Решение об обязании Администрацию г.о.г. Буя принять на учет в качестве нуждающего в жилом помещении, как лицо, награжденное знаком `Жителю блокадного ленинграда`.



         Дело 2-29

                                                                                                 

                 Р Е Ш Е Н И Е

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2011 года.

Буйский районный суд Костромской области в составе:

судьи Прыгуновой Ю.С.,

при секретаре Репша Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капралова Бориса Михайловича к Администрации г.о. г.Буй о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - незаконным, обязании администрации г.о. г.Буй принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;

                                                     УСТАНОВИЛ:

       В суд обратился Капралов Б.М. к администрации г.о. г.Буй о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В заявлении указано, что истец является жителем блокадного Ленинграда, не имеет в собственности жилого помещения, в настоящее время зарегистрирован по <адрес>, в котором невозможно проживать. .............г. ответчиком было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий его, Капралова Б.М., считает данный отказ незаконным и просит суд обязать администрацию г.о. г.Буй принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

       Определениями суда в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований относительно заявленных требований, со стороны ответчика привлечены - ОГУ «Центр социальных выплат» и департамент СЗН, О и П Костромской области.

В судебном заседании представитель истца Капралова Б.М. по доверенности Набатова Н.Б. поддержала исковые требования, показала, что отец снялся с регистрационного учета по адресу - <адрес> до продажи квартиры, т.е. ............г., в настоящее время зарегистрирован по адресу - <адрес>, указанный дом является нежилым. В 1984 году Капралову Б.М. была предоставлена квартира <адрес>, поскольку он работал на строительстве атомной станции, в 2001г. данная квартира была приватизирована его сыном А.Б., отец от участия в приватизации отказался. В 2007г. квартиру А.Б. продал, а отца зарегистрировал в доме, в котором проживать невозможно. Отцу негде было жить, и он 6 месяцев находился в социальном учреждении <адрес>, после чего она, Набатова, снимала ему жилье. В настоящее время он проживает по адресу: <адрес>, и она, Набатова, за ним ухаживает. Однокомнатная квартира принадлежит ее, Набатовой, мужу. Капралов Б.М. ветеран, инвалид 2 группы, <данные изъяты>, и за ним требуется постоянный уход. Дополнительно пояснила, что в 2007г. А.Б. потребовал от Капралова Б.М. из квартиры выписаться, воспользовавшись болезненным состоянием отца, т.к. квартиру хотел продать. После армии А.Б. взял большую ссуду в банке, квартира оказалась в залоге, а расплатиться по ссуде не смог. Стали из Банка требовать возврата денег, у Капралова Б.М. на этом фоне в 2007г. случился <данные изъяты>.

Представитель ответчика - администрации г.о. г.Буй по доверенности Коновалова Н.Б. не согласна с заявленными требованиями, считает, что снявшись с регистрационного учета из благоустроенной квартиры истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, после чего не прошло 5 лет. Кроме того, Капралов был зарегистрирован в благоустроенной квартире, в приватизации которой не участвовал, квартира по <адрес> была продана его сыном. Капралов Б.М. по ФЗ «О ветеранах» и Указу Президента РФ от 07.05.2008г. в редакции от 2010г. относится к льготной категории на получение жилья, поскольку был награжден знаком жителя блокадного Ленинграда. Капраловым в администрацию были представлены все документы, согласно ст. 18 ФЗ «О ветеранах» учетные дела на граждан формируются в Департаменте СЗН, О и П по КО, при малейшем сомнении дела возвращаются. Согласно представленным справкам дом принадлежит сыну истца С.А., сам истец собственности не имеет.

         Третьи лица, без самостоятельных требований относительно заявленных требований, со стороны ответчика - ОГУ «Центр социальных выплат» и департамент СЗН, О и П Костромской области в суд не явились, извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представлен отзыв ( л.д. 71, 90, 92).

       Суд, выслушав мнение представителей истца и ответчика, с учетом мнения третьих лиц, выслушав показания свидетелей, изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1).

Провозглашая право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации не ограничивает законодателя в выборе порядка обеспечения граждан жильем. Исходя из этого законодатель, конкретизируя в Жилищном кодексе РСФСР (с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации) конституционные положения о праве граждан на жилище, предусматривает обеспечение определенной категории граждан жилой площадью в первоочередном и внеочередном порядке (статьи 36 и 37). При этом Кодексом установлено, что первоочередное и внеочередное предоставление жилой площади может быть предусмотрено и иным законодательством.

Так, п.п. 3 п. 1 статьи 18 ФЗ РФ «О ветеранах» ( в редакции от 6 мая 2010г. №79-ФЗ, далее Закон) указывает, что лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии статьи 23.2 Закона -Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (2).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан - лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" ( п.3 п.п. 2).

На основании Указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» исключены из пункта 1 слова « до 1 мая 2010г.» по предоставлению жилья и исключено указание на «вставших на учет до 1 марта 2005г.».

Думой г.о. г.Буй на основании решения №16 от 29.12.2005г. установлены нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Буе, которые составляют в размере 15 кв.м. на одного человека при предоставлении жилого помещения ( л.д. 47). Администрацией городского округа город Буй вынесено постановление № 1557 от 30.12.2009г. « Об установлении уровня благоустройства жилых помещений в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории г.о. г.Буй», где указано - считать благоустроенными применительно к условиям г.о. г.Буй Костромской области жилые помещения, обеспеченные инженерными системами в совокупности: централизованное хозяйственно-питьевое холодное водоснабжение, централизованное водоотведение, отопление, газоснабжение, электроснабжение, горячее водоснабжение ( л.д. 48).

       Исследованными материалами дела установлено, что истец Капралов Б.М. является жителем блокадного Ленинграда ( л.д. 22), в связи с чем он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ( л.д. 5, 23), постановлением администрации г.о. г.Буй от 19.11.2010г. Капралову Б.М. отказано в удовлетворении заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.п.3 п.1 ст. 54 ЖК РФ ( л.д.6), Капралов Б.М. зарегистрирован в настоящее время по <адрес> с ноября 2007г. ( л.д. 9 ), ранее был зарегистрирован по адресу - <адрес> с с августа 1984г. по март 2007г. ( л.д.8, 41). <адрес> принадлежит С.А., сыну истца ( л.д. 12-21, 36, 38-39), износ здания Х%, указано, что жилой дом находится в стадии разрушения ( л.д. 11). Фактически истец проживает по адресу - <адрес>, данная квартира является однокомнатной и принадлежит С.А. ( л.д. 73-76). Ранее занимаемая <адрес> была приватизирована А.Б. и продана им по договору от июля 2007г. ( л.д. 42, 42 оборот, 43 ). Истец Капралов Б.М. перенес заболевания - <данные изъяты> ( л.д. 68), с с мая 2007г. по июнь2007г. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> ( л.д. 86). Капралов Б.М. является инвалидом 2-й группы с .........г. ( л.д. 91). Истец не имеет в собственности жилых помещений ( л.д.10-11), <адрес> была продана А.Б. по договору купли-продажи от ...........г. ( л.д.66, 67).

В ходе рассмотрения дела допрошены свидетели.

       Так, свидетель Г.А.показала, что Капралов Б.М. является её дядей, он работал на строительстве КАЭС, поэтому ему на семью была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Позднее квартира была приватизирована на сына истца - А.Б.., а дядя в приватизации не участвовал. Сын истца после армии взял ссуду в Банке, с которой расплатиться не смог, в залоге у Банка была указанная квартира, Капралов Б.М. был выписан из квартиры, когда банк заявил свои права на нее, а квартира была продана. Сейчас, где истец прописан - не знает, но проживает он вместе с семьей дочери в однокомнатной квартире.

       Свидетель Н.А. знает Капралова с 1995г. как поженились ее сын и Набатова Н.Б.. Вся семья Капраловых ранее проживала по адресу: <адрес>. Квартира была приватизирована только на сына истца, А.Б. не смог рассчитаться по ссуде и квартира была продана. У истца на фоне продажи квартиры случился инсульт, он лежал в больнице и стал инвалидом. Сейчас истец живет в квартире её сына по адресу: <адрес>, его дочь не собственник квартиры. Набатова Н.Б. с её сыном разведены, за Капраловым Б.М. нужен постоянный уход.

       Показания указанных свидетелей не противоречат материалам дела, так в ходе рассмотрения дела установлено, что ............г. между С.А. ( сыном истца и собственником <адрес>) и ООО «ХХХ» заключен договор займа , по которому передана сумма займа в размере жжжж рублей в рассрочку до июля 2007г., обеспечением обязательств являлась <адрес>, которая была передана в залог. А.Б.., как заемщик, недобросовестно выполнял обязательства по возврату суммы займа и процентов, неоднократно допускал просрочки, в 2007г. заем был возвращен, обязательства выполнены в досудебном порядке ( л.д. 70, 87).

       В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

       При рассмотрении дела установлено, что истец Капралов Б.М. имел основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

       Данные доводы подтверждены представителем истца, установлено, что не имело место со стороны истца намеренного ухудшения своих жилищных условий.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Пункт третий указывает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственникомв принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий и указывает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок ( п.п.3 п.1 ст. 54 ЖК РФ).

       Доводы ответчика - это допущенное со стороны истца Капралова Б.М. намеренное ухудшение своих жилищных условий, выразившееся снятием с регистрационного учета по адресу - <адрес>. Отказ мотивирован ссылкой на п.п.3 п.1 статьи 54 ЖК РФ.

       Действительно в марте 2007г. истец Капралов Б.М. выписался из <адрес>, принадлежащей его сыну А.Б.., данная квартира была продана А.Б. в июле 2007г. в связи с невыплатой задолженности по ссуде, где обеспечением обязательств являлась указанная квартира, находившаяся в залоге. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение и не оспорены ответчиком. Таким образом, суд не усматривает в действиях Капралова Б.М. намеренного ухудшения жилищных условий.

       Капралов Б.М. в настоящее время зарегистрирован в доме, имеющем износ 60% и находящемся в стадии разрушения, фактически проживает по адресу: <адрес>, собственником которой является С.А.. Капралов Б.М. не является членом семьи С.А..

       Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец имеет право для постановки на учет в Список, как гражданин, нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Исковые требования Капралова Б.М. к администрации городского округу город Буй о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - незаконным, обязании администрации г.о. г.Буй принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма - подлежат удовлетворению.

                     На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р е ш и л:

Исковые требования Капралова Бориса Михайловича к Администрации г.о. г.Буй о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - незаконным, обязании администрации г.о. г.Буй принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - удовлетворить.

Признать отказ администрации г.о. г.Буй в принятии на учет Капралова Бориса Михайловича в качестве нуждающегося в жилом помещении - незаконным.

Обязать администрацию городского округа города Буй Костромской области принять на учет Капралова Бориса Михайловича в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, награжденное знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Буйский районный суд.

Судья - Прыгунова Ю.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200