Дело № 2-51 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 февраля 2011 года Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Ивановой О.Ю., при секретаре Кудрявцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Сусанинского муниципального района о признании незаконным представления прокуратуры Сусанинского района, УСТАНОВИЛ: Глава администрации Сусанинского муниципального района Журавлев С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным представления прокуратуры Сусанинского района об устранении нарушений бюджетного законодательства. Полагает, что указанное представление вынесено незаконно, поскольку в данном случае в вину главе администрации и финансовому органу нельзя вменить нарушение требований ст.ст. 83, 242.2 БК РФ, в виде не уплаты в установленный срок денежных средств, по исполнительным листам взыскателя ОАО ФИО8», так как данные исполнительные листы на исполнение в финансовый отдел администрации Сусанинского муниципального района не поступали. В судебном заседании представитель главы администрации Сусанинского муниципального района, по доверенности Суманеева Е.А., заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнив, что в силу п. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 6 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокуратуры подлежит безотлагательному рассмотрению и безусловному исполнению в указанный в представлении срок. Полагает, что представление вынесено незаконно, поэтому его исполнение в установленный срок влечет нарушение прав и законных интересов заявителя, кроме того нарушит права других взыскателей, которые направили исполнительные листы в финансовый орган для исполнения. Считает, что ссылка в представлении на неисполнение соглашения между администрацией района и ОАО «ФИО9» о реструктуризации задолженности является также незаконной, поскольку на момент проведения проверки и вынесения представления указанное соглашение, как следует из самого его текста, было расторгнуто, поэтому не имело юридической силы. Представитель прокуратуры Сусанинского района, заместитель прокурора Плешкова Е.С. с заявлением главы администрации Сусанинского муниципального района не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. Полагает, что оспариваемое представление является законным и обоснованным. Исполнительные листы поступили на исполнение в финансовый орган администрации Сусанинского района в 2007-начале 2008 года, длительное время не исполнялись и были ими утеряны. Данное обстоятельство подтверждается заявлениями ОАО «ФИО10» о направлении исполнительных документов в финансовый отдел администрации района, представлением прокуратуры района от 2008 года и полученным на него ответом, а также объяснением главы администрации Журавлевым С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, кроме того по названным исполнительным документам частично была проплачена государственная пошлина, все это свидетельствует о том, что исполнительные документы направлялись в финансовый орган, но никаких мер главой администрации по их исполнению принято не было, что и послужило основанием для вынесения настоящего представления. Ссылка в представлении на неисполнение соглашения между администрацией района и ОАО «ФИО11» о реструктуризации задолженности является констатацией факта, а не указанием на нарушение главой администрации законодательства, в связи с неисполнением соглашения. Кроме того, полагает, что вынесенным прокуратурой представлением ни в какой мере не нарушаются права и законные интересы главы администрации района, поскольку изложенные в представлении факты констатируют нарушение закона, и обращают внимание на это руководителя, который вправе согласиться с изложенными в представлении сведениями или не согласиться, единственной обязанностью главы администрации является необходимость дать ответ по существу представления. Представитель финансового органа, заведующая финансовым отделом администрации Сусанинского муниципального района Серова О.В. в суде пояснила, что с вынесенным представлением она не согласна, поскольку указанных исполнительных документов в финансовый орган не поступало. Она в качестве заведующей работает с начала 2008 года, предыдущий заведующий Ш. передал ей только исполнительный лист по требований медстраха, все исполнительные документы регистрируются в специальный книге. О том, что в финансовом отделе нет исполнительных документов известно и ОАО «ФИО12». Действительно у района имеется кредиторская задолженность перед ОАО «ФИО13», так как о решениях суда им известно, поэтому по мере поступления денежных средств стараются ее погасить, поэтому были частично погашены расходы по оплате госпошлины. Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему: ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес главы администрации Сусанинского муниципального района направлено представление об устранений требований бюджетного законодательства. В частности в представлении указывалось, что арбитражным судом <адрес> выданы 13 исполнительных листов на взыскание с МО Сусанинский муниципальный район в пользу ОАО «ФИО14» задолженности и расходов по оплате госпошлины, исполнительные листы в соответствии с ч. 4 ст. 242.2 направлены на исполнение в финансовый отдел администрации Сусанинского района, однако, финансовым органом в установленный ст. 242.3 ч. 6 трехмесячный срок взыскание было не произведено, в связи с чем между администрацией района и ОАО «ФИО15» заключено соглашение о реструктуризации долга, которое также не исполняется. Глава администрации района никаких мер по обеспечению решений суда, установленных п. 2 ст. 83 БК РФ не принял, в частности не обратился в представительный орган Собрание депутатов с инициативой об увеличении бюджетных ассигнований для исполнения судебных решений по исполнительным листам ОАО «ФИО16». Кроме того, в представлении отмечено, что отсутствие денежных средств в бюджете на 2011 год исключает возможность исполнения указанных судебных актов в порядке п. 5 ст. 242.2 БК РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ч. 1 статьи 6 данного Федерального Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В полномочия прокурора входит внесение представлений об устранений нарушений закона. Согласно ч. 3 указанной статьи неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность. Исходя из ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации", находящейся в главе 1 «Надзор за исполнением законов» предметом надзора прокурора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. На основании ст. 24 названного ФЗ представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры. Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающее из его полномочий. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что представление прокурора может быть обжаловано в порядке главы 25 ГПК РФ, как влекущее за собой выполнение определенных обязанностей со стороны гражданина, должностного или юридического лица, в случае неисполнения которых могут наступить негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности. В соответствии со ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Согласно ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Статьей 242.2 БК РФ регулируются правоотношения по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Статья 242.3. БК РФ регулирует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений. Поскольку в соответствии с представленными документами и объяснениями участников исполнительные документы выданы на взыскание задолженности по оплате электроэнергии перешедшей от администраций сельских поселений к администрации района в порядке переуступки требований, то правоотношения по исполнению указанных документов не могут регулироваться нормами ст. 242.2 и 242.3 БК РФ. Ст. 83 БК РФ является общей и не содержит императивных предписаний, налагающих обязанность на главу администрации муниципального образования или финансовый орган совершить обязательные действия по исполнению решений суда. Поскольку в представлении не указано иных нормативных актов, кроме перечисленных, которые нарушены главой администрации, то представление нельзя признать законным. Не является законной и ссылка в представлении на неисполнение соглашения о реструктуризации долга, заключенного между администрацией района и ОАО «ФИО17», поскольку прокурорский надзор касается исполнения гражданами, должностными и юридическими лицами требований закона и не может распространяться на исполнение ими требований, вытекающих из договорных правоотношений. Кроме того, прокуратурой района не представлено доказательств о поступлении данных исполнительных листов в финансовый орган администрации Сусанинского района, копии сопроводительных писем ОАО «ФИО18» без входящего номера финансового органа и уведомления о получении таковыми не являются, не отрицает факт отсутствия исполнительных листов на момент прокурорской проверки и представитель прокуратуры. С учетом изложенного суд считает, что представление прокуратуры в адрес главы администрации Сусанинского муниципального района не основано на законе. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Признать незаконным представление прокурора Сусанинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О нарушении требований бюджетного законодательства». Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: