о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 Положения «О порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих с



Дело № 2-158/2011         

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

27 июля 2011 года                                                                                   город Сусуман                                                                                            

Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего Нечкиной С.В.,

с участием:

помощника прокурора Сусуманского района Михайлова Н.А.,

представителя заинтересованного лица Собрания представителей муниципального образования «поселок Холодный» Березюка Р.С.,

при секретаре Балковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания № 2 Сусуманского районного суда Магаданской области гражданское дело по заявлению прокурора Сусуманского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «поселок Холодный», о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 Положения «О порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Холодный» от 14 декабря 2010 года № 174 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сусуманского района обратился в Сусуманский районный суд Магаданской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «поселок Холодный» с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими с 14 декабря 2010 года подпунктов 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 решения Собрания представителей муниципального образования «поселок Холодный» от 14 декабря 2010 года «Об утверждении Положения «О порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе».

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с подпунктами 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 Положения о порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (далее по тексту - Положение), утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Холодный» № 174 от 14 декабря 2010 года, и обнародованного 14 декабря 2010 года в газете «Горняк Севера», помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, предоставляются следующие дополнительные гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий (пп. 3.4);

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий (пп. 3.6);

- выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1,4,5,8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представителей органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 названного Федерального закона в размере, установленном в размере, установленном муниципальным нормативным актом) (пп. 3.7);

- выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы, либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1,3,5,6,9 части 6 статьи 36, пунктами 1,4,5,8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представителей органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 названного Федерального закона) (пп. 3.8).

Вышеперечисленные выплаты предоставляются лицам, замещавшим соответствующую муниципальную должность, и производятся с момента окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий.

По мнению прокурора, оспариваемые подпункты Положения противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (ст.ст.164,165 ТК РФ). Кроме того, с учетом положений части 3 статьи 927, пункта 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательное государственное страхование отдельных категорий служащих может быть установлено только федеральными законами, при этом обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества выборных должностных лиц местного самоуправления не предусмотрено. Полагая, что оспариваемые нормы Положения приняты с нарушением исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию трудовых и гражданских правоотношений, прокурор просит суд признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с 14 декабря 2010 года подпунктов 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 решения Собрания представителей муниципального образования «поселок Холодный» от 14 декабря 2010 года № 174 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», поскольку применение указанных норм может

привести к необоснованному расходованию денежных средств бюджета муниципального образования, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Участвующий в деле прокурор Михайлов Н.А., уточнив заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил признать противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 Положения о порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Холодный» от 14 декабря 2010 года № 174 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе».

Представитель заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «поселок Холодный» Березюк Р.С. в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 Положения согласился. При этом пояснил, что решением Собрания представителей поселка Холодный от 22 июля 2011 года № 18 оспариваемые прокурором нормы уже признаны утратившими силу. Данное решение обнародовано 22 июля 2011 года и вступило в силу.

До вынесения окончательного решения по делу прокурор заявил о прекращении производства по делу, в связи с признанием заинтересованным лицом оспариваемых норм недействующими в досудебном порядке.

Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурору, как следует из представленного им заявления, известны и понятны.

Из представленного суду решения Собрания представителей поселка Холодный от 22 июля 2011 года № 18 «О внесении изменений в решение Собрания представителей от 14.12.2010 г. № 174 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» следует, что оспариваемые прокурором пункты 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 Положения признаны утратившими силу с момента вступления решения в силу после его официального опубликования.

Решение Собрания представителей поселка Холодный от 22 июля 2011 года № 18 «О внесении изменений в решение Собрания представителей от 14.12.2010 г. № 174 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» официально обнародовано 22 июля 2011 года и вступило в законную силу.

По смыслу статей 251 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации недействительным может быть признан нормативный акт органа местного самоуправления в том случае, если он действует на момент рассмотрения спора в суде и нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица.

Правовые акты, которые не действуют, сами по себе основанием для возникновения прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не могут, вследствие чего такие акты не могут быть предметом нормоконтроля.

Поскольку оспариваемые прокурором нормы на момент рассмотрения дела являются недействующими, суд полагает возможным прекратить производство по делу на основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом прокурора от заявленных требований.

В соответствии со ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 220, 221, 224 и 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

     

производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Сусуманского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «поселок Холодный», о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими подпунктов 3.4, 3.6, 3.7, 3.8 пункта 3 Положения «О порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Холодный» от 14 декабря 2010 года № 174 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гарантий прав выборных должностных лиц муниципального образования «поселок Холодный», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба, принесено представление в течение 10 дней в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд.

Председательствующий                                                                               С.В. Нечкина