решение о доступности пользования бибилиотекой инвалидами



Дело                                 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2011 года                                                     город Сусуман

Сусуманский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Нечкиной С.В.,

с участием помощника прокурора <адрес> Геготаулина А.С.,

при секретаре Колосок Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сусуманского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «город Сусуман» о понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в Сусуманский районный суд в защиту прав неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации городского поселения «город Сусуман» о понуждении совершить определенные действия.

В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения прав и законных интересов граждан с ограниченными физическими возможностями. В ходе проверки установлено, что постановлением главы городского поселения «город Сусуман» учреждено муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система» (далее МУ «ЦБС»), расположенное в <адрес>, имеющее структурное подразделение - городская детская библиотека, по тому же адресу. Согласно п. 2.4 Устава МУ «ЦБС», утвержденного постановлением главы городского поселения «город Сусуман» от ДД.ММ.ГГГГ , учредитель в отношении МУ «ЦБС» обеспечивает гарантированное финансирование, комплектование библиотечного фонда.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для муниципальных библиотек является расходным обязательством органа местного самоуправления.

В нарушение требований закона МУ «ЦБС» и его подразделение - городская детская библиотека, не укомплектованы периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Кроме того, статьей 15 указанного Федерального закона на органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложена обязанность создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Госстроя России от 29.11.2009 года № 73 утвержден Свод правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» СП 31-102-99, согласно которому доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок.

Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73 утверждены Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее СНиП 35-01 -2001), согласно п. 3.14 которых наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В нарушение указанных норм действующего законодательства доступ инвалидов в МУ «ЦБС» и в его подразделение - городская детская библиотека не обеспечен.

Поскольку указанные нарушения препятствуют реализации права инвалидов по зрению на получение необходимой информации, а лиц, использующих кресла-коляски, - на доступность посещения здания социальной инфраструктуры, и тем самым ограничивают участие инвалидов в жизни общества и их социальной адаптации, просит суд обязать администрацию городского поселения «<адрес>» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать библиотечный фонд муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также обязать ответчика обеспечить возможность посещения библиотеки гражданам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата путем установления пандуса с поручнями на входе в помещение «Централизованная библиотечная система», расположенного по ул. Ленина, дом 34 города Сусумана.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ участвующий в деле прокурор, изменив предмет иска, просил суд:

- обязать администрацию городского поселения «город Сусуман» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать библиотечный фонд муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» специализированной литературой для слабовидящих и незрячих граждан, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля;

- обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к согласованию с общественным объединением инвалидов плана мероприятий, направленных на удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в части обеспечения доступа в помещение муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система», расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования лестницы при входе в помещение специальной кнопкой вызова для обслуживания инвалидов.

Участвующий в судебном заседании прокурор измененные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО5, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, передал телефонограмму, в которой просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с участием в судебном заседании у мирового судьи.

В письменном отзыве на иск представитель ответчика - администрации городского поселения «город Сусуман» указал на несогласие с исковыми требованиями прокурора, по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.11.2003 № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения. Учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов обеспечивают библиотеки, согласно ст.12 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле». Согласно п.1.3, 2.2, 2.4, 3.6 Устава Муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система», учредителем последнего является администрация городского поселения «город Сусуман». Однако учреждение самостоятельно в осуществлении своей творческой, культурной, экономической деятельности, при этом учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, а обеспечивает гарантированное финансирование, комплектование библиотечного фонда. Комплектование библиотечных фондов по всем отраслям знаний, в том числе периодическими изданиями, аудиовизуальными материалами, документами на магнитных носителях, относится к основным видам деятельности МУ « Централизованная библиотечная система». На увеличение стоимости основных средств - приобретение книжного фонда в 2011 году из бюджета городского поселения МУ « Централизованная библиотечная система» выделено 550000 рублей. В связи с изложенным полагает, что МУ « Централизованная библиотечная система» самостоятельна в укомплектовании библиотечного фонда периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, в соответствии со спросом. В отзыве также указано, что утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73 Строительные нормы и правила 35-01-2001 разработаны по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», предназначены для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. При этом перечень таких объектов, расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности устанавливаются заданием на проектирование. С учетом изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система», надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело, в соответствии с ч.3, ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании 23 ноября 2011 года представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директор МУ «Централизованная библиотечная система» ФИО6 с исковыми требованиями прокурора <адрес> не согласилась в полном объеме, при этом пояснила следующее. Согласно уставу основными видами деятельности библиотеки является комплектование библиотечных фондов по всем отраслям знаний, в том числе периодическими изданиями, аудиовизуальными материалами, документами на магнитных носителях, краеведческой литературой. Пунктом 2.4. Устава определено, что учредитель в отношении МУ «Централизованная библиотечная система» обеспечивает гарантированное финансирование, комплектование библиотечного фонда. Для этих целей учреждению «Централизованная библиотечная система» из бюджета городского поселения на 2011 год было выделено 550 000 руб. Библиотека самостоятельна в приобретении книжного фонда, а также в укомплектовании библиотеки периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, руководствуясь спросом. Однако инвалиды с полной потерей зрения, в МУ «ЦБС» никогда не обращались. Также полагала, что установка пандусов в библиотеке невозможна и не решит проблему инвалидов, поскольку планировка библиотеки не предусматривает возможность передвижения на инвалидной коляске.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, а также дополнительно представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. ст. 22, 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года, предусматривают, что государствам следует содействовать доступности таких культурно - просветительных учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки и возможности их использования, а также разрабатывать и использовать специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам и театральным постановкам (правило 10).

Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 7 Основного Закона Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее по тексту Закон о социальной защите инвалидов) социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 14 Закона о социальной защите инвалидов государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для муниципальных библиотек является расходным обязательством органа местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле» каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. При этом, слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения.

Из исследованного в судебном заседании устава городского поселения «город Сусуман» <адрес>, следует, что организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения относятся к вопросам местного значения городского поселения (пп.12 ст.5 Устава) (л.д. 42-81).

Постановлением главы городского поселения «город Сусуман» от ДД.ММ.ГГГГ учреждено муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система» (л.д. 20).

Согласно п.1.1.,1.3, 2.4 Устава муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система» является некоммерческой организацией, учредителем которой является администрация городского поселения «Город Сусуман». Учредитель обеспечивает гарантированное финансирование, комплектование библиотечного фонда (л.д. 8-19).

По сообщению БЮРО смешанного профиля ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проживают 3 человека, имеющих инвалидность по зрению (л.д.111).

Из исследованных в судебном заседании письменных объяснений ФИО7, опрошенного в ходе проводимой прокуратурой <адрес> проверки, следует, что он является инвалидом 1 группы по зрению. По программе реабилитации ему предоставлен магнитофон для прочтения аудиокниг, но в библиотеке таких аудиокниг нет, в связи с чем библиотеку он не посещает (л.д.29).

Отсутствие в библиотечном фонде муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» специализированной литературы для слабовидящих и незрячих граждан, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, представителями ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ не отрицалось. Каких либо доказательств, подтверждающих наличие указанной литературы в библиотечном фонде МУ «Централизованная библиотечная система», суду не представлено.

Доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика, об отсутствии необходимости укомплектования библиотечного фонда специализированной литературой для слабовидящих и незрячих граждан в связи с отсутствием спроса, суд находит несостоятельными, поскольку закон не связывает возникновение обязанности по укомплектованию библиотечного фонда специальной литературой с наличием обращений слабовидящих и незрячих граждан.

Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие в МУ «Централизованная библиотечная система» специализированной литературы нарушает права инвалидов на получение необходимой информации, гарантированной государством, в связи с чем требование прокурора об укомплектовании библиотечного фонда муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» специализированной литературой для слабовидящих и незрячих граждан, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, подлежит удовлетворению.

Также суд считает, что определенный прокурором трехмесячный срок для исполнения ответчиком заявленных требований является разумным и достаточным.

Рассматривая заявленные прокурором исковые требования о понуждении ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к согласованию с общественным объединением инвалидов мероприятий, направленных на удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по обеспечению доступа в помещение муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система», расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования лестницы при входе в помещение специальной кнопкой вызова для обслуживания инвалидов, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено принятие государствами надлежащих мер для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, информации и связи, объектам и услугам, открытым и предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

В соответствии со ст.15 Закона о социальной защите инвалидов Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждения), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5 ст.15 ).

В соответствии с требованиями п.3.9, 3.13 Строительных норм и правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СНиП 35-01-2001), утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ , в здании должен быть как минимуму один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Из выписки из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещение библиотеки, расположенное, по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью городского поселения «<адрес>» (л.д. 88).

По сообщению БЮРО смешанного профиля ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проживают 6 человек, использующих для передвижения коляски, из них 1 ребенок (л.д.111).

Поскольку представителями ответчика и третьего лица отсутствие пандусов на входе в библиотеку не оспаривается, доказательств осуществления каких-либо мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в пользовании библиотекой, суду не представлено, суд полагает требования прокурора о понуждении ответчика принять меры к согласованию с общественным объединением инвалидов мероприятий, направленных на удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в части обеспечения доступа в помещение муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, по мнению суда, определенный прокурором срок для устранения ответчиком упомянутых требований - в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу - является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «город Сусуман» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать библиотечный фонд муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» специализированной литературой для слабовидящих и незрячих граждан, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Обязать администрацию городского поселения «город Сусуман» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к согласованию с общественным объединением инвалидов мероприятий, направленных на удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в части обеспечения доступа в помещение муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система», расположенное по адресу: <адрес>, путем оборудования лестницы при входе в помещение специальной кнопкой вызова для обслуживания инвалидов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через Сусуманский районный суд, при этом днем изготовления мотивированного решения считать ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                                 С.В. Нечкина