Гражданское дело № 2-178/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июля 2011 года город Сусуман Сусуманский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего Нечкиной С.В., с участием помощника прокурора Сусуманского района Михайлова Н.А., при секретаре Маковей О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания № 3 помещения Сусуманского районного суда Магаданской области гражданское дело по заявлению прокурора Сусуманского района, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании противоречащим закону и недействующим решения Собрания представителей Сусуманского района от 30 июня 2008 года № 366 «Об установлении размеров родительской платы за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Сусумана», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Сусуманского района обратился в Сусуманский районный суд Магаданской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании с 04 июля 2008 года противоречащим действующему законодательству и недействующим решения Собрания представителей Сусуманского района от 30 июня 2008 года № 366 «Об установлении размеров родительской платы за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Сусумана». В обоснование заявленных требований указано, что с 1 сентября 2008 года решением Собрания представителей муниципального образования «Сусуманский район» № 366 от 30 июня 2008 года, опубликованным 04 июля 2008 года в газете «Горняк Севера» № 27, установлен размер родительской платы за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» города Сусумана по классу фортепиано в размере 510 рублей, аккордеона - 475 рублей, гитары - 460 рублей, сольного пения - 460 рублей, балалайки - 375 рублей, скрипки - 375 рублей, домры -375 рублей, на художественном отделении - 370 рублей, хореографическом отделении - 380 рублей, в подготовительной группе - 285 рублей. Кроме того, пунктом 3 указанного решения установлен порядок внесения родительской платы, а пунктом 2 предусмотрен перечень льготных категорий населения по плате за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Сусумана. По мнению прокурора, оспариваемое решение противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку в нарушение требований ст.ст. 12, 41, 45Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 233, устанавливает плату за услуги, предоставляемые муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей в рамках основной образовательной деятельности данного учреждения. В связи с чем, просит суд признать его противоречащим закону и недействующим. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Михайлов Н.А., поддержав заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил признать решение Собрания представителей Сусуманского района от 30 июня 2008 года № 366 «Об установлении размеров родительской платы за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Сусумана противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его опубликования, то есть с 04 июля 2008 года. Представитель заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «Сусуманский район» Ясакова М.О. в судебное заседание не явилась, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве представитель заинтересованного лица согласилась с заявленными прокурором требованиями в полном объеме, указав на наличие разработанного проекта решения об отмене оспариваемого прокурором нормативного правового акта, предполагаемого к рассмотрению на очередном заседании Собрания представителей в июле 2011 года. Представитель заинтересованного лица - Управления по делам молодежи, культуре и спорту администрации Сусуманского района Кватернюк С.С. в судебное заседание также не явилась, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания и не ходатайствовавших об его отложении. Выслушав в судебном заседании участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, суд приходит к следующему выводу. Решением Собрания представителей муниципального образования «Сусуманский район» от 30 июня 2008 года № 366 «Об установлении размеров родительской платы за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г.Сусумана», опубликованным 04 июля 2008 года в номере 27 газеты «Горняк Севера», установлен размер родительской платы за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» города Сусумана. (л.д. 10-11, 17) Указанное решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений в сфере дополнительного образования, направлен на возникновение обязательных правовых предписаний, рассчитан на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений; по своей форме, порядку принятия и введения в действие (опубликования и вступления в законную силу) соответствует требованиям ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его опубликования, то есть с 04 июля 2008 года и на момент судебного разбирательства является действующим. Пунктом 1 оспариваемого решения родительская плата установлена за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» города Сусумана на музыкальном отделении по классам: фортепиано в размере 510 рублей, аккордеон - 475 рублей, гитара - 460 рублей, сольное пение - 460 рублей, балалайка - 375 рублей, скрипка - 375 рублей, домра -375 рублей; на художественном отделении в размере 370 рублей, хореографическом отделении - 380 рублей и в подготовительной группе - 285 рублей. Этим же решением установлено, что родительская плата производится в кассу централизованной бухгалтерии Управления по делам молодежи, культуре и спорту, ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца, за который вносится плата, исключая период с 01 июня по 31 августа. При этом учащиеся, родители которых не внесли плату за обучение в указанный срок, к занятиям не допускаются, а при задолженности более двух месяцев без уважительной причины, отчисляются из школы. Плата не взимается исключительно в случае болезни ребенка более одного месяца на основании медицинских справок и своевременного заявления родителей пункт 3). Суд считает, что оспариваемое прокурором решение противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. Образовательная деятельность в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании). Согласно подпункту 8 пункта 4 и пункту 5 статьи 12 Закона об образовании, учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям, деятельность которых регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона об образовании, образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и иных, предусмотренных уставом образовательного учреждения, услуг. Реализация дополнительных образовательных программ, согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 233 (далее по тексту Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей), является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона об образовании, пунктом 47 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона об образовании. Согласно Правилам оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года N 505 (далее по тексту Правила оказания платных образовательных услуг), к платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями: - относятся - обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги; - не относятся - снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах. Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления указывается в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений. При этом, в силу требований пункта 3 статьи 45 Закона об образовании, а также пункта 5 Правил оказания платных образовательных услуг, платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (образовательных программ /учебных планов/, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Из исследованного в судебном заседании Устава МОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Сусумана, следует, что учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет бюджета района, с привлечением внебюджетных средств - родительской платы. Для достижения уставных целей учреждение на основании лицензии осуществляет деятельность по реализации в полном объеме образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Министерством культуры РФ для музыкального (по классам фортепиано, аккордеона, сольного пения, скрипки, гитары, домры, балалайки) хореографического, художественного отделений и группы раннего эстетического развития (подготовительная группа) (п.1.1,1.7, 3.1). (л.д.26-41). Пунктом 3.5 Устава предусмотрено право Детской школы искусств осуществлять на договорных условиях следующие дополнительные платные образовательные услуги : обучение по дополнительным образовательным программам, организация отделений самоокупаемости для обучения нештатной численности учащихся, преподавание специальных курсов и дисциплин, оказание концертмейстерских и методических услуг, консультирование, консультации для вновь поступающих, организация выставок -продаж изделий учащихся и преподавателей, организация концертов, мастер -классов, организация лекций - концертов, массовых музыкальных праздников и других учебно-методических мероприятий, занятее с детьми с углубленным изучением предметов, подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, обучение дошкольников в группах раннего эстетического развития; настройка и ремонт музыкальных инструментов, прокат имущества и оборудования учреждения, музыкальных инструментов. Виды и формы дополнительных платных услуг определяет школа в соответствии с действующим законодательством, положением «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей» и Уставом. При этом платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета района (п. 1.14, 3.7 Устава). Поскольку решением Собрания представителей муниципального образования «Сусуманский район» от 30 июня 2008 года № 366 «Об установлении размеров родительской платы за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г.Сусумана» установлена плата за обучение детей по образовательным программам дополнительного образования, относящимся к основной образовательной деятельности школы, то оно противоречит действующему федеральному законодательству, в связи с чем, заявление прокурора Сусуманского района подлежит удовлетворению. Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При подаче заявления прокурор, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственную пошлину не оплачивал. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л : признать решение Собрания представителей Сусуманского района от 30 июня 2008 года № 366 «Об установлении размеров родительской платы за обучение детей в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Сусумана», противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 04 июля 2008 года. Решение суда подлежит опубликованию в районной газете «Горняк Севера». Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, при этом днем изготовления мотивированного решения установить 26 июля 2011 года. Председательствующий С.В. Нечкина