о признании права собственности на недвижимое имущество



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2010 года г.Сусуман

Сусуманский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего Лорман А.А.,

с участием заявителя Богатырева А.И.,

представителя заявителя Крайновой Л.К.,

при секретаре Колосок Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сусумане 29 октября 2010 года гражданское дело по заявлению Богатырева Анатолия Ивановича о признании права собственности на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Богатырев А.И. в лице своего представителя Крайновой Л.К. обратился в Сусуманский районный суд <адрес> с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество - <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, указав в обоснование заявленных требований следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ он работал в <данные изъяты>», реорганизованной ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Ввиду возникшей в 1995 году производственной необходимости в его переводе в <адрес> из <адрес>, где он проживал и работал, <данные изъяты> приобрело <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор с гр. ФИО2 о покупке указанной квартиры за 6 миллионов рублей. ДД.ММ.ГГГГ между ним и <данные изъяты> был заключен контракт на предоставление жилой площади, по условиям которого он в течение трех лет должен был отработать в данном предприятии в качестве промывальщика. Согласно условиям указанного контракта, предоставленное жилое помещение не могло быть приватизировано, то есть перейти в собственность работника, до истечения срока контракта. Согласно п.6.1 заключенного с ним контракта, срок его действия установлен до ДД.ММ.ГГГГ. После заключения вышеуказанного контракта ему было передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, о чем в контракте сделана соответствующая запись. При этом ему было разъяснено, что по истечении трех лет указанная квартира перейдет в его

2

собственность. С 1995 года по настоящее время он постоянно проживает в указанной квартире, регулярно и своевременно производит оплату всех жилищно-коммунальных услуг, полагая, что, выполнив условия контракта, приобрел с ДД.ММ.ГГГГ право собственности на упомянутое жилое помещение. Решив в 2010 году зарегистрировать свое право собственности на данное жилое помещение, он в процессе сбора документов узнал о том, что до настоящего времени владельцем квартиры числится гр.ФИО2., поскольку после ее приобретения у последнего <данные изъяты> свое право собственности в установленном законом порядке не оформило. Поскольку бывший владелец квартиры ФИО2 после оформления сделки выехал на постоянное место жительства в республику Ингушетия и точное место его нахождения неизвестно, а <данные изъяты> на основании определения Арбитражного Суда Магаданской области от 06.07.2007 года ликвидировано, он лишен возможности зарегистрировать право собственности на принадлежащее ему жилое помещение в установленном законом порядке. В связи с изложенным, а также ввиду того, что вышеуказанным жилым помещением он владеет более 15 лет, просит суд признать за ним право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>, в силу приобретательной давности.

В судебном заседании заявитель Богатырев А.И., поддержав требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснил при этом следующее.

До 1995 года он проживал в <адрес> и работал в <данные изъяты> промывальщиком. В связи с ликвидацией <адрес> и закрытием расположенной в нем базы, всем работникам, в том числе и ему, предприятие предоставило квартиры, расположенные в <адрес> и близлежащих поселках <адрес>. При предоставлении квартир <данные изъяты> со всеми работниками заключило идентичные контракты на предоставления жилой площади, по условиям которых они в течение трех лет не могли получить в собственность предоставленные им квартиры. При заключении указанных контрактов директор <данные изъяты> ФИО4 устно им пояснил, что по окончании срока действия контракта, то есть по истечении трех лет, предоставленные им квартиры перейдут в их собственность. После заключения с ним контракта, <данные изъяты> предоставило ему <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>. Отработав указанный в контракте срок, он полагал, что предоставленное ему предприятием жилое помещение автоматически перешло в его собственность. При увольнении его в январе 2000 года никаких вопросов по поводу возврата <данные изъяты> предоставленной ему ранее квартиры не возникало. С 1995 года по настоящее время он пользуется указанной квартирой, как своей собственной, живет в ней, производит необходимый ремонт, оплату жилищно-коммунальных услуг. О том, что при приобретении упомянутой квартиры <данные изъяты> не оформило на нее надлежащим образом свое

3

право собственности, ему стало известно лишь в 2010 году. Ввиду ликвидации <данные изъяты> и неизвестности места нахождения прежнего собственника квартиры - гр. ФИО2, он не может решить вопрос о регистрации права собственности на квартиру ни во внесудебном порядке, ни в порядке искового производства. Поскольку до настоящего времени он лишен возможности произвести государственную регистрацию своего права на вышеуказанное недвижимое имущество, просит суд удовлетворить его требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель заявителя Крайнова Л.К., поддержав требования заявителя в полном объеме, просила суд признать за Богатыревым А.И. право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>, поскольку последний в течение пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно владел данным недвижимым имуществом, как своим собственным.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени, месте разбирательства по делу уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд полагает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания и не ходатайствовавшего об отложении судебного разбирательства.

Заслушав в судебном заседании пояснения заявителя и его представителя, показания свидетелей ФИО6 и ФИО7, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно исследованному судом договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Сусуманское горно-геологическое предприятие в лице ФИО5, действующей по доверенности, приобрело у гр.Батяева А.Б. за <данные изъяты> <адрес>, расположенную в <адрес>. Данный договор удостоверен ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Сусуманского нотариального округа <адрес> и зарегистрирован в реестре за №. (л.д. 8).

В силу требований ст. 551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации.

Переход права собственности на вышеуказанную квартиру <данные изъяты> надлежащим образом оформлен не был, поскольку вышеупомянутая квартира, согласно сообщению Сусуманского представительства ГУ «МОУТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве частной собственности гр. ФИО2, в соответствии с

4

реестром учета объектов капитального строительства. (л.д. 33,34).

Согласно представленному заявителем контракту, копия которого имеется в материалах дела, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ заключило контракт с работником Богатыревым А.И. на предоставление последнему жилой площади, расположенной по адресу: <адрес>. По условиям данного контракта, предоставленная работнику жилая площадь не может быть им приватизирована, то есть перейти в собственность, до истечения срока контракта, заключенного на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также из данного контракта следует, что в случае прекращения контракта до истечения срока его действия, работник обязуется освободить предоставленную ему жилую площадь и она возвращается в собственность предприятия; в случае смерти работника, жилая площадь наследуется в порядке, установленном законом. (л.д. 9-10)

Изучив контракт, суд приходит к выводу о том, что его положения не противоречат утверждению заявителя о том, что по истечении срока действия контракта предоставленная ему квартира должна была перейти в его собственность, хотя из текста указанного документа данный вывод прямо не следует.

Утверждение заявителя о том, что при заключении контракта директор <данные изъяты> ФИО4 всем работникам устно пояснил, что по окончании срока действия контракта, то есть по истечении трех лет, предоставленные им квартиры перейдут в их собственность, подтверждается показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству заявителя свидетель ФИО6 показал, что при расселении <адрес> и ликвидации расположенного в поселке подразделения <данные изъяты>, последнее предоставило своим работникам квартиры в <адрес> и поселках района, заключив с ними одинаковые, как ему кажется, контракты. При заключении данных контрактов директор <данные изъяты> ФИО4 и работник отдела кадров ФИО5 устно им объясняли, что предоставленные им квартиры перейдут в их собственность после того, как они отработают в <данные изъяты> три года.

Показания свидетеля ФИО6 об идентичности контрактов, заключенных с работниками <данные изъяты>, переселяемыми из <адрес>, подтверждаются исследованным судом контрактом на предоставление жилой площади, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ФИО6 Содержание данного контракта аналогично в целом условиям контракта, заключенного между <данные изъяты> и Богатыревым А.И.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству заявителя свидетель ФИО7 показал, что в 1995 году, в связи с ликвидацией <адрес>, ему и другим работникам <данные изъяты> были предоставлены квартиры в <адрес>, приобретенные предприятием у граждан. Одновременно с предоставлением жилья с

5

ними были заключены контракты, по условиям которых они должны были отработать в <данные изъяты> не менее трех лет. Подробности заключения с ним контракта у него в памяти не сохранились, но помнит, что был какой-то разговор о том, что предоставленное жилье перейдет в его собственность, если он отработает в <данные изъяты> три года. При его увольнении их <данные изъяты> никто от него возврата выделенной по контракту квартиры не требовал и он живет в ней до настоящего времени.

Доводы заявителя о том, что условия вышеуказанного контракта им выполнены в полном объеме, подтверждаются исследованными судом документами, согласно которым Богатырев А.И. уволен из <данные изъяты> в январе 2000 года, то есть спустя продолжительное время после истечения срока действия заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ контракта. (л.д.12-19, 47).

Согласно исследованной судом выписке из финансового лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ, Богатырев А.И. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента предоставления ему вышеуказанного жилого помещения, до настоящего времени зарегистрирован в <адрес>, расположенной в <адрес> (л.д. 11).

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, судом устанавливаются факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

Признание за Богатыревым А.И.,права собственности на недвижимое имущество - <адрес>, расположенную в <адрес>, затрагивает имущественные права последнего и, следовательно, имеет юридическое значение.

Государственная регистрация перехода права собственности имеет заявительный характер и, в силу требований ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Доводы заявителя Богатырева А.И. о том, что во внесудебном порядке, а также в порядке искового производства, он, ввиду ликвидации Сусуманского ГГГП и неизвестности места нахождения прежнего владельца квартиры, установить право собственности на упомянутое недвижимое имущество не может, в судебном заседании нашли свое подтверждение.

Сусуманское государственное горно-геологическое предприятие ликвидировано на основании определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

6

Из исследованной в судебном заседании адресной справки, представленной Отделом Федеральной миграционной службы России по Магаданской области в Сусуманском районе, следует, что по

сведениям адресного бюро ФИО2 не значится. (л.д. 35)

Возможность обращения в суд с требованием о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Согласно ст.234 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество.

Согласно установленным в судебном заседании обстоятельствам, Богатырев А.И. с 1995 года, то есть более 15 лет, добросовестно, открыто и непрерывно владел, как своим собственным, недвижимым имуществом - квартирой №, расположенной в <адрес>, неся при этом бремя расходов на содержание данного жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным, удовлетворив заявленные требования, признать право собственности Богатырева Анатолия Ивановича на недвижимое имущество - <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>, в силу приобретательной давности.

В соответствии со ст. 268 ГПК РФ, решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, в соответствии со ст. 28 ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что государственная регистрация права собственности носит заявительный характер, правообладателю Богатыреву А.И. следует обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приложив необходимые для регистрации документы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

удовлетворив требования заявителя, признать право собственности Богатырева Анатолия Ивановича на недвижимое имущество - квартиру

7

№, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и <адрес> права собственности на недвижимое имущество - <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, по заявлению Богатырева А.И. с приложением необходимых для регистрации документов.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения, день изготовления мотивированного решения установить ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.А.Лорман.