Решение по иску об обязании получить разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками



Дело № 2 - 551

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2010 года     Буйский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Лукояновой А.А.,

с участием помощника прокурора Сусанинской районной прокуратуры Плешковой Е.С.,

при секретаре Смирновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусанинского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунводсервис» об обязании получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сусанинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Коммунводсервис» об обязании получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, указывая, что в результате проверки выявлены факты нарушений законодательства об охране окружающей природной среды.

В судебном заседании прокурор Сусанинского района требования прокуратуры конкретизировала, суду пояснила, что прокуратурой Сусанинского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, установлено, что ООО «Коммунводсервис» является организацией коммунального комплекса, оказывающей услуги по теплоснабжению на территории пос. Сусанино. В указанных целях, предприятием в период отопительного сезона 2009-2010г.г. эксплуатировались 2 угольных котельных, расположенных по адресам: <адрес>. Представитель прокуратуры Сусанинского района Плешкова Е.С. от исковых требований об обязании ООО «Коммунводсервис» получить разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отношении котельной, которая расположена по адресу <адрес> отказалась, так как данная котельная не эксплуатируется, а в отношении котельной, расположенной по адресу <адрес> исковые требования поддержала. Данный объект оказывает вредное физическое и химическое воздействие на атмосферный воздух посредством выбросов в атмосферу продуктов сгорания топлива, сажи и т. д. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Основными принципами охраны окружающей среды в соответствии со ст. 3 ФЗ № 7 от 10.01.2002года «Об охране окружающей среды» является: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ № 7, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. На основании ч.1 ст. 39 ФЗ № 7, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Таким образом, при эксплуатации объектов - угольных котельных, должны в полной мере, в соответствии с законодательством, соблюдаться требования природоохранного законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ № 7, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. На основании ч.1 ст. 14 ФЗ от 04 мая 1999г. № 96 «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Часть 5 статьи 16 ФЗ № 96 гласит о том, что размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами. Таким образом, вышеуказанный объект является объектом негативного воздействия на окружающую среду и оказывает прямое негативное воздействие на неё. Вопреки нормам природоохранного законодательства ООО «Коммунводсервис» не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в отношении котельной, в связи с чем организацией осуществляется бесконтрольное загрязнение окружающей среды. Непринятие ООО «Коммунводсервис» мер к получению разрешения на вредные выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками дискредитирует политику государства в области охраны окружающей природной среды, и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Поскольку ООО «Коммунводсервис» в данном случае не обеспечиваются интересы государства, осуществляющего политику в области охраны окружающей природной среды, и нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, настоящее заявление предъявляется в их интересах. На основании изложенного, руководствуясь ст.1, п.З ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Коммунводсервис» получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Представитель ответчика ООО «Коммунводсервис» Желуницына Н.В. в судебном заседании пояснила, что ООО «Коммунводсервис» осуществляет деятельность по водоснабжению, водоотведению, вывоз ТБО, теплоснабжение. В целях осуществления деятельности у МУП ЖКХ взяты в аренду 2 угольные котельные по <адрес> <адрес> и по <адрес> <адрес>. Разрешения на выбросы загрязняющих предприятием не получены. За 2009 год оплата за негативное воздействие на окружающую среду не производилось. Исковые требования по котельной, расположенной по адресу <адрес> признает. Поскольку процедура получения разрешения требует времени, просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив материалы дела, выслушав стлороны, суд приходит к следующему.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 -ФЗ от 10.01.2002года ст. 3 основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; по ст. 16 - к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; по ст.39 - юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 года выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Таким образом, имеются все основания для того, чтобы обязать общество с ограниченной ответственностью «Коммунводсервис» устранить имеющиеся нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно: получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Представитель прокуратуры не возражает, чтобы суд предоставил ООО «Коммунводсервис» отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из вышеизложенного суд полагает возможным предоставить ООО «Коммунводсервис» отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Коммунводсервис» получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Предоставить ООО «Коммунводсервис» отсрочку исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коммунводсервис» государственную пошлину <данные изъяты> рублей в доход соответствующего бюджета.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: