Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. Сусуманский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Лорман А.А., с участием истца Хорошайлова В.Н., представителя истца ФИО11, представителя ответчика Демчихиной Е.М., при секретаре Маковей О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в зале судебных заседаний № Сусуманского районного суда гражданское дело по иску ФИО8 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, У С Т А Н О В И Л: Хорошайлов В.Н. обратился в Сусуманский районный суд <адрес> с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, указав в обоснование заявленных требований следующее. ДД.ММ.ГГГГ он вступил в брак с ФИО1 и ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын - ФИО2. Его супруга Хорошайлова Л.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он вступил в брак с ФИО2 (Плетеневой) Анной Петровной, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь - ФИО3. Его супруга ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В 2009 году он обратился в ГУ-УПФР в <адрес> по вопросу получения материнского (семейного) капитала, однако в приеме документов ему в устной форме было отказано, ввиду отсутствия у него права на получение материнского (семейного) капитала. В связи с его обращением в Администрацию Президента Российской Федерации по факту отказа в предоставлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> направило ему письмо, в котором разъяснило, что право на дополнительные меры государственной поддержки ни он, ни его дети, не имеют, поскольку у его первой и у второй жены такое право отсутствовало. Полагает, что его права, как единственного родителя двоих детей, неправомерно ущемляются, просит суд признать его право на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и 2 обязать ответчика выдать ему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. В судебном заседании истец Хорошайлов В.Н., поддержав заявленные требования по изложенным в иске основаниям, их уточнил и просил суд, признав за ним право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать ответчика выдать ему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. По существу исковых требований истец Хорошайлов В.Н. в судебном заседании пояснил, что, начиная с 2009 года, он неоднократно обращался к ответчику по поводу получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Поскольку в приеме документов ему в устной форме отказывали, он вынужден был обратиться по данному вопросу в Администрацию Президента Российской Федерации. Его обращение было переправлено в Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес>, в декабре 2009 года он получил ответ от управляющего указанным отделением, из которого следовало, что права на материнский (семейный) капитал у него нет. В апреле 2011 года он с тем же вопросом обратился в Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес> и получил ответ, аналогичный предыдущему.Его вторая жена намеревалась усыновить его сына Никиту, но сделать этого не успела, поскольку скоропостижно умерла. Права на дополнительные меры государственной поддержки ни у его первой жены, ни у второй не имелось, поскольку дети, рожденные ими в период брака с ним, были для них первыми. Он ранее дополнительными мерами государственной поддержки, предусмотренными Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ, также не пользовался. Полагает, что несовершенство действующего законодательства ущемляет его права, как единственного кровного родителя двоих детей, а также права его малолетних детей, в связи с чем просит удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Представитель истца ФИО11, поддержав в судебном заседании заявленные Хорошайловым В.Н. требования в полном объеме, суду пояснила следующее. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго и последующих детей. Несмотря на то, что права усыновителей и кровных родителей, согласно ст. 137 СК РФ, равны, истцу, являющемуся кровным родителем двоих детей, один из которых рожден после января 2007 года, в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал неправомерно отказано. Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 года № 256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки имеют также женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года. Поскольку родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей, считает, что истец также 3 обладает правом на дополнительные меры государственной поддержки и смерть его второй супруги, не успевшей, в силу сложившихся трагических обстоятельств усыновить сына Хорошайлова В.Н. от первого брака, непрепятствует получению последним государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Представитель ответчика Демчихина Е.М., не признав в судебном заседании исковые требования Хорошайлова В.Н. в полном объеме, пояснила следующее. Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, независимо от места их жительства: - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; - женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; - мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года, право женщин, указанных в части 1 ст. 3 данного Закона на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления её умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы), оставшимся без попечения родителей. 4 Таким образом, право на дополнительные меры государственной поддержки, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», возникает у мужчин: - в случае если они являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей и ранее не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01 января 2007 года; - в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки у женщины и его возникновения у отца (усыновителя) ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. У Хорошайлова В.Н. имеется от первого брака сын, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которого он воспитывает один после смерти первой жены, Хорошайловой Л.В. В 2007 году истец заключил брак со второй женой, ФИО6 и у них родилась дочь, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поскольку ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, Хорошайлов В.Н. остался единственным родителем двоих детей от первого и второго браков. Однако права на дополнительные меры государственной поддержки, то есть на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, Хорошайлов В.Н. не имеет, поскольку ни у первой его жены, Хорошайловой Л.В., ни у его второй жены, ФИО6, такое право не возникало, в связи с тем, что рожденные обеими женщинами дети были для них первыми, а сына истца от первого брака его вторая жена, ФИО6 при своей жизни не усыновила. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дополнительно представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Согласно исследованным в судебном заседании документам, копии которых имеются в материалах гражданского дела, между ФИО8 и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, после чего жене присвоена фамилия ФИО2. У супругов ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ родился сын, ФИО2. В тот же день мать ребенка, Хорошайлова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №. (л.д. 10,12,14,27, 29,30). ДД.ММ.ГГГГ, согласно исследованным в судебном заседании документам, копии которых имеются в материалах гражданского дела, между ФИО8 и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен брак, после чего жене присвоена фамилия ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ у супругов ФИО2 родилась дочь, ФИО3. Мать девочки, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла 17 августа 5 2008 года, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №. (л.д. 11,13,15,26,28,31) Таким образом, гражданин России Хорошайлов В.Н., как следует из установленных в судебном заседании обстоятельств, является единственным родителем двоих малолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих совместно с ним в <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, матери которых, также имевшие гражданство Российской Федерации, умерли. Доводы истца об обращении в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в целях получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и полученном им отказе представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались и подтверждаются исследованными судом ответами управляющего Отделением Пенсионного Фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Х-193-19/6509, а также от ДД.ММ.ГГГГ №. ( л.д. 16-20) Доводы истца о том, что ни он сам, ни его умершие жены дополнительными мерами государственной поддержки, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ, ранее не пользовались, подтверждаются установленными судом обстоятельствами и представителем ответчика в судебном заседании также не оспаривались. Согласно ст.ст. 2, 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, его родителей, законных опекунов или иных членов семьи. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии со ст.7 Конституции России, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно части 2 указанной статьи, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. 6 В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Каждому, в соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В дополнение к основным мерам социальной защиты, Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 20 декабря 2006 года № 256-ФЗ устанавливает для семей, имеющих детей, дополнительные меры государственной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения. В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 года N 256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Согласно ч.3 ст.3 данного Федерального закона, право женщин, указанных в части 1 упомянутой статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с 7 рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы), оставшимся без попечения родителей. В силу ст.137 Семейного кодекса Российской Федерации, родители и усыновители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении детей. Однако при получении дополнительных мер государственной поддержки усыновители, согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ, находятся в более привилегированном положении по сравнению с кровными отцами. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», указанный Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. С учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе, упомянутый закон предусматривает приоритетное право женщин на получение дополнительных мер государственной поддержки, однако родители, согласно ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации, имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, направлены на обеспечение возможности указанной категории граждан улучшить жилищные условия, получить образование, а также повысить уровень пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Из содержания указанных норм следует, что Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает социальные гарантии обеспечения достойной жизни, в том числе путем улучшения жилищных условий, для семей, имеющих детей, то есть законодатель отдает приоритет в создании достойной жизни именно детям, воспитывающимся в тех семьях, где имеется несколько детей. В связи с изложенным, принимая во внимание, что законодатель не может предусмотреть все возможные жизненные ситуации, суд считает, что формальное отсутствие в вышеуказанном Федеральном законе в перечне лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки категории граждан, к которой относится истец, являющийся кровным и единственным родителем двоих малолетних детей, не может служить основанием для ущемления гарантированных Конституцией Российской Федерации прав семьи истца, постановки его детей в неравное положение с детьми из других семей, имеющих мать либо обоих родителей (усыновителей). В противном случае, по мнению суда, искажается сама цель государственной политики в области поддержки семей, имеющих детей, закрепленная в данном Федеральном законе. 8 На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Хорошайлов В.Н., как единственный отец двоих детей, один из которых рожден после 01 января 2007 года, имеет право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Полагая требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме, суд считает, что Хорошайлов В.Н. может быть приравнен к предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» категории лиц, такой как: «мужчина, являющийся единственным усыновителем второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки». В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы, состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела, а также государственной пошлины, размер и порядок уплаты которой устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. При предъявлении иска, истцом уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей. Поскольку предъявленные Хорошайловым В.Н. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика в пользу истца следует взыскать понесенные им судебные расходы в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования ФИО8 удовлетворить в полном объеме. Признать за ФИО8 право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> выдать ФИО8 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал по заявлению Хорошайлова В.Н. с приложением документов, необходимых для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал документов. Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в 9 пользу Хорошайлова Вячеслава Николаевичапонесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, днем составления мотивированного решения считать ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий А.А.Лорман.