Дело №2-203 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 января 2010 года Сусанинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Ивановой О.Ю., при секретаре Кудрявцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Валентина Борисовича к МП «Аптека №14» о взыскании убытков и компенсации морального вреда, установил: Морозов В.Б. обратился в суд с иском к МП «Аптека №14» о взыскании убытков и компенсации морального вреда, указывая, что он, как инвалид 2 группы входит в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными средствами согласно статьи 6.2 Федерального Закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Он должен получать бесплатно лекарственные средства согласно выписанных рецептов в МП «Аптека №14», расположенном по адресу: <адрес>. Однако, ответчик отказал ему в отпуске бесплатно препарата «Конкор» в количестве двух упаковок с дозировкой 2.5 мг по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку данный препарат ему необходим ежемесячно, он вынужден был дважды ездить в <адрес> и покупать положенное ему бесплатно лекарство за наличные средства, в результате чего понес убытки - оплату проезда до <адрес> и обратно, а также нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях в связи с опасностью прогрессирования его болезни. С учетом изложенного просил запретить МП «Аптека №14» осуществлять задержку в выдаче льготных лекарственных средств свыше 10 дней с момента предъявления им рецепта врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи; взыскать с ответчика <данные изъяты> в счет понесенных убытков на приобретение лекарственного средства «Конкор» и транспортных расходов и <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда. В судебном заседании истец отказался от исковых требований в части взыскания с ответчика <данные изъяты>, отказ принят судом, и дело в этой части производством прекращено. Оставшиеся исковые требования уточнил, просил суд запретить МП «Аптека №14» осуществлять задержку в выдаче льготных лекарственных средств свыше <данные изъяты> дней с момента предъявления им рецепта врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи; обязать МП «Аптека №14» выдать ему бесплатно лекарственное средство <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> таблеток дозировкой <данные изъяты> мг в соответствии с рецептом серии № от ДД.ММ.ГГГГ и бесплатно лекарственное средство <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> таблеток дозировкой <данные изъяты> мг. по неполученному рецепту за ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с МП «Аптека №14» в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей. Дополнив основания заявленных требований тем, что лекарство по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ им вообще не получено, а рецепт на выдачу бесплатно лекарственного средства <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ года ему вообще не выписывался. Лекарство по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ им получено в ДД.ММ.ГГГГ. Указав в дополнение к обоснованию перенесенных нравственных страданий, что в следствие не выдачи ему в установленный срок лекарственных средств у него поднялось давление, совершая поездки в г. Кострому он ухудшил состояние своего здоровья, кроме того полагает взыскание в счет компенсации морального вреда указанной им суммы будет являться наказанием за действия ответчика по не надлежащему исполнению своих обязанностей. Представитель ответчика заведующая МП «Аптека №14» Короткая С.Н. исковые требования Морозова В.Б. не признала, указав, что действительно Морозов В.Б. имеет право на бесплатный отпуск лекарственных средств по рецептам врача как инвалид <данные изъяты>. МП «Аптека №14» обеспечивает бесплатными лекарственными средствами население Сусанинского района. Препарат ConcorCor входит в Перечень лекарственных средств, подлежащих бесплатной выдаче лицам, имеющим право на дополнительное лекарственное обеспечение, согласно выписанным рецептам. В Перечне указывается международное номенклатурное наименование лекарства (МНН) Бисопролол; его торговые названия <данные изъяты> с дозировкой <данные изъяты> мг, Конкор с дозировкой <данные изъяты> мг, Коронал, Бидоп - это все одно и тоже лекарство. Кроме того есть аналог данного лекарства: по МНН - Миторолол, его торговые названия Митопролол, Вазокордин, Эгилок, Митокарт, Беталок. Все перечисленные лекарства относятся к группе «Бетаблокаторы» и оказывают одинаковое воздействие на организм. Поставщик поставляет в аптеку лекарственные средства по ДЛО в определенном количестве, в сентябре - ДД.ММ.ГГГГ лекарственного средства <данные изъяты> № поступило 34 упаковки - ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ все было реализовано. Поэтому, когда Морозов В.Б. пришел с рецептом на получение указанного препарата ДД.ММ.ГГГГ, в наличии его не было. Она зарегистрировала рецепт в Журнале неудовлетворенного спроса ДЛО, проинформировала об этом поставщика, но в связи с тем, что в течение месяца требуемое лекарственное средство в аптеку не поступило, она возвратила рецепт в МУЗ «Сусанинская ЦРБ» как неудовлетворенный. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен лекарством ДД.ММ.ГГГГ. Рецепта на бесплатную выдачу лекарственного средства ConcorCor, датированного ДД.ММ.ГГГГ Морозовым В.Б. не предъявлялось. Представитель третьего лица МУЗ «Сусанинская ЦРБ» по доверенности Сиротина Л.Л. исковые требования Морозова В.Б. не признала, указав, что он действительно имеет право на получение бесплатно лекарственных средств на основании рецепта врача как инвалид <данные изъяты>, которые он получает в МП «Аптека №14». Пенсионный фонд направляет в МУЗ «Сусанинская ЦРБ» регистр лиц, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение. На основании данного регистра и потребности на необходимые лекарственные средства формируется сводная заявка. Причем итоговая сумма заявки по муниципальному образованию должна соответствовать сумме финансовой квоты, определенной с учетом норматива финансового обеспечения, утвержденного Постановлением Правительства РФ на соответствующий период. С учетом изложенного Департаментом здравоохранения установлен норматив финансовых затрат, который в ДД.ММ.ГГГГ на одного льготника составил <данные изъяты> рублей. Исходя из полученных указаний врач, формируя потребности, указывает все лекарственные средства необходимые пациенту, но подчеркивает основное лекарственное средство, в частности у Морозова В.Б. основное лекарственное средство является Престариум, но, кроме того ему еще необходим Аспикор и Конкор. На основании всех заявок лечебно-профилактических учреждений области формируется свободная заявка в Костромской области, в частности была сформирована сводная заявка Костромской области на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на четыре месяца. После чего проводятся торги на поставку лекарственных средств, по итогам которых в заявки муниципальных образовании могут быть внесены изменения. С учетом изложенного полагает, что МП «Аптека №14» в ДД.ММ.ГГГГ года была обеспечена лекарственным препаратом ConcorCor в количестве не достаточным для удовлетворения всех больных, имеющих право на бесплатное получение данного препарата. Поэтому не был обеспечен лекарством рецепт Морозова В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, который поступил в МУЗ «Сусанинская ЦРБ» и был уничтожен как необеспеченный. Третье лицо ГУ отдел пенсионного фонда РФ по Сусанинскому району своего представителя в суд не прислало, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежаще. Третье лицо ЗАО МСК «Солидарность для жизни» своего представителя в суд не прислал, прислал письмо с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя. Требования Морозова В.Б. считают обоснованными и поддерживают по следующим основаниям: препарат Конкор входит в Перечень препаратов дополнительного лекарственного обеспечения Костромской области. Морозов В.Б. должен быть обеспечен данным препаратом в аптеке по рецепту МУЗ «Сусанинская ЦРБ» с последующей компенсацией стоимости препарата Департаментом здравоохранения Костромской области в соответствии с заключенными договорами. В суде установлено и никем из сторон не оспаривается, что Морозов Валентин Борисович, являясь инвалидом <данные изъяты>, имеет право на дополнительное лекарственное обеспечение. Для лечения его заболевания необходимы следующие лекарственные средства: <данные изъяты> Исходя из медицинской карты истца и показаний его лечащего врача ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Морозов В.Б. был на приеме с жалобами на боль за грудиной и головную боль, был поставлен диагноз: ишемическая болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз, в связи с чем ему были выписаны рецепты на получение бесплатно лекарственных средств с торговыми названиями Престариум и <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Морозов В.Б. был на приеме у врача с жалобами на слабость, головную боль. Поставлен диагноз: ишемическая болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз, в связи с чем ему были выписаны рецепты на получение бесплатно лекарственных средств с торговыми названиями <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ осмотрен кардиологом областного кардиологического центра, ДД.ММ.ГГГГ был на приеме у врача-терапевта, при осмотре у всех специалистов истцу был поставлен диагноз: ишемическая болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз, ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на получение бесплатно лекарственного средства Престариум. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на бесплатное получение лекарственного средства <данные изъяты> Морозовым был обеспечен лекарственным средством. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ лекарственным средством <данные изъяты> не обеспечен, согласно записи № в Журнале неудовлетворенного спроса ДЛО возвращен в Сусанинскую ЦРБ. В декабре рецепта на бесплатное получение Морозовым лекарственного средства ConcorCor лечащим врачом истца выписано не было, и такой рецепт им в аптеку не предъявлялся. В соответствии с п. 8 ст. 6.1. Федерального Закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального Закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого Федерального закона, набора социальных услуг включаются определенные социальные услуги, в частности, дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения. Согласно части 2 этой статьи перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В силу пункта 5 статьи 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" предусмотрено, что порядок отпуска лекарственных средств определяется и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что установлено в пункте 1 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, основываясь на указанных нормах закона, своим Приказом от 29 декабря 2004 года N 328 утвердило Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с п. 2.1. которого за предоставлением необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. После обращения гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение согласно п. 2.3 Порядка врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства в соответствии с перечнем лекарственных средств, в том числе перечнем лекарственных средств, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения утверждаемым в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Исходя из п. 2.4. Порядка лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных средств. В соответствии с п. 2.5. отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных средств. В соответствии с п. 2.7 Порядка в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 18 сентября 2006 года №665 утвердило Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в разделе 21 которого «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» указано лекарственное средство Бисопролол. Таким образом, истец воспользовавшись своим правом на бесплатное получение лекарственных средств и имея надлежаще оформленный рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на получение лекарства <данные изъяты> дозировкой <данные изъяты> мг в количестве <данные изъяты> таблеток обратился в МП «Аптеку №14» для получения указанного лекарственного средства. Однако, данное средство не получил в виду его отсутствия. Действующее законодательство не предусматривает отказ в выдаче лекарственных средств в виду его отсутствия, а наоборот обязывает аптечные учреждения не отказывать в отпуске указанных в предъявленном рецепте лекарственных средств в связи с их временным отсутствием, а принимать возможные меры для получения гражданами лекарственных средств, необходимых им для лечения, вплоть до отпуска аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. То есть право гражданина на получение необходимого ему лекарственного средства не должно зависеть от наличия или отсутствия его в аптечном учреждении, поэтому исковые требования Морозова В.Б. в части обязать МП «Аптека №14» выдать ему бесплатно лекарственное средство <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> таблеток дозировкой <данные изъяты> мг в соответствии с рецептом серии № № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению. Остальные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: Требование запретить МП «Аптека №14» осуществлять задержку в выдаче льготных лекарственных средств свыше 10 дней с момента предъявления им рецепта врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи направлено на защиту прав в случае их будущего (предполагаемого) нарушения ответчиком, законом такой способ защиты прав не предусмотрен. Рецепта в ДД.ММ.ГГГГ о выдаче бесплатно лекарственного средства <данные изъяты> Морозову В.Б. не выписывалось. А исходя из вышеназванных норм права основным документом на получение бесплатного лекарственного средства является рецепт, выписанный лечебным учреждением. Не подлежит удовлетворению и требование истца о компенсации ему морального вреда, поскольку отношения между истцом и ответчиком носят имущественный характер, а в соответствии со ст. 151 ГК РФ и 1099 ГК РФ возмещение морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, производится только в случаях, предусмотренных законом, а основания для взыскания компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав заявителя в сфере отношений бесплатного обеспечения лекарственными средствами в законодательстве не предусмотрены. Доказательств свидетельствующих о нарушении ответчиком личных неимущественных прав Морозовым В.Б. в суд не представлено. Суд исследовал довод истца о том, что вследствие действий ответчика ухудшилось его состояние здоровья и не нашел его соответствующим действительности, так как, исходя из амбулаторной карты медицинского больного данных о том, что состояние его здоровья на протяжении октября, ноября, декабря 2009 года ухудшилось не имеется. О том, что состояние больного за названные месяцы было стабильным показала и его лечащий врач ФИО1, оснований не доверять которой у суда нет. Закон не предусматривает основание взыскания морального вреда в целях наказания ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Морозова В.Б. удовлетворить частично. Обязать Муниципальное Предприятие «Аптека №14» п. Сусанино выдать Морозову Валентину Борисовичу бесплатно лекарственное средство с торговым названием <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> таблеток покрытых оболочкой дозировкой <данные изъяты> мг в соответствии с рецептом серии № № от ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска отказать. Взыскать с Муниципального Предприятия «Аптека №14» п. Сусанино в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в <данные изъяты> ста рублей. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Сусанинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: