дело № 2-44 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 января 2011 года г. Буй Костромской области Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Прыгуновой Ю.С., при секретаре Репша Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврикова Владимира Алексеевича, Лаврикова Алексея Владимировича к Администрации городского округа г. Буй об обязании предоставить по договорам социального найма жилые помещения, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди; УСТАНОВИЛ: Лавриков В.А., Лавриков А.В. обратились в Буйский районный суд Костромской области с исковыми требованиями к администрации г.о.г. Буй об обязании представить жилые помещения указывая следующее. Лавриков В.А. зарегистрирован в <адрес>, а Лавриков А.В. в <адрес>. Актом межведомственной комиссии от ...........г., назначенной постановлением администрации г.о. г.Буй № от ..............г. жилой дом № отнесен к категории аварийных, непригодных для проживания. По результатам обследовании жилищного фонда поселка Пионерный г.Буя проведенного в декабре 2007г.. специализированной организацией ООО «<данные изъяты>» дома № и № признаны непригодными для проживания, ремонту или реконструкции не подлежат. Лавриковы указывают, что состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и неоднократно обращались в администрацию г.о. г.Буй с требованиями предоставить жилые помещения по договорам социального найма, ответы на обращения получены с фактическим отказом. Объективная нуждаемость в жилых помещениях имеется, к примеру дома № не существует. На основании изложенного истцы просят суд обязать администрацию г.о. г.Буй предоставить по договорам социального найма жилые помещения, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди. Определениями суда к участию в процессе в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика привлечены - ООО «Жилкомсервис», КУМИ администрации г.о. г.Буй, УФМС по Костромской области, со стороны истца - Лаврикова М.Х. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лавриковой В.А.. В ходе рассмотрения дела заявленные исковые требования уточнены, где истец Лавриков А.В. просил предоставить ему жилое помещение с учетом членов его семьи Лавриковой М.Х. и Лавриковой В.А.. Истцы Лавриков В.А. и Лавриков А.В. в суд не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя Нарышева А.В. ( л.д. 60-61). В судебном заседании представитель истцов Лавриковых В.А. и А.В. по доверенности Нарышев А.В. поддержал заявленные уточненные требования, пояснив, что ответчик в установленном законом порядке не может предоставить его доверителям жилые помещения, несмотря на то, что они состоят на учете в администрации г.о. г. Буй в качестве нуждающихся, что противоречит действующему законодательству. Считает, что исковое заявление Лавриковых обосновано и подлежит удовлетворению. Доводы ответчика о том, что они согласны только на предоставление равнозначного жилья, не состоятельны, поскольку в таком случае Лавриковы останутся в списках нуждающихся и ответчику придется предоставлять жилье по соцнорме. Просят предоставить два разных жилых помещения - на Лаврикова В.А., и Лаврикова А.В. с учетом семьи состоящей из трех человек. В судебном заседании представитель ответчика - администрации г.о. г.Буй Коновалова Н.Б., действующая на основании доверенности, пояснила, что с уточненным исковым заявлением согласны частично. Весь п. Пионерный признан непригодным для проживания в связи с износом конструкций домов. Не возражают против предоставлениям жилых помещений истцам, поскольку Лавриковы стоят в списках, в качестве нуждающихся с 1993г.. На ..........г. Лавриков В.А. стоит в списке под № 6 с составом семьи 2 человека, т.е. совместно с Лавриковым А.В.. Лавриков А.В. вместе со своей дочерью и супругой прописан у своей сестры Лукояновой в доме №. Лавриков А.В. стоит на очереди по дому №, но данный дом сгорел. Настаивает на предоставлении жилых помещений Лавриковым только по равнозначности, считает, что Лаврикову А.В. следует предоставлять жилое помещение с учетом его супруги и ребенка. Не ставит под сомнение довод Лавриковой М.Х. об отсутствии у нее и ребенка в собственности жилых объектов недвижимости. Социальная норма площади предоставления на одного человека составляет 15 кв.м., по типу благоустройства не отрицает то, что Лавриковым должны быть предоставлены благоустроенные жилые помещения. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, со стороны истца - Лаврикова М.Х., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Лавриковой В.А., ...........г.р., поддержала заявленные требования Лавриковым А.В., пояснив, что они с семьей проживают в пос. Пионерный, но поскольку у супруга разъездной характер работ, то иногда отсутствуют по месту регистрации. Просит суд предоставить жилое помещение Лаврикову А.В. с учетом интересов ее, Лавриковой М.Х., и ребенка - Лавриковой В.А.. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика - ООО «Жилкомсервис», КУМИ администрации г.о. г.Буй, УФМС по Костромской области в суд не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие ( л.д. 21, 45, 51, 73, 74). Суд, выслушав представителей истцов и ответчика, с учетом мнения третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ - 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В силу п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Согласно п.1 ч.1 ст. 14 ЖК РФ - к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда. На основании п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ - жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделяется в том числе и на муниципальный жилищный фонд, где жилые помещения принадлежат на праве собственности муниципальным образованиям. В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев ( ст. 57 ч.1 ЖК РФ). На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции, жилые помещения должны предоставляться по договорам социального найма вне очереди. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления ( ч.5 ст. 57 ЖК РФ). Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Действительно, в силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Однако, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма ( п.1 ст. 50 ЖК РФ). В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Администрацией городского округа г. Буй представлен перечень ветхого жилищного муниципального фонда составленный на 01.01.2007г., в данном списке указаныжилые дома №, № в п. Пионерный г. Буя ( л.д. 92-94 ), и муниципальная программа « Стимулирование развития жилищного строительства на территории городского округа город Буй в 2011-2015г.г.» (л.д.78-91). На основании заключений межведомственной комиссии от .............г., назначенной постановлением администрации г.о. г.Буй № от ..........г. жилой дом № отнесен к категории аварийных, непригодных для проживания (л.д.7-8). По результатам обследовании жилищного фонда поселка Пионерный г.Буя проведенного в декабре 2007г. специализированной организацией ООО «<данные изъяты>» дома № и № признаны непригодными для проживания, ремонту или реконструкции не подлежат. Данные факты установлены неоднократным рассмотрением иных гражданских дел по переселению из пос. Пионерный и не оспариваются представителем ответчика. В судебном заседании установлено, что Лавриков А.В. и Лавриков В.А. состоят в списке администрации г.о. г. Буй на улучшение жилищных условий ( л.д. 25-27, 63 ). Постановление о постановке на учет Лавриковых ответчиком не представлено. Суду представлены копия заявления, поданное истцом Лавриковым А.В. (жителем п. Пионерный г. Буя) в администрацию г.о. г.Буй о включении в очередь на получение жилья супругу Лаврикову М.Х. и дочь Лаврикову В.А., а также истец просил изменить очередность в списках на получение жилой площади жителей пос. Пионерный, а именно просил поставить его, Лаврикова А.В. и его семью под следующим номером за его отцом, Лавриковым В.А. ( л.д. 76), данное обращение ответчиком рассмотрено лишь в части требований по изменению очередности, где ответчиком отказано в удовлетворении требований Лаврикова А.В. ( л.д.77), члены семьи Лаврикова А.В. не включены в список очередности. Лавриковы В.А. и А.В. не имеют в собственности жилых объектов недвижимости ( л.д. 17-18), утверждение третьего лица Лавриковой М.Х. об отсутствии в собственности жилых объектов недвижимости у нее, Лавриковой М.Х., и у дочери Лавриковой В.А. не ставится под сомнение представителем ответчика. Истцы имеют регистрацию в пос. Пионерный на законных основаниях и по разным адресам ( л.д.36, 38, 51 -52, 53, 62-63). Лавриков А.В. зарегистрирован и проживает по адресу : <адрес> совместно с супругой Лавриковой М.Х. и дочерью Лавриковой В.А., площадь квартиры составляет Х кв.м. (л.д. 47, 4), а Лавриков В.А. зарегистрирован в доме №. Дома № и № пос.Пионерный находятся в муниципальном фонде. По утверждению представителя ответчика социальная норма площади предоставления на одного человека в г.о. г.Буй составляет 15 кв.м.. При разрешении данного спора следует решить вопрос о выборе нормы, подлежащей применению, суд учитывая представленные доказательства приходит к выводу, что поскольку Лавриковы признаны муниципалитетом нуждающимися в предоставлении жилых помещений ( л.д.63), то при предоставлении им жилых помещений следует руководствоваться не только ст. 89 ЖК РФ, но и ст. 57 ч.5 ЖК РФ, в противном случае не будет разрешен вопрос о снятии Лавриковых с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях. При указанных обстоятельствах, учитывая представленные суду документы и частичное согласие представителя ответчика - Администрации г/о г. Буй с исковыми требованиями, суд считает иск Лаврикова В.А., Лаврикова А.В., с учетом членов его семьи, к Администрации городского округа г. Буй об обязании предоставить по договорам социального найма жилые помещения, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди - удовлетворить. Жилые помещения следует предоставить по норме предоставления, поскольку истцы состоят на учете в администрации г.о. г.Буй в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, с у д РЕШИЛ: Исковые требования Лаврикова Владимира Алексеевича, Лаврикова Алексея Владимировича к Администрации городского округа г. Буй об обязании предоставить по договорам социального найма жилые помещения, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди - удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа г. Буй предоставить по договорам социального найма жилые помещения в границах городского округа г. Буй Костромской области с учетом нормы предоставления - Лаврикову Владимиру Алексеевичу, а также Лаврикову Алексею Владимировичу и членам его семьи Лавриковой Марем Хасановне и Лавриковой Виктории Алексеевне. Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения. Председательствующий Ю.С.Прыгунова