2-205/2010 (2-835/2009;) ~ М-877/2009



Дело № 2 - 205

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2010 года

Сусанинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Ивановой О.Ю.,

с участием прокурора - помощника прокурора Сусанинской районной прокуратуры Виноградовой К.С.,

при секретаре Кудрявцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусанинского района к администрации Сокиринского сельского поселения, администрации Сусанинского муниципального района об обязании принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов на полосе отвода «подъезд к Межаково»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сусанинского района, действуя в интересах прав, свобод и законных интересов на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Сусанинского муниципального района и администрации Сокиринского сельского поселения с требованием обязать администрацию Сусанинского муниципального района, администрацию Сокиринского сельского поселения Сусанинского района принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов на полосе отвода (с правой стороны) автодороги общего пользования, «подъезд к Межаково», в 600 метрах от автодороги регионального значения «Кострома-Буй».

Свои исковые требования прокурор обосновал тем, что в ходе проведенной проверки выявлено несанкционированное размещение отходов твердого бытового мусора на полосе отвода (с правой стороны) автодороги общего пользования «подъезд к Межаково», в 600 метрах от автодороги регионального значения «Кострома-Буй». Со ссылкой на ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полагает, что обязанность по надлежащему содержанию полосы отвода автомобильных дорог возложена на собственника данной дороги, каковым является администрация Сусанинского муниципального района. Кроме того в соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данное положение продублировано в ст. 7 Устава Сокиринского сельского поселения. С учетом изложенного полагает, что администрация Сусанинского муниципального района и администрация Сокиринского сельского поселения должны принять меры по ликвидации вышеназванной свалки.

В последствии прокурор исковые требования уточнил просил суд обязать администрацию Сусанинского муниципального района ликвидировать несанкционированное размещение отходов на полосе отвода (с правой стороны) автодороги общего пользования «подъезд к Межаково», в 600 метрах от автодороги регионального значения «Кострома-Буй». Обязать администрацию Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района ликвидировать несанкционированное размещение отходов за полосой отвода (с правой стороны), расположенное на землях Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района, автодороги общего пользования, «подъезд к Межаково», в 600 метрах от автодороги регионального значения «Кострома-Буй».

Представитель прокуратуры Сусанинского района Виноградова К.С. в суде поддержала основания и мотивы заявленных требований, изложенные в исковом заявлении.

Глава администрации Сокиринского сельского поселения Виноградова Т.Б. первоначально исковые требования касающиеся Сокиринского сельского поселения признала, затем не признала, указав, что действительно в 600 метрах от автодороги Кострома-Буй на дороге «подъезд к Межаково» имеется несанкционированная свалка с бытовыми отходами, а также строительным мусором, которая расположена как на дороге и обочине дороги, ведущей к Межаково, так и дальше, вправо от дороги на земле поселения. Считает, что жители поселения не могли складировать в названном месте мусор, это сделали организации, проводившие ремонт в п. Сусанино, поэтому они и должны убирать ее. Денег на уборку свалки в поселении нет.

Представитель администрации Сусанинского муниципального района, по доверенности Лукоянов Д.Н. исковые требования прокурора не признал, указав, что исковые требования не конкретизированы: не указано точное местоположение свалки, ее размеры. Полагает, что прокуратурой не представлено доказательств, подтверждающих нахождение отходов на полосе отвода автомобильной дороги «подъезд к Межаково», представленные фотографии нельзя считать таковыми, поскольку на них указана дата ДД.ММ.ГГГГ, справка о размерах полосы отвода, представленная ДЭП-6, также не может служить доказательством поскольку ДЭП-6 не осуществляет постоянное обслуживание данной дороги. Кроме того полагает, что несанкционированную свалку должны ликвидировать собственники размещенных на ней отходов. С учетом изложенного в иске просит отказать.

В суде установлено: В 600 метрах от автомобильной дороги Кострома-Буй по дороге «подъезд к Межаково» справой стороны расположена свалка бытовых отходов. Земельный участок, на котором расположена дорога «подъезд к Межаково» в соответствии с Постановлением Главы администрации Сусанинского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства на право бессрочного пользования землей находился в пользовании Управления «Костромаавтодор». Согласно Постановления главы администрации Сусанинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ данное право ОГУ «Костромаавтодор» прекращено. В соответствии с п. 1 Постановления Губернатора Костромской области от 31.10.2005 года «О передаче автомобильных дорог в муниципальную собственность» в муниципальную собственность Сусанинского района передана в том числе и автомобильная дорога «подъезд к Межаково» протяженностью 4.1 км. Исходя из акта приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях и выписки из реестра, автомобильная дорога «подъезд к Межаково» протяженностью 4.1 км. числится в казне администрации Сусанинского муниципального района, что подтверждено и допрошенной в судебном заседании ФИО1 - заместителем заведующей отдела по экономики, земельным и имущественным отношениям администрации Сусанинского района. На основании Приложения №1 к Постановлению главы администрации Сусанинского муниципального района №27 от 26.01.2007 года «Перечень автомобильных дорог, переданных в муниципальную собственность» протяженность автодороги «подъезд к Межаково» составляет 4.1 км., занимаемая площадь земли под ней 4.1 га. Допрошенный специалист-эксперт территориального отдела №1 Роснедвижимости по Костромской области Свидетель 1 показал, что для того, чтобы выяснить сколько занимает полоса отвода автомобильной дороги нужно количество отведенной под дорогу земли разделить на протяженность дороги, то есть в данном случае гектары на километры, поэтому полоса отвода автомобильный дороги «подъезд к Межаково» составит 10 метров. В соответствии со справкой ГПКО ДЭП-6 усредненная полоса отвода автомобильной дороги «подъезд к Межаково» составляет 10 метров.

Допрошенный в суде главный инженер ГПКО ДЭП-6 ФИО2 показал, что полоса отвода состоит из проезжей части, обочины, откоса и кювета. Полоса отвода считается от середины дороги, если есть от осевой линии, в данном случае, если считать от середины дороги, то она идет по пять метров вправо и влево. Он вместе с работниками прокуратуры осенью 2009 года был в месте расположения свалки на дороге «подъезд к Межаково» в 600 метрах от автодороги Кострома-Буй, видел, что мусор находится на проезжей части дороги, обочине, откосе, в кювете и веером расходится дальше до оврага.

О наличии свалки в указанном месте и о расположении отходов как на проезжей части дороги, так и справа от дороги «подъезд к Межаково» показали свидетели Свидетель 1 и Свидетель 2

Полоса отвода автомобильной дороги «подъезд к Межаково» граничит с землями Сокиринского сельского поселения, что подтверждается показаниями свидетеля Свидетель 1, не отрицается и ответчиками.

То есть свалка, находящееся в 600 метрах от автодороги Кострома-Буй в сторону д. Межаково находится как на полосе отвода автомобильной дороги, находящейся в собственности Сусанинского муниципального района так и на земле Сокиринского сельского поселения.

Федеральным Законом Российской Федерации от 08.11.2007 №257-ФЗ ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано понятие автомобильной дороги, согласно которого автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст. 3 ФЗ). В соответствии с названным законом под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п. 15 ст. 3 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ)

На основании ч. 1, 5 ст. 25 названного ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.

Исходя из ст. 6 данного Федерального Закона к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 15 вышеназванного Федерального Закона к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 13 Федерального Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 11 статьи);

Сатьей 3 Федерального Закона даются понятий содержания дорог и дорожной деятельности - как комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Министерство транспорта Российской Федерации своим Приказом от 12 ноября 2007 г. N 160 утвердило «Классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», которая распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации. Раздел IV определяет классификацию работ по содержанию автомобильных дорог. В соответствии с п. а ч. 1 ст. 12 которого в состав работ по полосе отвода входят поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах.

С учетом изложенного можно сделать вывод, полоса отвода дороги общего пользования «подъезд к Межаково» представляет собой земельный участок, на котором находится проезжая часть, обочина, откос и кювет, ширина которой составляет 10 метров, по пять метров от центра дороги в каждую сторону. Надлежащее содержание данной дороги является обязанностью администрации Сусанинского муниципального района как собственника дороги. Оснований освобождения администрации района от надлежащего содержания полосы отводы названной дороги в связи с не проведением планировки, принадлежащей им территории и надлежащего оформления документации по полосе отвода не имеется, поскольку не исполнение одних нормативных актов не является основанием для освобождения от исполнения других норм закона.

Земля за полосой отвода автодороги «подъезд к Межаково» в месте расположения свалки относится к территории Сокиринского сельского поселения.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Аналогичное требование закреплено в ст. 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и в п. 18 ч. 1 ст. 7 Устава Сокиринского сельского поселения Сусанинского района Костромской области.

В части 4 статьи 4 вышеназванного Федерального Закона об отходах раскрываются положения статьи 226 Гражданского кодекса РФ, в ней установлено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок (водоем или иной объект), где находятся брошенные отходы, имеет право обратить их в собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. С учетом этого можно сделать вывод, что обязанность по ликвидации брошенных собственником отходов возлагается на того, на чьей территории они находятся. При этом исходя из приведенных выше положений нормативных актов следует, что обязанность по ликвидации отходов брошенных на территории муниципальных образований возлагается на эти муниципальные образования.

Суд проверил доводы ответчика, что собственниками размещенных на дороге «подъезд к Межаково» отходов являются ООО «Комунводсервис» или ООО «УК «Наш дом», которые в соответствии с Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» и должны нести обязанность по утилизации указанных отходов и не нашел их соответствующими действительности. Допрошенные в суде директор ООО «Коммунводсервис» ФИО3 и начальник Сусанинского участка ООО «УК «Наш дом» ФИО4 показали, что отходы они в названное место не свозят. Иных доказательств о принадлежности вышеназванным организациям отходов, складируемых в 600 метрах от автодороги «Кострома-Буй» на дороге «подъезд к Межаково» ответчиками не представлено. Кроме того, допрошенная в качестве свидетеля Свидетель 2 показала, что летом и в начале осени 2009 года отходы в указанном месте складировали в основном физические лица, сначала днем, а затем под покровом темноты.

Суд не считает требования заявленные прокуратурой о местонахождении свалки неконкретными, поскольку местонахождение свалки указано достаточно подробно, у ответчиков в ходе судебного заседания не возникало сомнений о какой именно свалке идет речь, так как представляя доказательства в обоснование своих возражений они достаточно подробно описывали саму свалку и ее местонахождение.

С учетом изложенного суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Сусанинского муниципального района Костромской области ликвидировать несанкционированное размещение отходов на полосе отвода автомобильной дороги общего пользования «подъезд к Межаково» справой стороны, в 600 метрах от автомобильной дороги регионального значения Кострома-Буй.

Обязать администрацию Сокиринского сельского поселения Сусанинского района Костромской области ликвидировать несанкционированное размещение отходов, находящееся на земле поселения с правой стороны автомобильной дороги «подъезд к Межаково» в 600 метрах от автомобильной дороги Кострома-Буй.

Взыскать с администрации Сусанинского муниципального района и администрации Сокиринского сельского поселения в доход соответствующего бюджета государственную пошлину по <данные изъяты> рублей с каждой.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Сусанинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:         

-32300: transport error - HTTP status code was not 200