Дело № 2 - 43 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 января 2011 года Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Ивановой О.Ю., при секретаре Кудрявцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чугунова Александра Игоревича об обжаловании решения администрации городского поселения п. Сусанино, УСТАНОВИЛ: Чугунов А.И. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения муниципального образования городское поселение п. Сусанино. Просил признать решение № администрации муниципального образования городское поселение поселок Сусаннино Сусанинского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать администрацию муниципального образования городского поселения поселок Сусаннино Сусанинского муниципального района Костромской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, для последующей реализации его права на получение жилья. Восстановить срок для подачи настоящего заявления в связи с обжалованием им спорного решения № администрации муниципального образования городское поселение поселок Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области и с учетом получения ответа из прокуратуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением № администрации муниципального образования городское поселение поселок Сусаннино Костромской области ему было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием регистрации в <адрес>. Со ссылкой на ч. 1 ст. 27, ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» полагает, что определяющим моментом для возникновения права на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилья является место жительства, место регистрации является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Полагает, что трехмесячный срок для обращения в суд им пропущен по уважительной причине, так как он предварительно обращался в органы прокуратуры, ответ на свое заявление получил только ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Чугунов А.И. уточнил требования, просил суд восстановить ему срок на обжалование решения администрации городского поселения п. Сусанино об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося на получение жилья. Признать п. 1 решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и п. 2 Постановления Главы администрации городского поселения п. Сусанино от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в постановке его на учет на получение жилья незаконным. Обязать администрацию городского поселения п. Сусаннино поставить его на учет со дня подачи им заявления. Поддержал основания заявленных требований, изложенные в заявлении, дополнив, что с ДД.ММ.ГГГГ он проживал на территории <адрес> по адресу: <адрес>, в квартире собственником которой являлась П. и с которой у него были фактические брачные отношения. После прекращения фактических брачных отношений с собственником жилья он по решению <адрес> районного суда был выселен из названного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В настоящее время проживает в <адрес>. После отказа в постановке его на учет на получение жилья он обратился в органы прокуратуры, получил ответ только ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что отказ в постановке его на учет является незаконным. В силу юридической безграмотности он полагал, что органы прокуратуры самостоятельно выступят в защиту его интересов в суде, и поэтому направил заявление в суд только после получения ответа из прокуратуры. Администрация городского поселения п. Сусанино своего представителя в судебное заседание не прислала, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. ст. 254, 256 ГПК РФ гражданин может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятия заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. ДД.ММ.ГГГГ Чугунов А.И. обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении его жилищных прав, ответ из прокуратуры датирован ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ Чугунов А.И. обращается в суд с названным заявлением. С учетом изложенного суд полагает, что пропущенный в связи обращением в прокуратуру области срок на подачу заявления является уважительным и подлежит восстановлению. В суде установлено: пунктом 1 решения жилищной комиссии администрации городского поселения п. Сусаннино от ДД.ММ.ГГГГ и п. 2 Постановления главы администрации городского поселения п. Сусанино Чугунову А.И. отказано в постановке на учет на получение жилья. Основание отказа указано: отсутствие регистрации на территории <адрес>. Статьями 27 и 40 Конституции РФ гарантировано право каждого гражданина на выбор места жительства и жилище. Ограничение конституционных прав граждан возможно только федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, правом на предоставление жилых помещений по договорам социального найма обладают граждане, признанные нуждающимися в предоставлении таких жилых помещений. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Костромской области установлен Законом Костромской области от 22.11.2005 N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Согласно ч.1 ст.4 указанного Закона Костромской области, на учет принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным законодательством. Данное положение дублируется и в п. 7 «Порядка учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного решением Совета депутатов городского поселения п. Сусаннино Сусанинского муниципального района Костромской области №20 от 27 апреля 2007 года. Как следует из вышеприведенных нормативных актов принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется по месту жительства, поэтому реализация данного права не зависит от наличия либо отсутствия регистрации. Данное положение соответствует и позиции Верховного Суда РФ, который в своем определении от 16.04.2002 N КАС02-176 «Об отмене решения Верховного Суда РФ от 08.02.2002 N ГКПИ2001-1802 и признании частично незаконным абзаца 1 пункта 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335» указывает, что понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. В силу ст. 3 названного Закона РФ, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Данное положение подтверждено и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московский области, Ставропольского края, Воронежской области, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы. Таким образом, решение жилищной комиссии городского поселения пос. Сусанино и об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по причине отсутствия регистрации по месту жительства и постановление главы администрации городского поселения п. Сусанино № от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившее данное решение не основано на законе. Довод Чугунова А.И., что он постоянно проживает на территории <адрес> подтверждается решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым Чугунов А.И. выселен с постоянного места жительства, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета. Поэтому поскольку единственным основанием для отказа в постановке учет на получение жилья Чугунову А.И. было отсутствие регистрации заявителя по месту жительства суд полагает, что Чугунова А.И. следует поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения <адрес>. Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Восстановить Чугунову Александру Игоревичу срок на обжалование решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Главы администрации городского поселения п. Сусанино от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке его на очередь на получение жилья. Признать п. 1 Решения жилищной комиссии городского поселения п. Сусанино от ДД.ММ.ГГГГ и п. 2 Постановления главы администрации городского поселения п. Сусаннино от ДД.ММ.ГГГГ за № в части отказа Чугунову Александру Игоревичу в постановке на учет на получение жилого помещения незаконным. Обязать администрацию городского поселения п. Сусаннино поставить Чугунова Александра Игоревича на учет на получение жилья. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: