Дело № 2 - 281 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 июня 2010года. Буйский районный суд Костромской области в составе: федерального судьи Прыгуновой Ю.С., при секретаре Репша Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стаценко Надежды Демьяновны и Горбуновой Елены Николаевны к межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства №1 Костромской области, департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об индексации чернобыльских выплат с ДД.ММ.ГГГГ со взысканием образовавшейся задолженности, и обязании выплачивать проиндексированные суммы с ДД.ММ.ГГГГ; УСТАНОВИЛ: Стаценко Н.Д. и Горбунова Е.Н. обратились в суд с исковыми требованиями к межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства №1, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об обязании произвести начисление проиндексированной денежной компенсации чернобыльских выплат с ДД.ММ.ГГГГ со взысканием образовавшейся задолженности, и обязании выплачивать проиндексированные суммы с ДД.ММ.ГГГГ. В заявлениях указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Горбунова Е.Н., а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Стаценко Н.Д., находились на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Стаценко является инвалидом по общему заболеванию. Как участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в соответствии с ФЗ « О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на ЧАЭС» получают : - ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты> руб., и ежегодную компенсацию на оздоровление. Индексация к данным компенсациям с учетом МРОТ не применялась. Постановлением Пленума ВС РФ № 26 от 20.12.2005г. предусмотрено для индексации компенсационных выплат применение коэффициентов МРОТ с 01.07.2000г. - 1,581; с 01.01.2001 г. - 1,515. В соответствии с п.6 Постановления ВС РФ от 12.12.2000г. в редакции от 05.04.2005г. №7 они, Стаценко и Горбунова, просят суд определить индекс роста величины прожиточного минимума за год, как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для трудоспособного населения \ пенсионеров \ за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для трудоспособного населения \ пенсионеров \ за предыдущий год, и данные коэффициенты применить при расчете индексации за 2002-2003г.г.. Просят применить вариант ежегодной индексации за 2004 год по индексу роста прожиточного минимума - 1,189, определенному в соответствии с ФЗ РФ №31 от 26.04.2004г., поскольку он является более выгодным. Начиная с 2005 года, истцы просят проиндексировать суммы выплат по установленным коэффициентам ФЗ «О Федеральном бюджете» за 2005 г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г. и 2010г. в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, т.е. на 2005 год применить коэффициент - 1,11, на 2006 год - 1,085 и на 2007г. - 1,09, 2008г. - 1,07, 2009г. - 1,105, 2010г. - 1,07. Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика ОГУ «Центр социальных выплат». Определением суда данные требования Стаценко и Горбуновой объединены для рассмотрения в единое производство. В судебном заседании истцы Стаценко Н.Д. и Горбунова Е.Н. настаивали на заявленных требованиях по доводам, изложенным в исковых заявлениях. Дополнительно пояснили, что за период с 2000г. по 2004г. индексация компенсационных выплат не проводилась, что привело к обесцениванию указанных выплат. Истица Стаценко Н.Д. просила учесть, что с 2003 г. является инвалидом по общему заболеванию 2-й группы, причинная связь между возникшими заболеваниями и ликвидацией последствий на ЧАЭС не установлена и по настоящее время, несмотря на прохождение неоднократного лечения. Истица Горбунова Е.Н. пояснила, что не имеет инвалидности, просила учесть, что компенсационные выплаты не индексировались на протяжении с 2001 по 2004г.г., в связи с чем данные выплаты обесценились. Представитель ответчика - межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №1, по доверенности Кокошникова М.Н. с исковыми требованиями не согласна, считая, что надлежащим ответчиком Отдел не является. Компенсационными выплатами с 01.07.2008г. занимается ОГУ «Центр социальных выплат». Представитель ответчика - ОГУ «Центр социальных выплат» в суд не явился, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствии, представив отзыв. Представитель ответчика - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представив отзыв. Также в суд не явился представитель третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика - представитель Управления Федерального казначейства по Костромской области. Извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представив отзыв. Суд, выслушав мнения истцов, представителя ответчика, специалиста, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему. Из статей 1,2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Нормы Закона в редакции, действовавшие до 01.01.2002 года, предусматривали размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в суммах, определенных в размере от МРОТ - соответственно 2 МРОТ и 3 МРОТ, то есть выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»( в ред. Федерального Закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 указанного Закона. Согласно ст. 5 ч. 3 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ от 26.04.2004 года №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным Законом от 7 августа 2000 года №122 -ФЗ « О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе и в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 ст.4 ФЗ от 7.08.2000 г. №122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П « По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18.06.1992г. « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ от 24.11.1995 года и от 12.02.2001г.), Федеральных Законов от 12.02.2001г. « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года « О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 200о года « О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы. Конституционный Суд РФ также указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ ( ч.3 ст. 5 базового закона в редакции от 12.02.2001г.). Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004г. №847, от 7.05.2005г. №292, от 25.04.2006г. №246 и от 21.03.2007г. №171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007г.г. ( и так далее) размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и по предъявленным суммам. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005г. №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006г.г. недополученных сумм. Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеназванным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Судом установлено, что истцы Стаценко и Горбунова являются ликвидаторами последствий катастрофы на ЧАЭС. В материалы дела представлены сведения по произведенным выплатам в виде ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров за период с 2000 г. с их индексацией в последующем и в виде ежегодной денежной компенсации за вред здоровью ( на оздоровление) за 2000 и по настоящее время также с последующей их индексацией. Также Стаценко и Горбуновой представлен расчет по исковым требованиям, данный расчет произведен по индексации компенсационных выплат по коэффициентам с учетом МРОТ с 01.07.2000г. - 1,581; с 01.01.2001 г. - 1,515 и далее применять коэффициент как индекс роста величины прожиточного минимума за год, т.е. соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для трудоспособного населения \ пенсионеров \ за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для трудоспособного населения \ пенсионеров \ за предыдущий год, т.о. предложен иной порядок индексации компенсационных выплат, чем указанный в Постановлениях Правительства РФ. Специалист ФИО1, после разъяснения ст. 188 ГПК РФ, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ. прошла реорганизация территориальных отделов соцзащиты, в результате которой был создан Центр социальных выплат, все личные дела ликвидаторов и инвалидов ЧАЭС были переданы в ОГУ «ЦСВ». С ДД.ММ.ГГГГ данными выплатами занимается именно ОГУ «Центр социальных выплат». За 2001-2004г.г. данные выплаты не индексировались, где-то с лета 2004г. компенсационные выплаты индексировались на основании Постановлений Правительства РФ. По данным категориям выплат в ОГУ «ЦСВ» работала контрольно-ревизионная комиссия, но никаких недоплат по данной категории граждан выявлено не было, наоборот были выявлены не значительные переплаты. При индексации компенсационных выплат они, работники ЦСВ, руководствуются Постановлениями Правительства РФ, а не судебной практикой. Доводы искового заявления в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения. Истцы считают необходимым проиндексировать суммы компенсационных выплат за 2001-2004г.г. по сложившейся судебной практике, что противоречит механизму индексации установленному Правительством РФ. За указанные годы индексация проведена в 2005-2006г.г., однако ОГУ «ЦСВ» и Управлением Федерального казначейства по Костромской области сведения по данной индексации не представлены, не представлены они и истцами. Суд, учитывая изложенное, приходит к выводу, что выплачиваемые истцам компенсации не подлежат индексации ( в порядке указанном в расчете), поскольку денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрены п.22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», они не входят в объем выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме и Постановлениями Правительства указанными выше установлен размер их индексации. В соответствии с данными Постановлениями Стаценко и Горбуновой была произведена индексация указанных сумм. Требование истцов о возложении на ответчика обязанности и в дальнейшем индексировать выплаты в соответствии с законодательством является не правомерным и не подлежит также удовлетворению, поскольку механизм индексации данных сумм определен Постановлениями Правительства РФ и проводится ответчиком, что подтверждается представленными справками. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В исковых требованиях Стаценко Надежды Демьяновны и Горбуновой Елены Николаевны к межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства №1 Костромской области, департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об индексации чернобыльских выплат с ДД.ММ.ГГГГ со взысканием образовавшейся задолженности, и обязании выплачивать проиндексированные суммы с ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья - Прыгунова Ю.