дело № 2-532 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 ноября 2010 г. Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего Капраловой Е.Л., при секретаре Вагановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Александра Александровича к Областному государственному учреждению «Центр социальных выплат» Костромской области о предоставлении мер социальной поддержки, У С Т А Н О В И Л : Смирнов А.А. обратился в суд с иском к Межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства № ( далее - МТОСЗН, ОиП № о возложении обязанности в месячный срок подвезти дрова в объеме - <данные изъяты> плотных кубических метров дров, указав следующее. Истец - учитель сельской школы. В силу п.5 ст. 55 ФЗ РФ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», ЗКО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», постановления администрации Костромской области от 6.05.2009 г. Смирнов А.А. имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением. В 2007 г. и в 2009 г. право истца на бесплатную жилую площадь с отоплением было нарушено - дрова предоставлены с учетом норматива минимальной обеспеченности жилой площадью. 24.05.2010 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении дров за 2007 г. и за 2009 г. в объеме - <данные изъяты> куб. м., но получил отказ. В ходе подготовки к судебному разбирательству в качестве соответчика по делу была привлечена администрация Центрального сельского поселения Буйского муниципального района; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Областное государственное учреждение ( далее - ОГУ) «Центр социальных выплат» Костромской области. В ходе судебного разбирательства Смирнов А.А. изменял исковые требования, в последней редакции которых просил обязать ОГУ «Центр социальных выплат» Костромской области в полном объеме предоставить меры социальной поддержки по оплате твердого топлива в денежной форме за периоды: с 10 сентября 2007 г. по 31 декабря 2007 г., за 2009 г., с 1.01.2010 г. по 25.10.2010 г. Определением Буйского районного суда Костромской области от 13.09.2010 г. ОГУ «Центр социальных выплат» Костромской области исключен из числа участников дела, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечен для участия в деле в качестве соответчика. Определением Буйского районного суда от 11.11.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. В настоящем судебном заседании истец Смирнов А.А. поддержал исковые требования. Дополнительно он пояснил следующее. В спорный период он проживал в Буйском районе. С 2007 г. по 30.08.2010 г. он работал учителем в сельской школе. В настоящее время является пенсионером, имеет стаж работы в сельской школе более десяти лет. В сентябре 2010 г. Смирнов А.А. обратился в ОГУ «Центр социальных выплат» о предоставлении ему меры социальной поддержки по оплате за твердое топливо в денежной форме. Истец утверждает, что до настоящего времени данная мера в полном объеме ему не предоставлена, поскольку в 2007 г. и в 2009 г. дрова были предоставлены в количестве, ограниченном по норме жилой площади, что истец считает неправомерным. Представитель ответчика - МТОСЗН,ОиП № - Кокошникова М.Н., действующая на основании постоянной доверенности, разрешение иска оставила на усмотрение суда. Вместе с тем, она считает, что основания для возложения указанных истцом обязанностей на данного ответчика отсутствуют. С 1 декабря 2009 года все функции по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, за исключением мер по оплате твердого топлива, переданы от МТОСЗН,ОиП № в ОГУ « Центр социальных выплат» Костромской области. С 1.01.2010 г. функции по обеспечению мер по оплате твердого топлива также переданы данному центру, который осуществляет денежные выплаты гражданам, имеющим право на льготы. Исходя из изложенного, Кокошникова М.Н. считает, что МТОСЗН,ОиП № является ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель ответчика ОГУ «Центр социальных выплат» - Комова С.А., действующая на основании постоянной доверенности, разрешение иска Смирнова А.А. оставила на усмотрение суда, поддержала мнение ответчика, изложенное в письменном отзыве на иск. В письменном отзыве ОГУ «Центр социальных выплат» Костромской области полагает, что требования Смирнова А.А. о предоставлении мер социальной поддержки по оплате твердого топлива без учета нормативов потребления и нормативов жилой площади являются необоснованными. В 2007-2009 г.г. возмещением затрат на приобретение твердого топлива производилось территориальным отделом социальной защиты населения. В 2010 г. возмещение затрат Смирнову А.А. на приобретение твердого топлива будет произведено в соответствии с ЗКО « О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» от 5.06.2006 г. № 31-4-ЗКО и ЗКО « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Костромской области, устанавливающие меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, и признании утратившим силу отдельных положений некоторых законодательных актов Костромской области» от 21.10.2010 г. № 676-4-ЗКО <данные изъяты> Представитель ответчика - администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще; возражений на иск не представил. Представитель третьего лица - департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в суд не явился; о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще; возражений на иск Смирнова А.А. не предоставил. В предоставленном суду ходатайстве департамент указал, что расходы по оплате твердого топлива формируются с учетом нормативов его потребления, утвержденных исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов <данные изъяты> Учитывая мнение участников дела, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей - администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района и департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Исследовав материалы дела, заслушав участников дела, проанализировав представленные доказательства, суд находит иск Смирнова А.А. подлежащим удовлетворению на основании ниже следующего. Согласно п.п. «е», «ж», «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству ( ч.ч.2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). Согласно абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности… Из письма Министерства образования и науки РФ от 18.01.2007 г. № МОН-П-92 следует, что в соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа). При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем, данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. В силу ст. 2 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 6.05.2003 г. « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определённых абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях В силу ст.8 ФЗ РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьёй 160 ЖК РФ компенсацией сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Из анализа указанных норм следует, что федеральное законодательство не ограничивает права педагогических работников, проживающих в сельской местности, на бесплатное отопление занимаемого жилого помещения ни размерами жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Данная позиция нашла отражение в практике Верховного Суда РФ <данные изъяты> Согласно п.п.6 п.1 ст.3 Закона Костромской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов соответственно, проживающие и работающие в сельской местности и городских поселках ( поселках городского типа). Из материалов дела следует, что Смирнов А.А. имеет общий педагогический стаж работы - более 26 лет ; более 10 лет <данные изъяты> он отработал учителем сельской школы <адрес> <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ Смирнову А.А. назначена пенсия по старости в связи осуществлением педагогической деятельности <данные изъяты> В суде установлен и не оспаривается участниками дела тот факт, что несколько лет, в том числе, в период с 2007 г. по 25.10.2010 г. Смирнов А.А. проживал в муниципальном жилом помещении площадью - <данные изъяты> кв.м. с печным отоплением, расположенном по адресу: <адрес> Исходя из изложенного, из норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Смирнов А.А. имеет право на бесплатное отопление занимаемого жилого помещения. Согласно Закона Костромской области от 20.11.2006 г. № 79-4-ЗКО «О потребительской корзине в Костромской области» социальная норма жилой площади составляет - 18 кв.м. Постановлением губернатора Костромской области от 5.05.2006 г. № 372 ( утратившим силу 3.06.2008 г.) и постановлением администрации Костромской области от 19.05.2008 г. № 130-а утверждены Временные методические рекомендации по расчету норм, устанавливаемых для продажи твердого топлива населению Костромской области, проживающему в домах без центрального отопления. Во исполнение указанных нормативных актов Костромской области постановлением администрации Буйского муниципального района от 7.07.2006 г. № 529 и от 13.12.2006 г. № 986 были установлены нормативы максимального льготного обеспечения твердым топливом населения, проживающего в домах без центрального отопления : дрова плотные -0,32 куб.м.\кв.м. жилого помещения в год, дрова складочные - 0,46 куб. м.\кв.м. жилого помещения в год <данные изъяты> Постановлением главы администрации Гагаринского сельского поселения Буйского муниципального района Костромской области № 14 от 25.02.2009 г., вынесенного на основании постановления администрации Костромской области № 130-а от 19.05.2008 г., утверждены норматив потребления твердого топлива на территории названного поселения и нормы обеспечения населения твёрдым топливам, в соответствии с которыми определена норма максимального льготного обеспечения населения дровами - 0,42 складочных куб.м. при минимальной обеспеченности жилой площадью - 18 кв.м.\чел. <данные изъяты> В соответствии со ст.5 Закона Костромской области от 25.05.2006 г. «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», меры социальной поддержки граждан обеспечивались до 1.01.2010 г. территориальными органами уполномоченного исполнительного органа государственной власти Костромской области за счет средств областного бюджета. Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается участниками дела, в 2007 г. и в 2009 г. администрация Гагаринского сельского поселения Буйского муниципального района в соответствии с п.п.4 п.1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» обеспечила Смирнова А.А. плотными дровами, но в ограниченном количестве - с учетом норматива потребления твердого топлива и социальной нормы жилой площади <данные изъяты> Данное обстоятельство подтвердила участвовавшая ранее в суде в качестве представителя администрации Центрального сельского поселения, ранее работавшая главой администрации <данные изъяты> сельского поселения Буйского муниципального района, - Константинова Р.А. <данные изъяты> Данные пояснения суд принимает во внимание в порядке ч.2 ст. 68 ГПК РФ. Согласно постановления администрации Костромской области от 6.05.2009 г. № 204-а был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности. Согласно п.22 указанного Порядка размер денежной выплаты гражданам на приобретение твердого топлива рассчитывается в каждом муниципальном районе Костромской области Центром самостоятельно, на основании нормативов потребления твердого топлива, утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области… Постановлением администрации Костромской области от 22.07.2010 г. № 259-а, вступившим в силу с 6.08.2010 г. и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1.01.2010 г., признано утратившим силу постановление администрации Костромской области от 6.05.2008 г. № 204-а и утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по оплате твердого топлива в денежной форме отдельным категориям граждан ( далее - Порядок…). Согласно п.п.2 п.2 главы 1 Порядка предоставления меры социальной поддержки по оплате твердого топлива отдельным категориям граждан, названные меры предоставляются, в том числе, педагогическим работникам государственным и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов соответственно…, и членам их семей, постоянно с ними проживающими: супруг ( супруга), дети, родители обоих супругов, а также лицам, находящимся на их иждивении; указанным гражданам, вышедшим на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности и городских поселках ( поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там. В силу п.п.1 п.8 главы 2 Порядка… для получения меры социальной поддержки по оплате твердого топлива в виде выплаты денежных средств на приобретение твердого топлива гражданин представляет в филиал Центра по месту жительства заявление на получение денежных средств и другие необходимые документы. Согласно п.4 главы 1 Порядка…гражданам, указанным в п.п.2 п.2 настоящего Порядка расчетная сумма затрат на приобретение твердого топлива рассчитывается в каждом муниципальном районе ОГУ «Центр социальных выплат» самостоятельно с учетом нормативов потребления твердого топлива, утвержденных органами местного самоуправления… Согласно п.п. 3 п.8 главы 2 Порядка Центр предоставляет в управление казначейства департамента финансов Костромской области платежные поручения и сводные реестры о категориях и количестве граждан, которым назначена денежная выплата, и осуществляет перечисление денежных средств гражданам через почтовую или банковскую систему по выбору гражданина два раза в год равными частями: 1) за первое полугодие - в период с 1 января по 30 июня текущего года; 2) за второе полугодие - с 1 июля по 31 декабря текущего года. 20.09.2010 г. Смирнов А.А. обратился в Буйский филиал ОГУ «Центр социальных выплат Костромской области» о предоставлении ему мер социальной поддержки по оплате твердого топлива в виде выплаты денежных средств на приобретение твердого топлива за 2007 г., 2009 -2010 г.г. За 2007 г. и за 2009 г. выплата Смирнову А.А. средств на приобретение твердого топлива не была произведена. В письме названного учреждения от 1.10.2009 указано, что данная мера за 2007 г. и за 2009 г. была предоставлена Смирнову А.А. в натуральной форме. Возмещение затрат на приобретение твердого топлива производилось территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства по г.Бую и Буйскому муниципальному району. Расчет денежной выплаты на приобретение твердого топлива за 2010 г. будет произведен во втором полугодии 2010 г. <данные изъяты> В суде представитель ОГУ «Центр социальных выплат» Комова С.А. пояснила, что мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств за 2010 г. будет предоставлена Смирнову А.А., но только с учетом нормативов потребления топлива и установленной нормы жилой площади. То есть, предоставлять названную меру истцу без учета названных нормативов Центр отказывается. Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что перечисленные нормативные акты, ограничивают право граждан на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива, поскольку обязывают учитывать при предоставлении данных мер нормы жилой площади и нормативы потребления топлива. Согласно ч.2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Учитывая, что мера социальной поддержки по оплате твердого топлива без учета норматива потребления топлива и размера жилья гарантирована федеральным законодательством, суд приходит к выводу о том, что при разрешении данного спора необходимо применять нормы актов, имеющих наибольшую юридическую силу, в частности, нормы Закона РФ «Об образовании» о праве педагогических работников, проживающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением. Данное право не отменено и не изменено, каких-либо полномочий, направленных на установление ограничений или уменьшения объема этого права, субъектам Российской Федерации не было предоставлено. Поскольку в спорные периоды Смирнов А.А. не был обеспечен в полном объеме мерой социальной поддержки по оплате твердого топлива, его исковые требования следует удовлетворить, то есть, обязать ответчика выплатить истцу денежные средства в возмещение не предоставленной в 2007 г. и в 2009 г. части льготы и той её части, которую ОГУ «Центр социальных выплат» Костромской области не желает предоставлять в 2010 г., ссылаясь на необходимость применения ограничений в виде норматива потребления топлива и нормы жилой площади. Законные основания для возложения аналогичной обязанности на МТОСЗН, О и П № и администрацию Центрального сельского поселения Буйского муниципального района в настоящее время отсутствуют. При таких обстоятельствах суд находит, что названные лица являются ненадлежащими ответчиками по делу; их необходимо исключить из числа ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать ОГУ «Центр социальных выплат» Костромской области предоставить Смирнову Александру Александровичу в полном объеме меры социальной поддержки по оплате твердого топлива в денежной форме за периоды: с 10 сентября 2007 г. по 31 декабря 2007 г., за 2009 г., с 1.01.2010 г. по 25.10.2010 г. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий :