Дело №2-772 по иску о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности (не вст. в зак.силу)



                                                                                                                                           дело № 2-772

     

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 г.

Буйский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего Капраловой Е.Л.,

с участием прокурора Теплова С.В.,

при секретаре Вагановой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусанинского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.п.п. Сусаннино Сусанинского муниципального района Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Сусанинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.п.п.Сусанино Сусанинского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории поселения. Требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Сусанинской межрайонной прокуратурой по информации начальника территориального отделения государственного пожарного надзора Сусанинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации г.п.п. Сусанино, расположенной по адресу: <адрес>. В ходе данной проверки установлено, что ответчик не в полном объеме исполняет требования названного законодательства. Выявленные нарушения могут стать причиной возникновения пожаров на территории поселения, ставят под угрозу жизнь и здоровье жителей и иных граждан, находящихся на территории поселения, а также работников органов местного самоуправления и граждан в момент нахождения их в здании администрации, могут повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара.

В связи с тем, что бездействие администрации г.п.п. Сусанино по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения, а также лиц по тем или иным причинам находящихся в здании администрации г.п.п. Сусанино, прокурор просит обязать ответчика провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории поселения: ответственное за пожарную безопасность лицо направить на обучение по пожарно-техническому минимуму; назначить лицо по проведению обучения мерам пожарной безопасности в жилом секторе; завести журнал учета противопожарного инструктажа среди населения; организовать работу по обучению населения мерам пожарной безопасности в подведомственном жилом секторе. Обязать ответчика провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании администрации г.п.п. Сусанино: оборудовать здание администрации автоматической установкой пожарной сигнализации; помещения укомплектовать первичными средствами пожаротушения

( огнетушителями); первичные средства пожаротушения ( огнетушители) пронумеровать; пути эвакуации оборудовать знаками пожарной безопасности; определить лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения и не заведен журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения; разработать поэтажные планы эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ Р 12.2143-2002.

Заочным решением Буйского районного суда от 2.08.2010 г. на администрацию г.п.п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области была возложена обязанность устранить указанные выше нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Определением Буйского районного суда от 25.08.2010 г. данное заочное решение суда отменено и возобновлено рассмотрение дела по существу.

Определением суда от 23.09.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Сусанинского муниципального района Костромской области.

Определением Буйского районного суда от 19.10.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ МЧС РФ по Костромской области.

Определением суда от 22.11.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент культурного наследия Костромской области.

В ходе судебного разбирательства прокурор Теплов С.В. уточнил исковые требования - просил обязать администрацию г.п.п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области в срок - до 1.07.2011 г. оборудовать здание администрации автоматической установкой пожарной сигнализации.

Представитель ответчика - глава администрации г.п.п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области - Серегина Т.П. с иском не согласна. Дополнительно она пояснила следующее.

Здание, занимаемое ответчиком, расположенное по адресу : <адрес>, - кирпичное, двухэтажное; является памятником истории и культуры. Автоматическая пожарная сигнализация в здании действительно отсутствует.

С сентября 2006 г. администрация г.п.п. Сусанино является собственником второго этажа данного здания. Первый этаж здания находится в пользовании названной администрации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с собственником - администрацией Сусанинского муниципального района. На первом этаже администрация г.п.п. Сусанино расположила Совет депутатов г.п.п. Сусанино.

Здание, занимаемое администрацией, по мнению Серегиной Т.П., не подходит ни под одну из категорий зданий, указанных в п.9 таблицы 1 «Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» Приложения к Нормам пожарной безопасности ( далее - НПБ 110-03). В связи с этим, Серегина Т.П. считает, что здание не подлежит оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации. Вместе с тем, Серегина Т.П. полагает, что оборудовать первый этаж здания автоматической пожарной сигнализацией в силу ст.ст. 210 и 249 ГК РФ обязан его собственник - администрация Сусанинского муниципального района. Администрация г.п.п. Сусанино не имеет финансовой возможности на установку в здании сигнализации.

Серегина Т.П. считает, что прокурор необоснованно обратился в суд с указанным иском, поскольку круг лиц, работающих в администрации, и посетителей администрации определен.

На основании изложенного, Серегина Т.П. просила суд отказать в удовлетворении иска прокурора.       

Представители: соответчика - администрации Сусанинского муниципального района Костромской области, третьих лиц - ГУ МЧС РФ по Костромской области и департамента культурного наследия Костромской области в суд не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.

Суд, учитывая мнение присутствующих участников дела, определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель соответчика - администрации Сусанинского муниципального района Костромской области - Нагибина Т.И., действующая на основании доверенности, участвуя в предыдущих судебных заседаниях, требование прокурора поддержала. Суду Нагибина Т.И. поясняла следующее.

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ здание ( бывшего детского сада) по адресу: <адрес>, было передано в бессрочное безвозмездное пользование администрации г.п.п. Сусанино, которая в силу п. 2.6 указанного договора обязана содержать здание в соответствии с правилами госпожнадзора. Данный договор до настоящего времени действует, несмотря на то, что второй этаж здания находится в собственности администрации г.п.п. Сусанино. Первый этаж здания используется администрацией г.п.п. Сусанино - в нем размещается Совет депутатов г.п.п. Сусанино. Администрация Сусанинского муниципального района разрешила администрации г.п.п. Сусанино оформить право собственности и на первый этаж здания, о чем имеется решение Собрания Совета депутатов Сусанинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с действующим законодательством, администрация г.п.п. Сусанино обязана содержать указанное здание, как памятник истории и культуры, в противопожарном порядке и нести расходы, связанные с этим.

Также Нагибина Т.И. считает, что принимать во внимание распоряжение главы администрации Серегиной Т.П. от ДД.ММ.ГГГГ о признании здания аварийным не следует, поскольку документ вынесен заинтересованным лицом, без уведомления и привлечения собственника первого этажа здания - администрации Сусанинского муниципального района.

Представитель третьего лица - ГУ МЧС РФ по Костромской области - Григоренко А.М., действующий на основании доверенности, участвуя в предыдущих судебных заседаниях, поддержал иск прокурора. Дополнительно Григоренко А.М. пояснил, что здание, занимаемое администрацией г.п.п. Сусаннино, не относится к категориям В4 и Д по пожарной опасности. Установление пожарной сигнализации не повлияет на конструктивные особенности здания, соответственно, на сохранность памятника истории и культуры, каковым является здание. Григоренко А.М. обратил внимание, что при разрешении вопроса о необходимости установки системы пожарной сигнализации количество людей, находящихся в здании, значения не имеет. В случае возникновения пожара в здании, существует реальная опасность для жизни и здоровья, как работников администрации, так и посетителей администрации.

В письменном отзыве департамента культурного наследия Костромской области возражений на иск прокурора не представлено. Вместе с тем, указано следующее. Здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия ( памятником истории и культуры) регионального значения, поставленным под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» и именовано : «Дом жилой Углова ( Чичаговых). Конец ХIХ - начало ХХ в.в.». Поэтому установка пожарной сигнализации в здании должна производиться в соответствии с требованиями ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории культуры) народов Российской Федерации», а именно: по проекту, выполненному специализированной организацией <данные изъяты>

Исследовав материалы дела, заслушав участников дела, специалиста, проанализировав представленные доказательства, суд находит уточненный иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению на основании ниже следующего.

Согласно п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы и пожаре ( ст. 19 названного Закона).

В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правого, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ( далее - ППБ 01-03) данные правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами… в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно ст. 38 ФЗ РФ « О пожарной безопасности» и п.10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п.4 НПБ 110-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений : - с мокрыми процессами;

-венткамер; - категории В4 и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток.

В соответствии с п. 9 таблицы №1 «Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (Приложение к НПБ 110-03), здания общественного назначения независимо от площади и этажности должны быть оборудованы и подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией.

В соответствии с п.38 таблицы 1 названного Перечня, помещения иного административного и общественного назначения независимо от площади должны быть оборудованы и подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией.

Как видно из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <адрес> построено до 2009 г. <данные изъяты> Оно является памятником истории и культуры Сусанинского района <данные изъяты>

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, администрация Сусанинского муниципального района передала в безвозмездное пользование администрации г.п.п. Сусанино здание, расположенное по адресу: <адрес> В силу п.2.6 договора администрация г.п.п. Сусанино взяла на себя обязательство содержать здание в соответствии с правилами технической эксплуатации, госпожнадзора<данные изъяты> Данный договор до настоящего времени является действующим.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Сусанинского муниципального района передала администрации г.п.п. Сусанино в собственность помещение второго этажа здания, расположенного по адресу: <адрес>      

Согласно п.13 Положения об администрации г.п.п. Сусанино Сусанинского муниципального района и п.2 ст. 31 Устава муниципального образования г.п.п. Сусанино Сусанинского муниципального района данная администрация является юридическим лицом. В силу названных актов ( п.1.2 Положения… и п.3 ст.31 Устава…) она осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Костромской области, решениями Совета депутатов, постановлениями главы поселения, Уставом муниципального образования, настоящим Положением, а также муниципальными правовыми актами Сусанинского муниципального района, принятого по вопросам местного значения межпоселенческого характера (п.1.2).

Согласно п.13 ст.7 Устава муниципального образования г.п.п. Сусанино Сусанинского муниципального района к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, сохранение памятников истории и культуры.

Из материалов дела следует, что в период с 3 по 6.05.2010 г. начальник ТО ГПН Сусанинского района Григоренко А.М. провел плановую выездную проверку выполнения администрацией г.п.п. Сусанино Сусанинского муниципального района обязательных требований пожарной безопасности на объектах названной администрации. В ходе проверки установлен ряд нарушений, в том числе, отсутствие в здании администрации автоматической установки пожарной сигнализации <данные изъяты>

Специалист ТО ГПН г.Буя и Буйского района Успенский О.А. пояснил следующее. Поскольку здание, занимаемой администрацией г.п.п. Сусанино, построено до 2009 г., то при разрешении данного спора следует руководствоваться требованиями ППБ 01-03 и другими актами. Так, согласно п.4 НПБ 110-03 здания и сооружения следует защищать соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации, независимо от площади, кроме зданий с мокрыми процессами, венткамер, помещений категории В4 и Д, лестничных клеток. В связи с этим, здание, занимаемое администрацией г.п.п. Сусанино, с учетом условий договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, в обязательном порядке должно быть оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации.

Таким образом, достоверно установлено, что в здании, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, что является нарушением требований НПБ 01-03 и НПБ 110-03.

Распоряжением главы администрации г.п.п. Сусанино от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по указанному адресу, признано аварийным и требующим капитального ремонта <данные изъяты> Установлено, что данная администрация и Совет депутатов до настоящего времени расположены в этом здании, где в полном объеме осуществляют свою деятельность, в том числе, прием граждан <данные изъяты> При таких обстоятельствах суд находит, что факт признания здания аварийным при разрешении данного спора значения не имеет.

ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» не содержит запретов на установку на данных объектах автоматической системы пожарной сигнализации.

Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, требования действующего законодательства, условия договора безвозмездного пользования здания от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что администрацию г.п.п. Сусанино необходимо обязать оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации.

Отсутствие у администрации г.п.п. Сусанино средств на установку автоматической системы пожарной сигнализации, само по себе, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку закон не ставит исполнение обязанности по соблюдению Правил пожарной безопасности в зависимость от наличия у учреждения

( организации) денежных средств.

Законные основания для возложения аналогичной обязанности на администрацию Сусанинского муниципального района отсутствуют.

Согласно п.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что для оборудования здания автоматической установкой пожарной сигнализации необходимы затраты времени и денежных средств, суд находит, что администрации г.п.п. Сусанино следует установить срок для исполнения решения суда - до 1.07.2011 г.

Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно штатного расписания в администрации г.п.п. Сусанино числится 14 работников ( из них - 2 работника находятся в отпуске по уходу за детьми) <данные изъяты> Ежедневно администрацию посещает различное количество граждан, что подтверждается записями журнала, представленного администрацией г.п.п. Сусанино <данные изъяты> Учитывая данные обстоятельства, суд находит, что круг граждан ( число граждан), которые каждый день будут находиться в здании администрации, определить невозможно.

При таких обстоятельствах суд учитывает, что заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных законом, для предупреждения причинении вреда, в том числе, жизни и здоровью граждан. Отсутствие автоматической пожарной сигнализации в здании администрации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а, соответственно, своевременной эвакуации и спасению людей в случае пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Поэтому доводы представителя администрации г.п.п. Сусанино о том, что прокурор не вправе был обратиться с указанным иском (также, как и иные доводы) суд не может принять во внимание, ввиду их необоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию г.п.п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области в срок - до 1 июля 2011 г. оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий :