получения лицензии, просят суд предоставить пятимесячный срок для исполнения требований прокурора. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4, работающий начальником Сусуманского территориального отдела Северо-Восточного управления Ростехнадзора, показал, что выдача лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов относится к компетенции территориального управления Ростехнадзора. Поскольку ООО «Сусуман» эксплуатирует центральную котельную г. Сусумана, где установлены 3 котла ДКВР 20/13, трубопроводы пара, коллектор, оно обязано иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Предприятие обязано было оформить лицензию на начало своей деятельности, то есть по состоянию на 01 марта 2011 года. Однако, до настоящего времени общество лицензию не получило. Наличие лицензии необходимо и для начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. Поскольку котельная является объектом жизнеобеспечения г.Сусумана, то приостановить ее эксплуатацию не представляется возможным. По действующему законодательству срок проведения экспертным учреждением экспертизы промышленной безопасности не должен превышать трех месяцев. Заслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, суд приходит к следующему. Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду (ст.20, 41, 42). В целях защиты государством публичного интереса при осуществлении отдельных видов деятельности введено их лицензирование. Перечисляя виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, федеральный законодатель отнес к деятельности, требующей получения юридическим лицом лицензии, эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (статья 4 и пп. 28 и 74 п.1 ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности). Согласно статье 5 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» выдача лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется территориальными органами Ростехнадзора, деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности - территориальными органами Росприроднадзора. Согласно п. 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 599 к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; копии документов, подтверждающих наличие на законном основании взрывопожароопасного производственного объекта; копия заключения экспертизы промышленной безопасности; копия разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств, выданных в установленном порядке Ростехнадзором; копия договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте; копии документов о квалификации работников. К заявлению о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса в числе иных должны быть приложены: перечень отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность; копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности; копии свидетельств, подтверждающих профессиональную подготовку работников юридического лица, осуществляющих такую деятельность; копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, предполагаемых для использования (п. 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года № 524). Как установлено судом, ООО «Сусуман» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 08.02.2011 года, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Магаданской области выдано соответствующее свидетельство. Согласно Уставу ООО «Сусуман» предметом деятельности общества являются эксплуатация и ремонт взрывоопасных производственных объектов санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое обслуживание города Сусумана. (л.д. 22-33) Из договора аренды муниципального имущества от 01 марта 2011 года № 01/52 следует, что администрация г.Сусумана сдала в аренду ООО «Сусуман» комплекс движимого и недвижимого муниципального имущества коммунальной инфраструктуры, в том числе здание котельной «Центральная», расположенной по ул.Больничной г.Сусумана. Согласно свидетельству о регистрации от 18 апреля 2011 года № А76-000608, выданному Северо-Восточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящиеся в эксплуатации ООО «Сусуман» площадка баллонов пускового воздуха, участок транспортный и котельная являются опасными производственными объектами и зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». (л.д.12) При этом, согласно карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, котельная, расположенная по <адрес>, является взрывоопасным производственным объектом при эксплуатации которого требуется лицензия. (л.д. 17). Из исследованного судом сертификата к договору страхования от ДД.ММ.ГГГГ № Д-74950010-50-1-000083-11 следует, что ООО «Сусуман» заключило с филиалом <данные изъяты>» в <адрес> договор страхования вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии, произошедших на эксплуатируемом опасном производственном объекте, в том числе котельной. Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ директор, заместитель директора, главный инженер, начальник ПТО, и.о. начальника РЭС, инженер по ОТ и ТБ, начальник котельной «Центральная» ООО «Сусуман» прошли курс предаттестационной подготовки и допущены к аттестации в аттестационной комиссии Северо-Восточного Управления Ростехнадзора. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Сусуман» и ООО <данные изъяты>» заключен договор на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, стоимостью 1197406 рублей, который, как следует из пояснений истца, не исполнен до настоящего времени, по причине неоплаты заказчиком. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сусуман» обратилось в Управление Росприроднадзора по <адрес> с заявлениями о выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды, согласовании паспортов отходов I-IV класса опасности, установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Из информации ООО «Сусуман», представленной в прокуратуру Сусуманского района, следует, что предприятие осуществляет деятельность по эксплуатации взрывоопасных объектов, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, 13 мая 2011 года оформило земельные участки под склад бытовых отходов и шлакозолоотвал. Однако лицензии на осуществление указанных видов деятельности не оформлены (л.д. 9-11). Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что ООО «Сусуман» с 01 марта 2011 года эксплуатирует взрывоопасный производственный объект - котельную, а также осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности без соответствующих лицензий. Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Одним из способов защиты гражданских прав статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. С учетом изложенного, принимая во внимание согласие ответчика с требованиями прокурора и оспаривание им только трехмесячного срока для принятия мер к получению лицензий, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом доводы ответчика о невозможности исполнить требования прокурора в трехмесячный срок, суд находит не состоятельными по следующим основаниям. Как установлено судом основной причиной неполучения ответчиком лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов является отсутствие у ответчика денежных средств в размере 1197406 рублей на проведение экспертизы промышленной безопасности объекта. Однако, каких-либо доказательств своего тяжелого финансового положения ответчиком суду не представлено. Причиной неполучения ответчиком лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, как следует из пояснений представителя ответчика, является наличие возможности обучения работников лишь в октябре 2011 года. Однако, каких-либо доказательств невозможности проведения аттестации работников в ранние сроки ответчиком суду не представлено. Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений. Поскольку ответчиком не представлено доказательств в обоснование своих возражений, суд находит установление трехмесячного срока для принятия мер к получению лицензий, с учетом уже выполненных ответчиком мероприятий, достаточным и разумным. При подаче искового заявления прокурор государственную пошлину не оплачивал, поскольку в силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются плательщиками государственной пошлины, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой. Согласно пп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам по искам неимущественного характера размер государственной пошлины для организаций составляет 4000 рублей. Поскольку требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, с истца подлежит взысканию в доход бюджета <адрес> государственная пошлина в размере 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сусуман» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к получению в Северо-Восточном Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сусуман» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к получению в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сусуман» в доход бюджета муниципального образования «Сусуманский район» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, при этом днем изготовления мотивированного решения считать ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий С.В. Нечкина