Об обязании установить санитарно - защитные зоны и получить разрешение на выбросы вредных веществ



Дело № 2 - 499

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Буйский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Лукояновой А.А.,

с участием помощника прокурора Сусанинской районной прокуратуры Плешковой Е.С.,

при секретаре Смирновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусанинского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ОАО «Х» об обязании установить санитарно-защитные зоны и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сусанинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Х об обязании установить санитарно-защитные зоны и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, указывая, что в результате проверки выявлены факты нарушений законодательства об охране окружающей природной среды.

В судебном заседании прокурор Сусанинского района свое заявление поддержала, суду пояснила, что прокуратурой Сусанинского района Дата обезличена года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, установлено, что ОАО «Х» имеет на балансе и использует следующие объекты: склад ГСМ, котельную, здание завода. Данные объекты оказывают вредное физическое и химическое воздействие на атмосферный воздух посредством выбросов в атмосферу продуктов сгорания топлива, паров нефтепродуктов и т. д. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Основными принципами охраны окружающей среды в соответствии со ст. 3 ФЗ № 7 от 10.01.2002года «Об охране окружающей среды» является: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ № 7, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. На основании ч.1 ст. 39 ФЗ № 7, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствие с ч. 1, 2 ст. 46 ФЗ № 7, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Таким образом, при эксплуатации объектов - склада ГСМ, котельной, основного здания завода, должны в полной мере, в соответствии с законодательством, соблюдаться требования природоохранного законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ № 7, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. На основании ч.1 ст. 14 ФЗ от 04 мая 1999г. № 96 «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Часть 5 статьи 16 ФЗ № 96 гласит о том, что размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами. Таким образом, вышеуказанные объекты являются объектами негативного воздействия на окружающую среду и оказывают прямое негативное воздействие на неё. Вопреки нормам природоохранного законодательства ОАО «Сыродел» не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в отношении склада ГСМ, котельной, основного здания завода, в связи с чем организацией осуществляется бесконтрольное загрязнение окружающей среды. В соответствии с требованиями ч.2 ст. 52 ФЗ № 7, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Согласно п.3.1.6. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 17.05.2001 № 14, для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Несмотря на использование зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, ОАО «Х» не согласованы и не установлены санитарно-защитные зоны предприятия. Непринятие ОАО «Х» мер к установлению санитарно-защитных зон и получению разрешения на вредные выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками дискредитирует политику государства в области охраны окружающей природной среды, и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Поскольку ОАО «Х» в данном случае не обеспечиваются интересы государства, осуществляющего политику в области охраны окружающей природной среды, и нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, настоящее заявление предъявляется в их интересах. На основании изложенного, руководствуясь ст.1, п.З ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ. Просит обязать открытое акционерное общество «Сыродел» установить санитарно-защитные зоны и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Представитель ответчика ОАО Х Картоев И.М. в судебном заседании пояснил, что с иском согласен, стационарные источники выбросов включают в себя котельную, склад ГСМ. Котельная оборудована двумя котлами: один в работе, другой в резерве. Работают котлы на печном топливе, при этом в атмосферу выбрасываются дымовые газы, содержащие оксид углерода, диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, сажу, бензапирен. ОАО Х имеет склад ГСМ для накопления запасов топлива, от него идет загрязнение атмосферы углеводородом и сероводородом. Емкости для хранения топлива заглублены. Разрешения на выбросы имеются на передвижные источники выбросов. По стационарным источникам выбросов расчеты платы производятся за сверхлимитные выбросы. Дата обезличена года заключен договор на выполнение работ по экологическому нормированию с ООО «Ф» по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для ОАО «Х Санитарно-защитная зона на ОАО «Х» установлена на момент строительства предприятия - 20 метров и соответствовала требованиям того времени. В связи с изменениями требований СанПина, санитарно-защитная зона должна быть 300 метров, создание её находится в стадии согласования. Для того, чтобы выполнить все требования, изложенные в заключение прокурорской проверки необходимо время. Необходимо согласовать все проекты с Костромским центром метеорологии, роспотребнадзором, ростехнадзором. Поскольку процедура получения разрешения требует времени, просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до Дата обезличенагода.

Изучив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 -ФЗ от 10.01.2002года ст. 3 основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; по ст. 16 - к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; по ст.39 - юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; по ст.46 - размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов. ..объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 года выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно п.3.1.6. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 17.05.2001 № 14, для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

По п.1.1 договора № в-24/10 на выполнение работ по экологическому нормированию от 12 мая 2010года, заключенному ООО «Ф» с ОАО «Х» исполнитель(в лице гендиректора ООО «Ф» принимает на себя проведение разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для ОАО «Х»

Таким образом, имеются все основания для того, чтобы обязать открытое акционерное общество «Х устранить имеющиеся нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно: установить санитарно-защитные зоны и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств дела, вправе отсрочить исполнение решения суда.

Представитель ответчика просит отсрочить исполнение решения суда до Дата обезличенагода, поскольку Дата обезличена года заключен договор на выполнение работ по экологическому нормированию с ООО «Ф» по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для ОАО «Х». Для того, чтобы выполнить решение суда необходимо время на согласование всех проектов с Костромским центром метеорологии, роспотребнадзора, ростехнадзора. Поскольку процедура получения разрешения требует значительного времени, просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до Дата обезличенагода.

Представитель прокуратуры не возражает, чтобы суд предоставил ОАО «Сыродел» отсрочку исполнения решения суда до Дата обезличена года.

Исходя из вышеизложенного суд полагает возможным предоставить ОАО «Х» отсрочку исполнения решения суда до Дата обезличена года.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать открытое акционерное общество «Сыродел» установить санитарно-защитные зоны и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Предоставить ОАО «Х» отсрочку исполнения решения суда в срок до Дата обезличена года.

Взыскать с открытое акционерное общество «Х» государственную пошлину двести рублей в доход соответствующего бюджета.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200