Решение по исковому заявлению об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2 - 563

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2010 года Буйский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Лукояновой А.А.,

с участием помощника прокурора Сусанинской районной прокуратуры Плешковой Е.С.,

при секретаре Смирновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусанинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сусанинского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. Просил обязать администрацию Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно: обучить ответственное за пожарную безопасность лицо по пожарно-техническому минимуму; имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд д. Зогзино) оборудовать подъездом с площадкой (пирс) с твердым покрытием размером не менее 12

Требования обоснованы тем, что бездействие администрации Ченцовского сельского поселения по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения, а так же лиц по тем или иным причинам находящихся в здании администрации Ченцовского сельского поселения Сусанинского района.

В судебном заседании помощник прокурора Сусанинского района Плешкова Е.С. требования прокуратуры конкретизировала, просила суд обязать администрацию Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно: имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд в деревне Зогзино) оборудовать площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Также помощник прокурора Сусанинского района просил обязать администрацию Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании администрации Ченцовского сельского поселения, а именно: оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации; пути эвакуации оборудовать объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автоматическим питанием и от электросетей; второй эвакуационный выход привести в исправное для использования состояние (установить пожарную лестницу, освободить выход, который загроможден металлическими сейфами).

В судебном заседании пояснила, что прокуратурой Сусанинского района ДД.ММ.ГГГГ, по информации начальника территориального отделения государственного пожарного надзора Сусанинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района. В ходе проведенной проверки выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: ответственное за пожарную безопасность лицо не прошло обучение по пожарно-техническому минимуму (п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года); имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд в деревне Зогзино) не оборудован площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.94 ППБ 01-03); не назначено лицо по проведению обучения мерам пожарной безопасности в жилом секторе (п.З ППБ 01-03); не заведен журнал учета противопожарного инструктажа среди населения (п.З ППБ 01-03); не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения мер пожарной безопасности (п.З ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008); не организована работа по обучению населения мерам пожарной безопасности в подведомственном жилом секторе (п.8 ст. 63 ФЗ №123).В здании администрации Ченцовского сельского поселения, расположенном по адресу: <адрес> также не соблюдаются требования пожарной безопасности в частности: отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (п.З ППБ 01-03,НПБ 110-03); пути эвакуации не оборудованы объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автоматическим питанием и от электросетей (п. 61 ППБ 01-03); второй эвакуационный выход находится в неисправном состоянии (срезана пожарная лестница, выход загроможден металлическими сейфами) (п. 40-41, 50-51 ППБ 01-03). Таким образом, администрацией Ченцовского сельского поселения не предпринимается необходимых и достаточных мер к выполнению требований законодательства о пожарной безопасности как на территории Ченцовского сельского поселения, так и в административном здании, занимаемом администрацией Ченцовского сельского поселения. Главой администрации Ченцовского сельского поселения является Соловьева О.Б.. В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях. Согласно ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, являющихся обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, установлено, что собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В ходе проверки установлено, что администрацией Ченцовского сельского поселения требования законодательства о пожарной безопасности исполняются не в полном объеме. Выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Ченцовского сельского поселения могут стать причиной возникновения пожаров на территории поселения, ставят под угрозу жизнь и здоровье жителей и иных граждан, находящихся на территории поселения, а также работников органов местного самоуправления и граждан в момент нахождения их в здании администрации Ченцовского сельского поселения, могут повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара. После проведенной проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Ченцовского сельского поселения и выявления нарушений, силами администрации Ченцовского сельского поселения проведена определенная работа по исполнению законодательства о пожарной безопасности и устранению ряда нарушений, так ответственное за пожарную безопасность лицо направлено на обучение по пожарно-техническому минимуму, назначено лицо по проведению обучения мерам пожарной безопасности в жилом секторе; заведен журнал учета противопожарного инструктажа среди населения, разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения мер пожарной безопасности; организована работа по обучению населения мерам пожарной безопасности в подведомственном жилом секторе. Осталось устранить имеющееся нарушение законодательства о пожарной безопасности, а именно: имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд в деревне Зогзино) Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области оборудовать площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года и оборудовать здание администрации Ченцовского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации, пути эвакуации оборудовать объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автоматическим питанием и от электросетей; второй эвакуационный выход привести в исправное для использования состояние (установить пожарную лестницу, освободить выход, который загроможден металлическими сейфами).

Глава Ченцовского сельского поселения Соловьева О.Б. исковые требования прокуратуры признала, в судебном заседании пояснила, что действительно нарушения пожарной безопасности в деятельности поселения имеют место. Прокуратурой Сусанинского района ДД.ММ.ГГГГ совместно с начальником территориального отделения государственного пожарного надзора Сусанинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Ченцовского сельского поселения, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>. В ходе проведенной проверки выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: ответственное за пожарную безопасность лицо не прошло обучение по пожарно-техническому минимуму, имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд в деревне Зогзино) Ченцовского сельского поселения не оборудован площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, не назначено лицо по проведению обучения мерам пожарной безопасности в жилом секторе, не заведен журнал учета противопожарного инструктажа среди населения, не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения мер пожарной безопасности, не организована работа по обучению населения мерам пожарной безопасности в подведомственном жилом секторе. В здании администрации Ченцовского сельского поселения также выявлены ряд нарушений, в частности: отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, пути эвакуации не оборудованы объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автоматическим питанием и от электросетей; второй эвакуационный выход не приведен в исправное для использования состояние (не установлена пожарная лестница, не освобожден выход, загроможденный металлическими сейфами). Ряд имеющихся нарушений устранены, так ответственное за пожарную безопасность лицо направлено на обучение по пожарно-техническому минимуму, назначено лицо по проведению обучения мерам пожарной безопасности в жилом секторе; заведен журнал учета противопожарного инструктажа среди населения, разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения мер пожарной безопасности; организована работа по обучению населения мерам пожарной безопасности в подведомственном жилом секторе. Осталось устранить имеющееся нарушение законодательства о пожарной безопасности, а именно: имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд в деревне Зогзино) Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области оборудовать площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года и оборудовать здание администрации Ченцовского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации, пути эвакуации оборудовать объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автоматическим питанием и от электросетей; второй эвакуационный выход привести в исправное для использования состояние (установить пожарную лестницу, освободить выход, который загроможден металлическими сейфами). Данные нарушения ещё имеют место в связи с отсутствием необходимых денежных средств у поселения. Просит предоставить отсрочку по исполнению данных мероприятий по мерам пожарной безопасности. Имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд в деревне Зогзино) Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области оборудовать площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Оборудовать здание администрации Ченцовского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации, пути эвакуации оборудовать объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автоматическим питанием и от электросетей; второй эвакуационный выход привести в исправное для использования состояние (установить пожарную лестницу, освободить выход, который загроможден металлическими сейфами) в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные прокуратурой нарушения и требования требуют составления сметы, изыскания дополнительных денежных средств и заключения договоров на эти работы.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.

В силу п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131 ФЗ, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения. К таким мерам ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ отнесены следующие: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу п. 94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 « Об утверждении правил пожарной безопасности» при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации.

Начальник территориального отделения ГПН п. Сусанино капитан внутренней службы Г. в судебном заседании пояснил, что требования об устранении нарушений правил пожарной безопасности являются законными. Заключение по результатам проведенной проверки, с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на территории и здании администрации Ченцовского сельского поселения выносилось ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения заключения администрацией Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района ответственное за пожарную безопасность лицо направлено на обучение по пожарно-техническому минимуму, назначено лицо по проведению обучения мерам пожарной безопасности в жилом секторе; заведен журнал учета противопожарного инструктажа среди населения, разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения мер пожарной безопасности; организована работа по обучению населения мерам пожарной безопасности в подведомственном жилом секторе. Необходимо имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд в деревне Зогзино) Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области оборудовать площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года и оборудовать здание администрации Ченцовского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации, пути эвакуации оборудовать объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автоматическим питанием и от электросетей; второй эвакуационный выход привести в исправное для использования состояние (установить пожарную лестницу, освободить выход, который загроможден металлическими сейфами).

Поскольку необходимость проведения данных мероприятия по обеспечению требований пожарной безопасности представителем ответчика не оспаривается, суд считает, что иск прокурора Сусанинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Прокуратура Сусанинского района согласна с предоставлением отсрочки, которую просит представитель ответчика, по выполнению мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности администрацией Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района устранить имеющееся нарушение законодательства о пожарной безопасности, а именно: имеющийся на территории поселения пожарный водоем (пруд в деревне Зогзино) Ченцовского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области оборудовать площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в срок до ДД.ММ.ГГГГ; оборудовать здание администрации Ченцовского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации, пути эвакуации оборудовать объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности с автоматическим питанием и от электросетей; второй эвакуационный выход привести в исправное для использования состояние (установить пожарную лестницу, освободить выход, который загроможден металлическими сейфами) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации Ченцовскоого сельского поселения Сусанинского муниципального района госпошлину <данные изъяты> рублей в доход соответствующего бюджета.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: